Государственный бюджет и проблема его сбалансированности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Каждая семья ежемесячно продумывает свои расходы из имеющихся доходов, т.е. составляет бюджет, но большинство из нас не задумывается о его роли в нашей жизни. Бюджет является основой не только для каждой семьи, но и для каждого города, района, государства.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание работы

Введение 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 6
1.1 История возникновения бюджета 6
1.2 Доходы и расходы бюджета 10
2 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1 Бюджетная система РФ 14
2.2 Принципы бюджетной системы РФ 16
3 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА: ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ 19
3.1 Подходы к проблеме сбалансированности бюджета 19
3.2 Сбалансированность государственного бюджета: понятие и условия 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика.docx

— 116.60 Кб (Скачать файл)

Принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий на осуществление соответствующих видов расходов за органами власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает право законодательных или представительских органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы осуществлять бюджетный процесс. Он также означает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным Кодексом определять направления расходов средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицита бюджета.

Принцип полноты  отображения доходов и расходов в бюджете означает, что все доходы и расходы бюджета и другие обязательные поступления, закрепленные налоговым и бюджетным законодательством, подлежат отражению в бюджете или бюджете государственного внебюджетного фонда в обязательном порядке и полном объеме. Это означает, что при вступлении Бюджетного Кодекса в действие многие внебюджетные фонды ликвидировались.

Сбалансированность  бюджета проявляется в том, что объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников покрытия его дефицита. Причем при составлении бюджета необходимо исходить из минимизации его расходов.

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой средств от доходов и источников покрытия бюджетного дефицита. Доходы и средства от источников покрытия дефицита бюджета могут быть привязаны к определенным расходам бюджета исключительно по целевым бюджетным фондам, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчет об их исполнении, полноту информации об утвержденных бюджетах, а также доступность иных сведений по решению законодательных и представительных органов власти. Кроме того, гласность означает обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе вопросов, вызывающих разногласия между представительными и исполнительными органами власти.[13]

Вновь введенный и весьма актуальный в настоящее время принцип достоверности бюджетов означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает выделение средств в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением целей, для достижения которых используются выделенные средства.

По этим принципам бюджет признается открытым документом для общества. Общество имеет право знать куда и как тратятся от части их деньги, которые поступают в бюджет  в виде налоговых поступлений. Также  необходимо, чтоб бюджет был достоверный, честный и полный.

Такой бюджет, при составлении которого будут использованы перечисленные  принципы, будет являться достоверным планом расходов и источников их покрытия Государства.

 

 

 

 

 

 

 

3 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА: ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ

 

3.1 Подходы  к проблеме сбалансированности  бюджета

 

Существуют различные концептуальные подходы к проблеме сбалансированности бюджета.

Первый подход состоит в необходимости  полного ежегодного покрытия государственных  расходов доходами. Простота и очевидный  экономический смысл делают данную концепцию привлекательной. Так, если экономика находится в фазе кризиса, то безработица растёт, доходы экономических  субъектов падают, снижаются налоговые  поступления. В целях недопущения  бюджетного дефицита правительство  вынуждено усилить налоговый  пресс либо сократить государственные  расходы или применить эти  меры одновременно. В результате совокупный спрос сократиться, что приведёт к ещё большему углублению кризиса.

Второй подход основан на необходимости  сбалансирования бюджета в масштабах  экономического цикла. В период спада  правительство должно сознательно  допускать дефицит бюджета, снижая налоги и увеличивая государственные  расходы. В период подъёма предполагается наличие профицита, образующегося  в результате увеличения налогов  и сокращения государственных расходов. Профицит может быть использован  для покрытия дефицита, образовавшегося  в период спада. [19]

Согласно третьему подходу целью  государственных финансов является не сбалансированность бюджета, а стабильное равновесное развитие экономики, которое  может сопровождаться как устойчивым дефицитом государственного бюджета, так и его профицитом. Если высоких  устойчивых темпов роста удаётся  достичь при проведении стимулирующей  бюджетно-налоговой политики, сопровождающейся стимулированием экономики при  допущении бюджетного дефицита, то отсутствие сбалансированного бюджета  экономически оправдано. Наращивание  экономического потенциала, повышение  доходов увеличит налоговую базу, что приведёт к увеличению налоговых поступлений, расширению доходной части бюджета, более полному выполнению государством его функций в рыночной экономике. Для богатой экономики последствия постоянного наличия бюджетного дефицита и, соответственно, возрастающего в определённых пределах государственного долга не столь опасны.

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.[20]

Этот принцип даже при наличии  дефицита бюджета позволяет достичь  равенства, (баланса) между суммарной  величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные  поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета  профицитом также нежелательно, поскольку  связано с завышенной нагрузкой  на экономику и снижением общей  эффективности использования бюджетных  средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения  сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором  объем расходов, включая затраты  на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает  величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается  разными методами; одни из них применяются  при формировании бюджета; другие - при его исполнений. К методам  сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

- лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;

- совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;

- выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;

- построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;

- планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом;

- сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;

- жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; [17]

- использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:

- введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;

- строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;

- определения оптимальных сроков осуществления расходов;

- использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;

- совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;

- мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;

- последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;

- оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами;

- использования бюджетных резервов и т.д.

 

3.1 Современный бюджет

 

Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О  федеральном бюджете на 2010 год  и на плановый период 2011 и 2012 годов", принятый Государственной Думой 20 ноября и одобренный Советом Федерации 25 ноября этого года.[20]

В связи с больно ударившим по России мировым кризисом бюджет будущего года сверстан в "одногодичном формате". Предполагается, что с 2011 года он снова  станет трехгодичным, что лучше отвечает задачам обеспечения растущей экономики. Основные макроэкономические параметры  бюджета на 2010 год следующие: расходы - 9,89 триллиона рублей, доходы - 6,95 триллиона  рублей (предполагается, что к 2012 году они вырастут до 8,1 триллиона рублей).

Таким образом, запланирован дефицит  в 2,94 триллиона рублей, что составляет 6,8 процента ВВП. При этом предусматривается  последующее сокращение дефицита до 3 процентов в 2011 году. Покрывать  дефицит планируется в первую очередь за счет Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния, а также внутренних и внешних  заимствований.

Темпы роста ВВП, согласно бюджету, в 2010 году должны составить порядка  1,6 процента. Инфляция не превысит 10 процентов, а среднегодовой курс доллара США определяется в 33,9 рубля за доллар. Среднегодовая прогнозируемая цена нефти марки "Юралс" - 58 долларов за баррель.[20]

Как обещал ранее премьер Владимир Путин, бюджет-2010 будет "ярко социальным" - общие социальные расходы составят 73 процента бюджета: все социальные приоритеты будут неуклонно соблюдены. Так, в связи с началом "большой  пенсионной реформы" на пенсионное обеспечение планируется израсходовать 4,4 триллиона рублей, или 10 процентов  ВВП. В наибольших размерах повышаются пенсии старшему поколению, трудовая пенсия которых будет учитывать "советский" стаж. Благодаря этому, к концу  будущего года пенсии в среднем вырастут на 46 процентов, средняя трудовая пенсия по старости достигнет 8 408 рублей в  месяц (на конец 2012 года -10 145 рублей). В  следующем году должна быть выполнена  также программа обеспечения  жильем всех военнослужащих и ветеранов  Великой Отечественной войны, в  том числе не вставших на учет до 1 марта 2005 года. На эти цели запланированы 113 миллиардов рублей.

Бюджетные ассигнования в сумме 169,7 миллиарда рублей (на 86,3 процента выше уровня 2009 года) предусмотрены на реализацию приоритетных нацпроектов - "Доступное  жилье", "Здоровье", "Развитие АПК" и "Образование". 102 миллиарда  рублей ассигнуются на материнский  капитал, которым в следующем  году смогут воспользоваться 300 тысяч  семей. Будет обеспечено и финансирование особо значимых международных проектов - подготовка ХХ11 Олимпийских и Паралимпийских зимних игр-2014 в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году и Универсиады-2013 в Казани.[21]

Другое ключевое направление - финансирование ключевых отраслей и инновационного развития экономики. На развитие инфраструктуры и создание инновационных производств  в 2010 году из бюджета будет выделено 1,6 триллиона рублей. Из них 300 миллиардов рублей будет направлено на развитие автодорог и около 240 миллиардов рублей - на поддержку высокотехнологичных  отраслей и инноваций. На развитие гражданской  авиатехники выделяется 22,5 миллиарда  рублей, на подготовку научных и научно-педагогических кадров -11,9 миллиарда рублей, а также на программу цифрового телерадиовещания - 10,8 миллиарда рублей. Основным направлением считается также космос (выделяется 67,2 миллиарда рублей). По сравнению с предкризисным 2008 годом бюджетные расходы вырастут в 2010 году на нацбезопасность на 27,1 процента, на образование - 12,3 процента, на культуру - 21,7 процента и на здравоохранение и спорт - 19,6 процента.

Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности