Государственный бюджет и проблема его сбалансированности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Каждая семья ежемесячно продумывает свои расходы из имеющихся доходов, т.е. составляет бюджет, но большинство из нас не задумывается о его роли в нашей жизни. Бюджет является основой не только для каждой семьи, но и для каждого города, района, государства.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание работы

Введение 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 6
1.1 История возникновения бюджета 6
1.2 Доходы и расходы бюджета 10
2 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1 Бюджетная система РФ 14
2.2 Принципы бюджетной системы РФ 16
3 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА: ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ 19
3.1 Подходы к проблеме сбалансированности бюджета 19
3.2 Сбалансированность государственного бюджета: понятие и условия 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика.docx

— 116.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                            3

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ                                                                        6

1.1 История возникновения  бюджета                                                                            6

1.2 Доходы и расходы бюджета                                                                                     10

2 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                     14

2.1 Бюджетная система РФ                                                                                           14

2.2 Принципы бюджетной системы РФ                                                                    16

3 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА: ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ            19

3.1 Подходы  к проблеме сбалансированности  бюджета                                      19

3.2 Сбалансированность государственного  бюджета: понятие и условия           22

Заключение                                                                                                                     27

Список использованной литературы                                                                          29

 

Введение

 

Каждая семья ежемесячно продумывает  свои расходы из имеющихся доходов, т.е. составляет бюджет, но большинство  из нас не задумывается о его роли в нашей жизни. Бюджет является основой  не только для каждой семьи, но и  для каждого города, района, государства.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет.

Бюджетная система представляет собой  довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, её социально- экономического строя, государственного устройства. Бюджет является барометром экономического и  социального состояния и политического  положения государства.

Его главное назначение – с помощью  финансовых средств создать условия  для эффективного развития экономики  и решения общегосударственных  социальных задач. Таких, например, как  обеспечение населения общественными  товарами и услугами, перераспределение  доходов, стабилизация экономики. Общественные товары и услуги – дороги, пожарная охрана, правоохранительные службы, национальная оборона, общественные школы и клиники  – служат большому числу людей  и не могут быть произведены в  рамках частного предпринимательства.

В России в последнее время вызывает дискуссии проблема сбалансированности бюджета. Высок интерес финансистов  к проблемам дефицита и профицита  бюджета.

Успех экономической стабилизации в России во многом зависит от реформы  бюджетной системы, от создания оптимальных  форм бюджетных взаимоотношений, снятия социальной напряжённости в стране. Согласно Конституции РФ, федеральный  центр должен создать основу для  реализации социальной политики.

Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функции.

Ведь несбалансированный государственный  бюджет может привести к высокой  инфляции и, следовательно, к значительно  нестабильной социально-политической ситуации. Эта проблема вполне актуальна  и для нынешней России. Если проанализировать самые бурные политические перевороты в истории, можно заметить, что  одной из главных предпосылок  этих событий служил глубокий бюджетный  кризис. Это относится к Великой  французской революции, Октябрьской  революции 1917г., к краху Веймарской республики в Германии, приведшему к приходу к власти Адольфа  Гитлера. В каждом из этих случаев  к моменту переворота правительство  было обременено огромными долгами  и фактически неплатежеспособно. И  в каждом из этих случаев политический переворот, вызванный финансовым кризисом, позже привёл к внутригосударственной  и международной катастрофе огромных масштабов.

Правительственные программы борьбы с бедностью предусматривают  перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоёв населения. Программы по стабилизации экономики  направлены на нейтрализацию колебаний  деловой активности в обществе. Все  эти задачи не могут быть решены без соответствующего финансового  обеспечения. Поэтому государство  аккумулирует определённую сумму денежных средств (доходы государственного бюджета), а затем распределяет их по целевому назначению (расходы бюджета государства). В странах с рыночной экономикой основным источником доходов являются налоговые поступления – до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений оказывается  недостаточно для покрытия расходов правительства, последнее прибегает  к займам государственным, также  составляющих доходную статью государственного бюджета, пособий ветеранам войны  и т.д. Кроме того, к расходной  статье бюджета государства относится  выплата процентов по государственному долгу. Таким образом, государственный бюджет является финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда последние равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница, является положительным сальдо, или бюджетным профицитом. Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или бюджетным дефицитом.

Актуальность темы заключается  в первостепенной важности бюджета  для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности. В курсовой работе подробно рассказывается о сущности российского бюджета, описывается его структура и характер взаимодействия ее субъектов.

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и  государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические  отношения в обществе.

Основными задачами данной курсовой работы являются:

- ознакомление с историей возникновения  государственного бюджета;

- раскрытие содержания государственного  бюджета, его функций;

- рассмотрение доходов и расходов  бюджета;

- определение роли государственного  бюджета как финансовой базы  социально-экономического развития  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

 

    1. История возникновения бюджета

 

Бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Во всех европейских государствах, в том числе и России, собирались доходы и проводились расходы, т.е. на юридических нормах существовала система доходов и расходов.

Когда палата общин в Англии 14-15 вв. утверждала субсидию королям, то перед окончанием заседания, канцлер казначейства открыл портфель, в котором хранилась бумага с соответствующем законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета. С конца 17в. бюджетом стал называться документ, который содержал, утверждаемый парламентом, план доходов и расходов государства.

Глубокие перемены, произошедшие в конце 18в.- начале 19в. в политике, социальных отношениях и в сфере экономики, повлекли за собой коренные перемены в государственном порядке. Одним из общих признаков новых условий государственной жизни было быстрое увеличение госбюджетов и долгов. Вначале этот рост казался явлением исключительным. Финансисты начала 19в. Считали, что с наступлением спокойных времён бюджет уменьшится, однако рост бюджетов превзошёл все ожидания. В связи с этим возник вопрос о необходимости планомерной деятельности государства, и средством такой планомерности стал госбюджет. Он представлял собой государственную роспись доходов и расходов в цифровом выражении.

В России порядок становления «госросписи», или «сметы доходов и расходов», ведёт начало с 1863 г. До этого времени  бюджетного права в России не существовало, т.к. бюджетная практика отрицала все  его принципы.

После Февральской революции при  Временном правительстве расходы  производились с использованием кредитов. До середины 1918г. Продолжали действовать кредиты, ассигнованные  по сметам 1917г.

 

Основы бюджетного устройства государства  были сформулированы в Конституции  РСФСР 1918г., в которой 5ый раздел так и назывался «Бюджетное право».

Конституция 1918г. Установила федеративное устройство РСФСР, а именно единый госбюджет, включавший в себя государственные  доходы и расходы.

Ни один расход из средств государственного казначейства не может быть произведён без установления на него кредита  в росписи дохода и расхода  или путём издания особого  постановления центральной власти. [5]

В 1921г. С переходом к новой  экономической политике (НЭП) Декретом ВЦИК о мерах по упорядочению финансового  хозяйства от 10 октября 1921г. Бюджет был восстановлен в своих правах. Самым крупным успехом этого  курса была финансовая реформа. В  её ходе был восстановлен Государственный  банк, появились кооперативные банки, кредитные и страховые товарищества, частные банки на концессионной  основе. Восстановилась система налогов, пошлин и платежей за пользование  транспортом, введена устойчивая валюта – червонец.

С выходом в 1924г. Конституции СССР были внесены изменения в банковскую систему России, столкнувшись с проблемой дефицита государственного бюджета, в 90-ые годы перешла к разработке и утверждению консолидированного бюджета. Он включал федеральный бюджет, и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации Консолидированный бюджет субъекта Федерации состоит из бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории. Такой бюджет не утверждается законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются, прежде всего статистическим сводом бюджетных показателей, которые характеризуют суммированные показатели по доходам и расходам, источникам поступления средств и направления их использования на территории России и отдельных её субъектов.[8]

Содержание бюджета как экономической  категории везде сводится к тому, что «государственный бюджет выражает финансовое отношение, связанное с  образованием и использованием централизованного  фонда денежных ресурсов страны».

До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные  с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений)

 

Понятие и роль государственного бюджета

По своему материальному содержанию бюджет – это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли – регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе – система денежных и иных общественных отношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».[6]

Государственный бюджет представляет собой план расходов правительства  и источников их покрытия, который  приобретает силу закона после обсуждения и утверждения его проекта  законодательными органами власти. Исполнительная власть (правительство) отчитывается перед  ними и несёт ответственность  за исполнение закона о бюджете. За неисполнение государственного бюджета  правительство после отчёта может  быть отправлено в отставку.

Любой бюджет выполняет следующие  основные функции:

  1. Перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП);
  2. Государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;
  3. Осуществления социальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом;
  4. Контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.[7]

Распределительная функция  бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням  государственной и территориальной  власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения, направляя  бюджетные средства на поддержку  или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно  усиливать или сдерживать темпы  производства, ускорять или ослаблять  рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Контрольная функция бюджета действует  одновременно с распределительной  и предполагает возможность и  обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных  средств.

Принципы, которым должен соответствовать  бюджет:

  1. Полнота;
  2. Единство;
  3. Реальность (правдивость);
  4. Гласность.

Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности