Государственный бюджет и проблема его сбалансированности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Каждая семья ежемесячно продумывает свои расходы из имеющихся доходов, т.е. составляет бюджет, но большинство из нас не задумывается о его роли в нашей жизни. Бюджет является основой не только для каждой семьи, но и для каждого города, района, государства.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание работы

Введение 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 6
1.1 История возникновения бюджета 6
1.2 Доходы и расходы бюджета 10
2 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1 Бюджетная система РФ 14
2.2 Принципы бюджетной системы РФ 16
3 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА: ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ 19
3.1 Подходы к проблеме сбалансированности бюджета 19
3.2 Сбалансированность государственного бюджета: понятие и условия 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика.docx

— 116.60 Кб (Скачать файл)

 

 

Также будет продолжена реализация антикризисных мер. В частности, сформирован резерв в объеме 70 миллиардов рублей, которые можно будет оперативно направлять на цели дополнительной поддержки  российской экономики, особо значимых объектов. Однако по некоторым статьям  предусмотрен режим строгой экономии, в особенности, по части расходов на содержание органов власти и другой бюрократии. По сравнению с текущим  годом на 20 процентов будут снижены  ассигнования на госуправление, причем сокращения коснутся транспортных расходов, расходов на связь, ремонт, закупку  нового оборудования и компьютеров, не будут также приобретаться  новые автомобили для министерств  и ведомств.[20]

Доходы федерального бюджета за первые 7 месяцев 2010 года, по предварительным  результатам исполнения, составили 4 659,2 млрд. рублей или 18,9% ВВП, что на 0,8% выше величины за аналогичный период 2009 года.

Поступление доходов в январе-июле составило 59,9% к общему объему доходов  федерального бюджета, утвержденному  Федеральным законом «О федеральном  бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов». Общий объем налоговых  и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 1 819,0 млрд. рублей или 7,4% ВВП (в январе-июле 2009 г. – 1 656,5 млрд. рублей). Доходы, администрируемые ФТС России, достигли по итогам января-июля 2010 г. 2 312,2 млрд. рублей или 9,4% ВВП (7,6% ВВП). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2010 года составили 528,0 млрд. рублей, или 2,1% ВВП (2,6% ВВП). Значительную часть этих средств составляют доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации, а также  процентный доход за пользование  денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке  Российской Федерации для учета  средств Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния, в  сумме 201,2 млрд. рублей. Без учета  указанных средств, поступление  доходов по прочим администраторам  в январе-июле 2010 года составят 326,8 млрд. рублей (1,3% ВВП).

Кассовые расходы федерального бюджета за январь-июль 2010 г. составили 5 198,1 млрд. рублей или 21,1% ВВП, что ниже показателя расходов в процентах  ВВП за аналогичный период предшествующего года на 1,3 п.п. При этом расходы по обслуживанию долга в номинальном значении составили 112,6 млрд. рублей, что составляет 0,5% к ВВП. Непроцентные расходы в январе-июле 2010 года были выше на 10,7% , чем в том же периоде прошлого года (5085,4 млрд. рублей или 20,6% ВВП по сравнению с 4 595,8 млрд. рублей или 21,9% ВВП соответственно).

С учетом исполнения бюджета по доходам  и расходам дефицит федерального бюджета в январе-июле 2010 г. составил 538,8 млрд. рублей или 2,2% ВВП (в аналогичном  периоде прошлого года дефицит – 893,1 млрд. рублей или 4,3% ВВП).

Сальдо государственных внутренних заимствований за январь-июль 2010 года составило, по предварительному отчету Минфина России, 50,3 млрд. рублей. Объем  средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке с начала года, составил 297,8 млрд. рублей (1,2% ВВП). Погашение долга  в январе-июле 2010 г. составило      -247,5 млрд. рублей (-1,0% ВВП) по сравнению  с -100,0 млрд. рублей (-0,5% ВВП) за соответствующий  период 2009 года.[20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

Государственный бюджет является экономической  категорией и выражает экономические  отношения, опосредующие процесс образования  и использования централизованного  фонда денежных средств государства. Государственный бюджет как экономическая  категория выражает систему экономических  отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями, организациями  и населением с другой, по поводу распределения и перераспределения  совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Сущность бюджета, как и любой  другой экономической категории, проявляется  в его функциях.

Роль государственного бюджета  в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем: государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики.

Именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов и  доходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической  политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным  средством аккумулирования финансовых средств, даёт политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, даёт государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны бюджет являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной не играет.

Бюджетная система Российской Федерации  включает государственный федеральный  бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные  бюджеты и внебюджетные фонды. Федеральный  бюджет Российской Федерации - главный  элемент бюджетной системы страны, который является основным финансовым планом государства. Он концентрирует  основную часть бюджетных ресурсов страны, выражает экономические отношения. Через государственный бюджет (федеральный  и региональные) мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и  реализации финансово-бюджетной политики страны. Важно отметить, что доходы федерального бюджета формируются  за счет нескольких статей: личных подоходных налогов - 46%, налогов с фонда заработной платы - 35%, налогов на прибыль корпораций - 10%, других налогов - 10%, а расходы  федерального бюджета характеризуются  широким разнообразием и на 80% составляют три величины ставки расходов бюджетных средств: помощь престарелым, безработным, инвалидам, малообеспеченным гражданам страны - 40%, национальная оборона - 28%, процент по государственному долгу - 14%.

Таким образом, бюджет, объединяя в  себе основные финансовые категории (налоги, государственные кредиты, государственные  расходы и др.) является ведущим  звеном финансовой системы любого государства  и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом  современном обществе.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. МАКРОЭКОНОМИКА: учебник / Под общей редакцией профессора, д.э.н. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 2007г.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2007.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2006
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Особенности применения при формировании бюджетов на 2006-2008 годы.
  5. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.
  6. Видяпин В. И., Добрынин А. И., Журавлёв Г. П., Тарасевич Л. С. Экономическая теория: Учебник. - Изд. Испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2007.
  7. Под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник - М.: КНОРУС, - 2007.
  8. Интернет/ Известия.ru
  9. Интернет газета/ Новости экономики
  10. Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. Экономическая теория: Учебник - М., Юрайт - Издат, 2005.
  11. Налоговый кодекс Российской Федерации
  12. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 7-е изд., испр. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
  13. Под ред. Проф. Николаевой И. П.. Экономическая теория: Учебник для вузов / - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  14. Под ред. Поляка Г. Б. Бюджетная система России: Учебник / - М.: ЮНИТИ, 2007.
  15. Постников С. Л.,Попов С. А. «Мировая экономика и экономическое положение России» 2006г.
  16. Самуэльсон П. А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2005.
  17. Социальное положение и уровень жизни России 2004: Стат. Сб. М., 2006г
  18. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».
  19. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 2006.
  20. http://www.minfin/ru
  21. http://www.budgetrf.ru/
  22. http://bfu.at.ua/news/2008-04-01-175
  23. http://mfit.ru/
  24. http: finance.rol

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности