Государственный бюджет и проблема его сбалансированности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Каждая семья ежемесячно продумывает свои расходы из имеющихся доходов, т.е. составляет бюджет, но большинство из нас не задумывается о его роли в нашей жизни. Бюджет является основой не только для каждой семьи, но и для каждого города, района, государства.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание работы

Введение 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 6
1.1 История возникновения бюджета 6
1.2 Доходы и расходы бюджета 10
2 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1 Бюджетная система РФ 14
2.2 Принципы бюджетной системы РФ 16
3 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА: ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ 19
3.1 Подходы к проблеме сбалансированности бюджета 19
3.2 Сбалансированность государственного бюджета: понятие и условия 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика.docx

— 116.60 Кб (Скачать файл)

Под полнотой бюджета понимается включение  в бюджет полностью всех доходов  и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают  бюджет брутто и бюджет нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые  доходы государства и валовые  расходы, а в бюджет нетто - только чистые расходы и доходы. Например, расходы на государственные предприятия  включаются в бюджет брутто, а в  бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.

Единство бюджета заключается  как в единообразном порядке  составления бюджета, так и в единой бюджетной документации. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой.

 

    1.  Доходы и расходы бюджета

 

Доходы бюджета включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет и состоящие  из налоговых и неналоговых доходов, кроме того, доходы бюджета образуются за счёт безвозмездных перечислений.

Под налоговыми доходами подразумеваются платежи, которые не подлежат обмену, в пользу бюджета. К ним также относятся штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.

К неналоговым доходам относятся: доходы от продаж и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; штрафы, внимание которых не связано с налогами; доходы от платных услуг.

В зависимости от источников поступления  бюджетные доходы можно подразделить на собственные и регулирующие.

  1. Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся: налоги и другие обязательные платежи.
  2. Регулирующие доходы бюджета – федеральные и региональные налоги, иные платежи.

Наиболее сложная проблема в  бюджетном устройстве – бюджетный  федерализм, т.е. бюджетное взаимоотношение  центра и регионов. Доходная часть  территориального бюджета состоит  из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций, субсидий и кредитных ресурсов.

Расходы бюджета выполняют своё функциональное назначение, вытекающее из основных функций государства (государственное  управление, международная деятельность, национальная оборона):

- Ведомственные - обеспечение адресного выделения бюджетных ассигнований,

- Экономические – те виды финансовых операций, с команды которых государство выполняет расходы внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами (выделение средств на заработную плату, субсидии, дотации, покупка товаров и услуг, выплата процентов по долгам, предоставление кредитов другим экономическим агентам и др.)

Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы бюджетов представляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность.

В составе капитальных расходов сформулирован бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования проектов.

Объём денежных средств, направленных в бюджетное развитие, устанавливается  федеральным законом о бюджете  на следующий год

Текущие расходы бюджета – это часть расходов бюджета, обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономике.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и  капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, национальную конкурентоспособность  на мировых рынках.

Расходы бюджета играют в государственном регулировании экономики несравненно меньшую роль, чем бюджетные доходы, и в первую очередь такие инструменты, как налоги и ускоренное амортизационное списание основного капитала.

Оценка состояния государственных  финансов определяется соотношением доходов  и расходов государственного бюджета. Превышение расходов по государственному бюджету над доходами называется бюджетным дефицитом. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.

По природе своего происхождения  необходимо различать циклический и структурный бюджетный дефицит. Данное разграничение основано на различии его структурной и циклической частей. Размеры структурной части бюджета определяются действием дискреционных мероприятий, например, установлением налоговых ставок. Циклическая часть бюджета зависит то колебания деловой активности.

Если фактический государственный  бюджет отражает фактические денежные доходы, расходы и дефицит за год, то структурная часть бюджета  охватывает доходы, расходы и дефицит, которые имели бы место, если бы экономика  функционировала на уровне потенциального выпуска. Циклический бюджет представляет собой разницу, между фактическим и структурным бюджетами.

Разграничение структурного и циклического дефицита необходимо для оценки эффективности  проводимой фискальной политики. Без  этого ни размеры дефицита бюджета, ни его динамика не могут характеризовать  состояние экономики. Увеличение бюджетного дефицита может порождаться как  стимулирующими мерами, так и быть следствием циклического спада.

Воздействие бюджетного дефицита на уровень экономической активности определяется способами его финансирования, в числе которых основными  являются:

- выпуск новых денег (монетизация);

- выпуск займов;

- рост налоговых поступлений.

Монетизация осуществляется в форме  эмиссии наличных денег, а также  в некоторых других формах, таких, как кредиты Центрального банка  государственным предприятиям на льготных условиях, отсрочка платежей государства  за приобретённые товары и услуги.

В целом монетизация дефицита государственного бюджета ведёт к превышению темпов роста денежной массы над темпами  роста реального ВВП, следствием чего является усиление инфляционных процессов.

Долговой способ финансирования бюджетного дефицита создает отсрочку роста  цен. Государство размещает свои обязательства в Центральном  банке, а также среди коммерческих банков и населения. В экстремально неблагоприятных условиях государство  может прибегнуть к принудительным займам под низкие процентные ставки, что, по сути, превращается в механизм дополнительного налогообложения.

Государство, выходя на денежный рынок  с целью размещения займов, вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы  с частным сектором. В результате увеличения спроса на денежные средства процентная ставка растёт, что способствует вытеснению с денежного рынка  частных инвесторов. Инвестиции в  частном секторе сокращаются, потребительские  расходы уменьшаются. Имеет место  так называемый эффект вытеснения, который снижает стимулирующую  роль фискальной политики.[9]

Эффект вытеснения имеет место  только при структурном дефиците. При циклическом дефиците этот эффект не действует, поскольку во время  экономического спада спрос на деньги уменьшается, что ведёт к снижению процентных ставок. Чем в большей  степени реакция Центрального банка  и финансовых рынков приводит к ужесточению  кредита, тем больше будет указанный  эффект. В целом интенсивность  и масштабы действия эффекта вытеснения частных инвесторов зависят от целого комплекса факторов: величины сбережений, инфляционных ожидания экономических  субъектов, характера проводимой денежно-кредитной  политики, динамики валютных курсов и  т. д. Поэтому последствия воздействия  бюджетного дефицита на инвестиционную активность в экономике не могут  быть однозначно предсказуемы.

Финансирование дефицита государственного бюджета путём увеличения налоговых  поступлений предполагает, как правило, снижение ставок налогообложения для  достижения ими оптимального уровня, что позволит в перспективе расширить  базу налогообложения.

 

 

2 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Бюджетная система Российской Федерации

 

При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может  реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической  базы общественного производства.

Для России в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов.[3]

Как уже упоминалось, бюджетная  система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная  система включает два звена: государственный  бюджет и многочисленные местные  бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная  система состоит из трех звеньев:

- государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства);

-  бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в России);

- местные бюджеты [2].

Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как  суверенного государства является республиканский (федеральный) бюджет. Именно он обеспечивает централизацию  части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения  и перераспределения национального  дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также  между экономическими районами.

Отдельное, не менее, а, может быть, и более важное звено бюджетной  системы Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. Если в советские времена стремление к всеобщей централизации приводило  к тому, что удельный вес местных  бюджетов в государственном бюджете  СССР не превышал 10-15 %, то с началом  рыночных преобразований в ведение  местных властей были переданы отрасли  хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее  время обеспечивается финансирование более 80 % бюджетных расходов на здравоохранение, более 60 % расходов на просвещение, крупные  бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры [3].

Свод федерального бюджета и  бюджетов субъектов Федерации образует понятие “Консолидированный бюджет” России. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти.

Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно  сложную процедуру, включающую его  составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что получило название бюджетного процесса. [14]

Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление  отчета об исполнении бюджета и его  утверждение. Для завершение исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.

 

2.2 Принципы бюджетной  системы России

 

Бюджетным Кодексом РФ законодательно закреплены основные принципы, на которых  строится бюджетная система страны. В их число входят:

  • принцип единства бюджетной системы;
  • принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • принцип самостоятельности бюджетов;
  • принцип полноты отображения доходов и расходов в бюджете;
  • принцип сбалансированности бюджета;
  • принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • принцип общего покрытия расходов бюджетов;
  • принцип гласности;
  • принцип достоверности бюджета;
  • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств по отдельным видам расходов.[12]

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы страны, где имеется одно платежное средство – рубль, единство форм бюджетных документов, форм бюджетного процесса, ответственности и санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единообразный порядок бухгалтерского учета бюджетных средств всех уровней бюджетной системы.

Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности