Государственная политика и регулирование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

В условиях реформирующейся России огромную значимость приобретают проблемы дальнейшей стабилизации экономики ее регионов, прогрессивное движение которых не может динамично осуществляться без привлечения всех имеющихся резервов социально-хозяйственного роста и развития. Важным компонентом такого развития является сектор малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение.
1.Экономическая характеристика предприятия.
1.1.Технико-экономическая характеристика предприятия.
1.2. Анализ основных показателей деятельности. 2. Государственная политика малого бизнеса.
2.1. Теоретическая основа государственного регулирования малого пред-принимательства.
2.2.ООО"Сфера" как объект государственного регулирования.
3.Выводы и предложения.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.Государственная политика и регулирование малого бизнеса.docx

— 72.51 Кб (Скачать файл)

     Регламентирование трудовых отношений и поддержание  социального партнерства включает в себя  : формирование трудового законодательства, системы социального партнерства представителей работников и работодателей, охрану труда и систему мер по разрешению трудовых споров.

     Государственное регулирование трудовых отношений  включает в себя такие аспекты, как  взаимодействие государства с работодателями и работниками, регулирование минимальной  оплаты труда, его нормативов, условий  и продолжительности, помощь в трудоустройстве  молодежи, защита прав женщин, лиц пенсионного возраста, представителей этнических меньшинств, государственное страхование на случай безработицы.

     Государство как регулятор трудовых отношений  является своеобразным «гарантом», который защищает человека от произвола работодателей, дает возможность отстаивать свое достоинство и интересы.

     Хозяйственная власть частного собственника объективно способна творить произвол и приносить  интересы людей в жертву прибыли. Экономически общество в этом заинтересовано, но еще более оно заинтересовано в том, чтобы учитывался человеческий фактор, забвение которого способно привести к крупным социальным потрясениям (трудовым конфликтам, массовому недовольству).

     Будучи  в юридически равном положении с  работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

     Также необходимо помнить, что само по себе наличие должным образом подготовленного закона недостаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона).

     Возрастающее  значение государственной политики в сфере труда обусловлено  рядом факторов экономического, научно-технологического, социального характера. Среди них - замедление роста числа высокооплачиваемых рабочих мест с полным рабочим временем, распространение новых форм частичной, временной занятости, которые способствуют неустойчивости доходов и риску оказаться за чертой бедности и в период трудовой активности, и после выхода на пенсию.

     Особенностью  современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

     Формирование  налоговой системы и перераспределение  доходов осуществляется посредством бюджетного планирования, принятия ставок подоходного налога, налога на прибыль и других налоговых изъятий, а также установления системы социального обеспечения.

     Основными задачами налоговой политики на современном  этапе развития России является обеспечение  государства финансовыми ресурсами в достаточном объеме, создания условий для развития и регулирования хозяйства страны, сглаживания неравенства в условиях доходов населения и повышения в целом его благосостояния.

     Перераспределение ресурсов реализуется в целях  финансирования природоохранных мероприятий, содержания органов государственного управления, обеспечения внутренней и внешней безопасности страны.

     Регулирование цен и тарифов проводится государством в основном в отношении продукции и услуг естественных монополий. Эти цены и тарифы регулируются для того, чтобы защитить интересы потребителей и не допустить использования монопольного положения в целях извлечения необоснованной прибыли.

     Основной  задачей государственного регулирования  является установление экономически обоснованных цен и тарифов, при соблюдении принципов экономической обоснованности затрат по регулируемым видам деятельности, обеспечения коммерческих организаций финансовыми средствами на развитие производства, создание условий для привлечения инвестиций, обеспечения доступности услуг для потребителей, достижения баланса интересов производителей и потребителей.

     Служба  осуществляет следующие основные полномочия: в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги, реализуемые предприятиями и организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, Служба устанавливает:

     1. тарифы на электрическую энергию;

     2. тарифы на тепловую энергию;

     3. розничные цены и тарифы на  природный и сжиженный газ;

     4. цены (тарифы) на услуги систем  водоснабжения;

     5.цены (тарифы) на транспортные услуги (подъездные железнодорожные пути, перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) и автомобильным транспортом по внутриобластным маршрутам, включая такси) и др.;

     6. торговые надбавки к ценам  на лекарственные средства и  изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок  к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные  категории граждан, имеющие право  на государственную социальную  помощь в виде набора социальных  услуг;

     7. плату за технологическое присоединение  к распределительным электрическим  сетям и (или) стандартизированные  тарифные ставки, определяющие величину этой платы;

     8. цены на топливо твердое, печное  бытовое и керосин, реализуемые  населению;

     9. в сфере регулирования деятельности  организаций коммунального комплекса,  оказывающих услуги водоснабжения  и водоотведения:

     - устанавливает по муниципальным  образованиям предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок в рамках предельного индекса;

     - осуществляет мониторинг выполнения  производственных программ организаций коммунального комплекса;

     - составляет протоколы об административных  правонарушениях в области ценообразования,  предусмотренных Кодексом РФ  об административных правонарушениях;

     - принимает решения и выдает  предписания в пределах своих  полномочий, установленных настоящим Положением и федеральными законами, которые являются обязательными для исполнения.

     Государственная поддержка отдельных видов бизнеса осуществляется исходя из принципов системности, протекционизма и селективности. В зависимости от целей, которые государство ставит при поддержке того или иного вида бизнеса, определяется и объем помощи, который способен оказать воздействие на положительную динамику.

     В России существуют различные организационные  формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. По данным В.А. Рубе, проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

     Одну  из важнейших проблем малого бизнеса  в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог  или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые  предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.

     В целях развития малого бизнеса и  обеспечения его государственной  поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической реформы Этим документом определены также приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народно-

     го  потребления, включая товары, имеющие  экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

     Государственное регламентирование внешнеторговой деятельности нацелено на гармоничное  сочетание частных предпринимательских  интересов с общегосударственными интересами и реализуется через таможенно-тарифную систему и систему мер по содействию и стимулированию внешнеторговой деятельности, к которым относятся разработка программ развития внешней торговли, кредитование и страхование, обеспечение гарантий, организация ярмарок и выставок и др.

     Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности представляет внешнеэкономическую  политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами.

     Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, социально-экономической политикой, проводимой государством, с другой - задачами экономического роста. Отсюда, целями внешнеэкономической политики являются:

     - обеспечение взаимовыгодного сотрудничества  с другими странами;

     - поддержание конкурентоспособности  отечественных производителей на мировом рынке;

     - обеспечение экономической безопасности  страны;

     - обеспечение сбалансированности  торгового и платежного балансов  страны.

     Активизация внешнеэкономической политики обусловлена  интернационализацией хозяйственных связей и научно-техническим процессом. В этом же направлении действуют и такие факторы, как-то:  

     - обострение конкурентной борьбы  на мировом рынке; 

     - дестабилизация валютных курсов, возросшее неравновесие платежных балансов;

     - внешние долги, особенно развивающихся  стран.

     Государственное регулирование внешнеэкономических  связей осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Объясняется это тем, что расширение международных экономических связей той или иной страны требует новых инструментов оптимизации ее участия в международном разделении труда, ограждении национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке.

     Важнейшим объектом государственного регулирования  и инструментом проведения внешнеэкономической политики является торговая политика. Торговая политика государства - система мер, воздействующих на развитие торговых отношений с иностранными государствами. Внешняя торговля обеспечивает получение дополнительных средств для развития национальной экономики и повышению конкурентоспособности отечественных производителей.

Информация о работе Государственная политика и регулирование малого бизнеса