Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 10:25, курсовая работа
Каждая семья ежемесячно продумывает свои расходы из имеющихся доходов, т.е. составляет бюджет, но большинство из нас не задумывается о его роли в нашей жизни. Бюджет является основой не только для каждой семьи, но и для каждого города, района, государства.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Введение 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 6
1.1 История возникновения бюджета 6
1.2 Доходы и расходы бюджета 10
2 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1 Бюджетная система РФ 14
2.2 Принципы бюджетной системы РФ 16
3 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА: ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ 19
3.1 Подходы к проблеме сбалансированности бюджета 19
3.2 Сбалансированность государственного бюджета: понятие и условия 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий на осуществление соответствующих видов расходов за органами власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных или представительских органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы осуществлять бюджетный процесс. Он также означает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным Кодексом определять направления расходов средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицита бюджета.
Принцип полноты отображения доходов и расходов в бюджете означает, что все доходы и расходы бюджета и другие обязательные поступления, закрепленные налоговым и бюджетным законодательством, подлежат отражению в бюджете или бюджете государственного внебюджетного фонда в обязательном порядке и полном объеме. Это означает, что при вступлении Бюджетного Кодекса в действие многие внебюджетные фонды ликвидировались.
Сбалансированность бюджета проявляется в том, что объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников покрытия его дефицита. Причем при составлении бюджета необходимо исходить из минимизации его расходов.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой средств от доходов и источников покрытия бюджетного дефицита. Доходы и средства от источников покрытия дефицита бюджета могут быть привязаны к определенным расходам бюджета исключительно по целевым бюджетным фондам, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчет об их исполнении, полноту информации об утвержденных бюджетах, а также доступность иных сведений по решению законодательных и представительных органов власти. Кроме того, гласность означает обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе вопросов, вызывающих разногласия между представительными и исполнительными органами власти.[13]
Вновь введенный и весьма актуальный в настоящее время принцип достоверности бюджетов означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает выделение средств в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением целей, для достижения которых используются выделенные средства.
По этим принципам бюджет признается открытым документом для общества. Общество имеет право знать куда и как тратятся от части их деньги, которые поступают в бюджет в виде налоговых поступлений. Также необходимо, чтоб бюджет был достоверный, честный и полный.
Такой бюджет, при составлении которого будут использованы перечисленные принципы, будет являться достоверным планом расходов и источников их покрытия Государства.
3 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА: ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ
3.1 Подходы к проблеме сбалансированности бюджета
Существуют различные
Первый подход состоит в необходимости полного ежегодного покрытия государственных расходов доходами. Простота и очевидный экономический смысл делают данную концепцию привлекательной. Так, если экономика находится в фазе кризиса, то безработица растёт, доходы экономических субъектов падают, снижаются налоговые поступления. В целях недопущения бюджетного дефицита правительство вынуждено усилить налоговый пресс либо сократить государственные расходы или применить эти меры одновременно. В результате совокупный спрос сократиться, что приведёт к ещё большему углублению кризиса.
Второй подход основан на необходимости
сбалансирования бюджета в
Согласно третьему подходу целью государственных финансов является не сбалансированность бюджета, а стабильное равновесное развитие экономики, которое может сопровождаться как устойчивым дефицитом государственного бюджета, так и его профицитом. Если высоких устойчивых темпов роста удаётся достичь при проведении стимулирующей бюджетно-налоговой политики, сопровождающейся стимулированием экономики при допущении бюджетного дефицита, то отсутствие сбалансированного бюджета экономически оправдано. Наращивание экономического потенциала, повышение доходов увеличит налоговую базу, что приведёт к увеличению налоговых поступлений, расширению доходной части бюджета, более полному выполнению государством его функций в рыночной экономике. Для богатой экономики последствия постоянного наличия бюджетного дефицита и, соответственно, возрастающего в определённых пределах государственного долга не столь опасны.
Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.[20]
Этот принцип даже при наличии
дефицита бюджета позволяет достичь
равенства, (баланса) между суммарной
величиной бюджетных
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.
Сбалансированность бюджета
- лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
- совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
- выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
- построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
- планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом;
- сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;
- жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; [17]
- использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.
В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:
- введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
- строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
- определения оптимальных сроков осуществления расходов;
- использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
- совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;
- мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;
- последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;
- оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами;
- использования бюджетных резервов и т.д.
3.1 Современный бюджет
Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", принятый Государственной Думой 20 ноября и одобренный Советом Федерации 25 ноября этого года.[20]
В связи с больно ударившим по России мировым кризисом бюджет будущего года сверстан в "одногодичном формате". Предполагается, что с 2011 года он снова станет трехгодичным, что лучше отвечает задачам обеспечения растущей экономики. Основные макроэкономические параметры бюджета на 2010 год следующие: расходы - 9,89 триллиона рублей, доходы - 6,95 триллиона рублей (предполагается, что к 2012 году они вырастут до 8,1 триллиона рублей).
Таким образом, запланирован дефицит
в 2,94 триллиона рублей, что составляет
6,8 процента ВВП. При этом предусматривается
последующее сокращение дефицита до
3 процентов в 2011 году. Покрывать
дефицит планируется в первую
очередь за счет Резервного фонда
и Фонда национального
Темпы роста ВВП, согласно бюджету, в 2010 году должны составить порядка 1,6 процента. Инфляция не превысит 10 процентов, а среднегодовой курс доллара США определяется в 33,9 рубля за доллар. Среднегодовая прогнозируемая цена нефти марки "Юралс" - 58 долларов за баррель.[20]
Как обещал ранее премьер Владимир
Путин, бюджет-2010 будет "ярко социальным"
- общие социальные расходы составят
73 процента бюджета: все социальные
приоритеты будут неуклонно соблюдены.
Так, в связи с началом "большой
пенсионной реформы" на пенсионное
обеспечение планируется
Бюджетные ассигнования в сумме 169,7 миллиарда рублей (на 86,3 процента выше уровня 2009 года) предусмотрены на реализацию приоритетных нацпроектов - "Доступное жилье", "Здоровье", "Развитие АПК" и "Образование". 102 миллиарда рублей ассигнуются на материнский капитал, которым в следующем году смогут воспользоваться 300 тысяч семей. Будет обеспечено и финансирование особо значимых международных проектов - подготовка ХХ11 Олимпийских и Паралимпийских зимних игр-2014 в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году и Универсиады-2013 в Казани.[21]
Другое ключевое направление - финансирование ключевых отраслей и инновационного развития экономики. На развитие инфраструктуры и создание инновационных производств в 2010 году из бюджета будет выделено 1,6 триллиона рублей. Из них 300 миллиардов рублей будет направлено на развитие автодорог и около 240 миллиардов рублей - на поддержку высокотехнологичных отраслей и инноваций. На развитие гражданской авиатехники выделяется 22,5 миллиарда рублей, на подготовку научных и научно-педагогических кадров -11,9 миллиарда рублей, а также на программу цифрового телерадиовещания - 10,8 миллиарда рублей. Основным направлением считается также космос (выделяется 67,2 миллиарда рублей). По сравнению с предкризисным 2008 годом бюджетные расходы вырастут в 2010 году на нацбезопасность на 27,1 процента, на образование - 12,3 процента, на культуру - 21,7 процента и на здравоохранение и спорт - 19,6 процента.
Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности