Государственная политика и регулирование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

В условиях реформирующейся России огромную значимость приобретают проблемы дальнейшей стабилизации экономики ее регионов, прогрессивное движение которых не может динамично осуществляться без привлечения всех имеющихся резервов социально-хозяйственного роста и развития. Важным компонентом такого развития является сектор малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение.
1.Экономическая характеристика предприятия.
1.1.Технико-экономическая характеристика предприятия.
1.2. Анализ основных показателей деятельности. 2. Государственная политика малого бизнеса.
2.1. Теоретическая основа государственного регулирования малого пред-принимательства.
2.2.ООО"Сфера" как объект государственного регулирования.
3.Выводы и предложения.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.Государственная политика и регулирование малого бизнеса.docx

— 72.51 Кб (Скачать файл)

     По  результатам проведенного анализа  видно, что в 2010 году предприятие намного превысило значение всех показателей в сравнении с 2009 годом.

     Среднегодовая стоимость основных средств изменилась за счет их переоценки в начале 2010 года и поступления новых основных средств. На предприятии переоценивались  сельскохозяйственные машины. А так  же за счет начисленной амортизации, которая, в соответствии с учетной  политикой  ООО «Сфера» рассчитывается линейным способом.

     Сильное изменение потерпел состав персонала  организации. По сравнению с 2009 годом  он увеличился на 94 человека, что составило 772% роста. Соответственно вырос показатель начисленной заработной платы — 11266 тыс. рублей в 2010 году. Изменение  по сравнению с 2009 годом составило 10109 тыс. руб.

     Себестоимость произведенной продукции составила  в 2009 году— 13902 тыс. руб., а в 2010 году — 62622 тыс.руб. увеличение произведенной продукции на 350,5% обосновано увеличением сельскохозяйственных угодий, количества рабочих и приобретением дополнительных машин.

     Чистая  прибыль за 2010 год составила 31732 тыс. руб. прибыль не облагалась налогом, так как для целей налогообложения  применяется специальный налоговый режим: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей(Единый сельскохозяйственный налог). И в течение пяти лет с момента создания предприятия налог не начисляется и не уплачивается.

     В отчетном году по сравнению с предыдущим годом расходы предприятия возросли на 57169 тыс. руб. В составе всех элементов затрат произошли некоторые изменения. Так, в отчетном году по сравнению с предыдущим годом увеличились доля материальных затрат на 15,5%, т.е. на 40631 т.р.

     Сумма затрат на оплату труда выросла на 10106 тыс. руб., и их доля увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 8,8%. Также увеличилась и сумма начисленной амортизации с 137 т.р. до 1767 т.р.

       Итоговая сумма затрат на производство  за отчетный период увеличилась на 57169 т.р., что свидетельствует о его расширении и увеличении объемов выпущенной продукции.

     Рентабельность  продаж показывает, какую долю, чистая прибыль занимает в общем объеме продаж. Соответственно, формула для расчета рентабельности продаж имеет следующий вид: Рентабельность продаж = чистая прибыль / объем продаж (выручка)

     Чем выше этот показатель, тем лучше. На исследуемом предприятии наблюдается положительная тенденция, что свидетельствует об эффективности работы.

     Рентабельность  всего капитала дает нам представление  о том, как эффективно компания распоряжается  всем своим капиталом – собственным и заемным. Рассчитывается рентабельность всего капитала по формуле: Рентабельность всего капитала = чистая прибыль / весь капитал.

       На величину данного показателя  сильное влияние оказывает величина заемных средств и стоимость обслуживания долга. Чем выше доля заемных средств под который компания привлекает средства и чем выше процент, тем ниже чистая прибыль и, соответственно, ниже рентабельность всего капитала. В ООО «Сфера» динамика данного показателя отрицательная. Наблюдается снижение на 140,8 единиц. 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Государственная политика малого бизнеса.      

                     

     2.1. Теоретическая основа государственного регулирования малого      предпринимательства. 

     С переходом экономики РФ на рыночные отношения, началом развития малого бизнеса стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. «Бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым. Сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие- небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия». В большинстве определений подчеркивается, что бизнес-деятельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

     К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу. Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций, экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей: 

     • доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

     • доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

     • доли мелких предприятий в общем  количестве коммерческих предприятий;

     • доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

     • доли малого бизнеса в экспорте продукции;

     • доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

     • доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

     • доли отдельных видов продукции  или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

     Развитие  в России малого бизнеса имеет  большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

     • мелкий бизнес позволяет заполнить  все наши рынки и наиболее полно  удовлетворять потребности населения  в потребительских товарах и  услугах;

     • для создания мелких фирм не требуются  крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

     • развитие мелкого бизнеса это  одно из действенных направлений  антимонопольной политики и обеспечения  конкурентной среды;

     • мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные  управленческие структуры;

     • мелкие фирмы могут быстрее и  дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;

     • развитие мелкого бизнеса позволяет  в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;

     • с развитием мелкого бизнеса  появляется средний класс и класс  мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

     • малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего, гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей; « в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики» [14, ст. 30]. Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

     • в снижении уровня безработицы;

     • в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;

     • в улучшении качества обслуживания;

     • в более высокой удовлетворенности  людей, особенно высоко необразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения;

     • в формировании среднего класса в  обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

     • в формировании многочисленного  класса мелких собственников, которые  в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

     • в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

     Социальная  значимость малого бизнеса имеет  и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

     Развитие  малого предпринимательства в России осуществлялось в основном за счет разукрупнения государственных  предприятий и организаций и возникновения новых малых предприятий с участием физических и юридических лиц. Первые малые предприятия в нашей стране создавались как кооперативы на основе Закона «О кооперации», опубликованного в 1986 г. Процесс создания малых предприятий значительно ускорился с публикацией постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В нем впервые разрешалось в ограниченных размерах использование на малых предприятиях наемного труда. В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [1] к числу малых предприятий относятся предприятия с предельной численностью работающих:

     - в промышленности, строительстве  и на транспорте-100 человек;

     - сельском хозяйстве-60 человек;

     - инновационной деятельности-60 человек;

     - оптовой торговле-50 человек;

     - научно-технической сфере-60 человек;

     - розничной торговле и бытовом обслуживании-30 человек;

     - остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности-50 человек.

     Этим  же законом статус «малого» не предоставляется  предприятию, в учредительном капитале которого доля юридического лица (или  лиц) превышает 25%. Другими словами, малыми предприятиями считаются предприятия, не связанные в своем функционировании решениями других юридических (или физических) лиц в выборе стратегии и тактики действий. Постановление также вводило ряд льгот для малых предприятий, действующих в приоритетных для экономики сферах производства. Это способствовало переоформлению многих кооперативов в малые предприятия. Кроме того, предоставление льгот малым предприятиям стимулировало процессы разукрупнения государственных предприятий и организаций, создания малых предприятий в государственном секторе. Малый бизнес все сильнее воздействует на экономику и процесс ее стабилизации. Исключительное влияние малое предпринимательство оказывает на социальную сферу, оставаясь основным источником создания новых рабочих мест. В региональной структуре малого бизнеса лидирующее положение занимает Центральный экономический район. Весьма быстро растет число малых предприятий в регионе Северного Кавказа, где складывается одна из наиболее сложных ситуаций в области занятости населения. Однако в целом распределение малых предприятий по регионам страны постепенно выравнивается [11, ст. 40, 41]. В стране происходит структурная перестройка промышленного производства. Ее цель создание конкурентоспособных предприятий, интегрированных в мировую экономику. В этих условиях предприятия различных организационно-правовых форм на временной или постоянной основе объединяют свои усилия (кооперация или концентрация). Кооперация предполагает принятие предприятиями совместных решений для достижения общих целей без создания при этом единого органа управления. Обычно этот процесс происходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности. Интеграция предприятий на основе концентрации проводится посредством централизации и концентрации их хозяйственных средств или капиталов. Этот процесс связан с частичным или полным отказом предприятий от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления. Объединение предприятий на основе кооперации может быть временным или постоянным в виде различных организационных форм (картелей, синдикатов, пулов и др.).

     В гражданском кодексе РФ [6] основными  организационно-правовыми формами  являются хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Организационно-правовая форма предприятия зависит от ряда признаков: порядка формирования и минимальной величины уставного капитала, ответственности за обязательства предприятия, перечня и прав учредителей и участников и др. Товарищество на вере является разновидностью полного товарищества. По сравнению с полным товариществом оно имеет следующие особенности: состоит из двух групп участников: полные товарищи - осуществляют предпринимательскую деятельность от имени самого товарищества и несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам товарищества; вкладчики (коммандиты) - лишь делают вклады в имущество товарищества, но не отвечают своим личным имуществом по его обязательствам. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)- такое общество является разновидностью ООО, однако отличительной особенностью ОДО является то, что при недостаточности имущества данного общества для удовлетворения претензий его кредиторов участники общества могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг с другом. Однако размер этой ответственности ограничен - он касается не всего их личного имущества, что характерно для полных товарищей, а лишь для его части одинакового для всех кратного размера и сумм внесенных вкладов. С этой точки зрения такое общество занимает промежуточное место между обществами и товариществами. Акционерное общество (АО) - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым АО (ОАО). АО, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым АО (ЗАО). Согласно ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Производственный кооператив (ПК) - это добровольное объединение граждан для совместной деятельности в таких сферах, как производство, переработка, сбыт, торговля, бытовое обслуживание, медицинские услуги и т.п. Имущество, находящееся в собственности ПК, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его участниками в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен уставом кооператива.

Информация о работе Государственная политика и регулирование малого бизнеса