Государственная политика и регулирование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

В условиях реформирующейся России огромную значимость приобретают проблемы дальнейшей стабилизации экономики ее регионов, прогрессивное движение которых не может динамично осуществляться без привлечения всех имеющихся резервов социально-хозяйственного роста и развития. Важным компонентом такого развития является сектор малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение.
1.Экономическая характеристика предприятия.
1.1.Технико-экономическая характеристика предприятия.
1.2. Анализ основных показателей деятельности. 2. Государственная политика малого бизнеса.
2.1. Теоретическая основа государственного регулирования малого пред-принимательства.
2.2.ООО"Сфера" как объект государственного регулирования.
3.Выводы и предложения.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.Государственная политика и регулирование малого бизнеса.docx

— 72.51 Кб (Скачать файл)

     Все вышеизложенное, позволяет сделать  вывод о том, что малый бизнес в Российской Федерации является неотъемлемой частью рыночной экономики. Он играет важную роль в развитии страны не только в экономической сфере, но и также политической, научно-технической и самое главное в социальной сфере, где на главном месте человек. Для того чтобы бизнес процветал, малые предприятия развивались, не обходима поддержка со стороны государства. Во всем цивилизованном мире малый бизнес признан экономической базой рыночных отношений. Ведь без него не может быть как среднего, так и крупного бизнеса.

       Именно при дальнейшем успешном  развитии малого бизнеса в  Российской Федерации будет меняться структура общества и, наконец, расти средний класс — залог и опора дальнейшего поступательного движения вперед.

       Общепризнано, что малый бизнес  способствует созданию новых  рабочих мест, смягчению кризисных явлений в экономике, развитию конкуренции. Малые предприятия более динамично реагируют на рыночные изменения. Одним из главных достоинств таких предприятий является их гибкость и высокая приспособляемость, которые в конечном итоге и обеспечивают их выживание и развитие.

     Государственное регулирование малого и среднего бизнеса - это комплекс мероприятий  форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целю создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых коммерческой деятельностью осуществляемых предприятиями в условиях рыночных отношений. Комплекс форм и методов государственного регулирования, либо влияния на малый и средний бизнес.

     Содержание  государственного регулирования малого бизнеса определяется целями государственного регулирования экономики, среди которых следует выделить следующие11 Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 2003. - С. 25.:

     устойчивый  экономический рост;

     высокий уровень занятости;

     низкий  уровень инфляции;

     устойчивое  финансовое положение;

     справедливое  распределение доходов;

     стабильность  внешнеэкономической деятельности.

     Реализация  целей государственного регулирования  малого и среднего бизнеса осуществляется постановкой и решением конкретных задач:

     создание  правовых основ функционирования рыночного  хозяйства;

     обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;

     обеспечение соблюдения правил конкуренции;

     оказание  содействия предпринимательской деятельности.

     Исходя  из целей и задач государственного регулирования малого и среднего бизнеса можно предложить следующую классификацию его направлений:

     1) формирование правовой базы предпринимательской  деятельности;

     2) защита конкуренции и ограничение  монополистической деятельности;

     3) защита прав потребителей;

     4) регламентирование трудовых отношений  и поддержание социального партнерства;

     5) формирование налоговой системы  и перераспределение доходов;

     6) перераспределение ресурсов;

     7) регулирование цен и тарифов;

     8) государственная поддержка отдельных  видов бизнеса;

     9) государственное регламентирование  внешнеторговой деятельности;

     10) регулирование валютного курса.

     Формирование  правовой базы малого и среднего бизнеса включает в себя гарантирование государством права частной собственности, регламентацию организационно-правовых форм субъектов малого и среднего бизнеса, регулирование договорных отношений между субъектами рынка, выполнение государством роли арбитра при разрешении хозяйственных споров.

     Одним из основных документов, регулирующих порядок осуществления деятельности малых и средних предприятий (далее – МСП), является Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятый 24 июля 2007 г., и ставший нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.

     Закон определяет основные понятия, используемые в сфере регулирования отношений по развитию МСП, понятие субъектов МСП, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки.

     В соответствии с этим законом к  субъектам МСП в Российской Федерации отнесены хозяйствующие субъекты – юридические лица и индивидуальные предприниматели, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не должна превышать следующих предельных значений:

     микропредприятия – до 15 человек;

     малые предприятия – до 100 человек включительно;

     средние предприятия – от 101 до 250 человек включительно.

     Финансовые  ограничения (выручка) отнесения к  каждой из указанных категорий предприятий установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556, в котором указаны следующие предельные значения выручки: 60 млн. руб. для микропредприятий, 400 млн. руб. – для малых и 1 млрд. руб. – для средних предприятий.

     В результате чего Федеральный закон  № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» обеспечил сопоставимость законодательства по развитию малого и среднего предпринимательства со странами Европейского союза - основным внешнеэкономическим партнером России, выравнив критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к МСП. Основываясь на мировом опыте, показывающем, что не менее важным для эффективного развития экономики является среднее предпринимательство, новый закон как видно регламентирует и эту сферу. Таким образом, законодательно закреплен новый термин «среднее предпринимательство».

     Закон регулирует широкую сферу общественных отношений. Во-первых, как уже отмечалось, его действие распространяется на субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства. Во-вторых, новый закон регулирует основы взаимодействия субъектов МСП  не только с органами государственной власти (федеральными и региональными), но и с органами местного самоуправления, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, составляющими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

     В Федеральном законе № 209-ФЗ определена цель по формированию нормативных правовых механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечению конкурентоспособности МСП, развитию субъектов среднего предпринимательства как основы конкурентной среды, увеличению общего числа действующих субъектов малого предпринимательства, доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

     Защита  конкуренции и ограничение монополистической  деятельности предполагает контроль государственных органов за деятельностью естественных монополий путем регламентирования цен, тарифов, качества предоставляемых услуг и введение запретительных мер в отношении действий любых монополий, направленных на ограничение конкуренции или злоупотребление доминирующим положением.

     Правовое  регулирование обеспечения конкуренции  и ограничения монополистической  деятельности на товарных рынках РФ осуществляется системой нормативно-правовых актов. Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ. Статья 8 Конституции закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики - свободу конкуренции, п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства в государстве - необходимое условие поддержки конкуренции.

     Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", действующим с изменениями и дополнениями (далее - Закон о конкуренции). Предметом регулирования этого Закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ. Отношения, связанные с объектами исключительных прав, попадают в сферу его применения тогда, когда использование данных объектов направлено на ограничение конкуренции. На услуги, оказываемые на рынке ценных бумаг, Закон распространяется только в том случае, если складывающиеся на этом рынке отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарном рынке. Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, являются предметом регулирования Федерального закона от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон о конкуренции на рынке финансовых услуг). Под финансовой услугой Закон понимает деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств юридическими и физическими лицами. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, включает в себя услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке банковских, страховых, лизинговых услуг, услуг по негосударственному пенсионному обеспечению; на рынке ценных бумаг. Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством, и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях".

     Наряду  с законами, правовое регулирование  рассматриваемой сферы общественных отношений представлено большим  количеством подзаконных нормативных актов. Например, Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. определены мероприятия по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках РФ в 1998-2000 годах. Большую роль в системе антимонопольного регулирования играют акты федерального антимонопольного органа.

     Помимо  специального законодательства, нормы, определяющие антимонопольные требования при осуществлении предпринимательской деятельности, содержатся в иных актах. Во-первых, это нормы ст. 10 и 1033 ГК РФ. Кроме того, следует отметить ст. 17 Закона РФ "О недрах", ст. 32 Федераль-ногс^закона "О банках и банковской деятельности", ст. 5 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", ст. 15, 17, 20 Федерального закона "О связи" и другие акты.

     Защита  прав потребителей со стороны государства осуществляется через систему нормативно-правовых актов, определяющих порядок защиты прав потребителей, ответственность предпринимателей, систему государственной и общественной защиты потребителей.

     Правовую  основу защиты прав потребителей составляют законодательные акты, регламентирующие общественные отношения, возникающие в сфере защиты прав потребителей.

     В соответствии со статьей 1 Закона «О защите прав потребителей» отношения в  области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный Закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 № 109-ФЗ). Полный сборник кодексов Российской Федерации: 21 ныне действующий кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. - С. 17-54; Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный Закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (в ред. от 18.07.2005 года № 89-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации: 21 ныне действующий кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. - С. 54-105. Законом «О защите прав потребителей», О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377.

       а также принимаемыми в соответствии  с ним иными федеральными законами  и правовыми актами Российской  Федерации.

     Основой правового регулирования отношений  в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации.

     Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, работах, услугах, об их изготовителях, исполнителях, продавцах, государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение.

Информация о работе Государственная политика и регулирование малого бизнеса