Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 14:29, курсовая работа
Конституирующим началом руководства является власть. Нередко само руководство трактуют как разновидность власти, властных отношений.
Власть – одно из фундаментальных начал общества, всех его структурных уровней. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных объединениях, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве и международных коалициях. Власть в организации является одной из разновидностей общественной власти.
Введение
1. Теоретические основы содержания власти в организации
1.1 Понятие, сущность и виды власти
1.2 Основы и источники власти
1.3 Последствия неограниченной власти и безвластия. Баланс власти
2. Проявление власти в организации
2.1 Властные отношения в ходе эволюции организации
2.2 Делегирование власти
3. Политика как способ реализации власти в организации
3.1 Политические процессы в организации
3.2 Приемы, позволяющие усилить власть в организации
Заключение
Список литературы
Поверхностный подход к работе со стороны руководителя приводит к тому, что подчиненные получают возможность не работать, а только имитировать выполнение обязанностей. В результате исполнитель занимает позицию безоговорочного принимающего всю неограниченную власть своего руководителя.
III. Манипулирование
и другие жестокие методы
Существует сложность в нахождении общего языка между руководителем и подчиненными. Одним из негативных проявлений взаимодействия коллектива с руководителем может быть противостояние, то есть когда интересы и цели подчиненных не совпадают с целями организации и (или) руководитель не может направить действия подчиненных на достижение этих целей. Вследствие этого в определенном подразделении или на одном уровне наступает безвластие. Его последствия могут развиваться по-разному. Так, если подчиненные являются сплоченным коллективом, то среди них вероятнее всего есть неформальный лидер, тогда властные полномочия и возможность влиять на поведение сотрудников может перейти к нему. Причем диапазон власти у лидера может быть шире, чем у руководителя, и не стеснен рамками должностных полномочий. Развитие ситуации в условиях безвластия будет зависеть от уровня компетентности, грамотности, профессионализма, целей и ценностей, которые лежат в основе сплоченности коллектива, и стремления неформального лидера направить действия людей в позитивное направление деятельности. Если же среди подчиненных не будет выдвинут лидер, то безвластие приобретет черты анархии, что весьма опасно, так как у каждого члена коллектива существует цель, которую он скорее всего не согласует с коллегами, и следовательно, ситуация становится трудно управляемой.
Но также ситуация может быть взята под контроль руководством более высокого ранга и приведена в норму.
Баланс власти. Сейчас повсеместно признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывают влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях.
В условиях организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем ее формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Это можно выразить следующей формулой:
Обычно руководитель имеет
власть над подчиненными потому, что
последние зависят от него в таких
вопросах, как повышение заработной
платы, рабочие здания, продвижения
по службе, расширение полномочий, удовлетворение
социальных потребностей. Однако в
некоторых ситуациях
Руководитель должен сознавать,
что поскольку подчиненные
Кроме подчиненных над
руководителем могут иметь
Таким образом, главной целью руководителя является направление усилий коллектива на достижение общих целей организации при любых условиях. Она достигается с помощью власти, под которой подразумевается способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинить их своей воле. Власть базируется на личной и организационной основе. Они, в свою очередь, включают в себя источники власти, которые тесно взаимосвязаны. Неограниченная власть и безвластие имеют определенные последствия, которые могут негативно сказываться на эффективной деятельности коллектива и организации в целом. А для равномерного во всех отношениях, комфортного и эффективного существования, как организации, так и ее коллектива необходимо соблюдение соотношения зависимостей двух видов: зависимости подчиненных от руководителя и зависимости руководителя от подчиненных, то есть баланса власти.
2. Проявление власти в организации
2.1 Властные отношения в ходе эволюции организации
«Власть и организация
неотделимы друг от друга, как жизнь
и воздух», – отмечают исследователи.
И в периоды стабильного роста,
и при необходимости
Любая организация участвует
в борьбе за власть, а также выступает
элементом властных отношений. В
последних она может
- как субъект власти (например, власть корпораций). Однако при этом власть организации всегда остается лишь маской, за которой скрывается власть конкретных лиц;
- как властное пространство,
подконтрольное какому-либо
- как ресурс власти, роль которого в современном обществе крайне велика.
Помимо межорганизационной среды властные отношения и борьба за власть существуют также внутри организационной структуры.
Как отмечает Дж.К.Гэлбрейт, успех организации в борьбе за власть всегда отражает ее внутреннюю среду, эффективность организации властных отношений и конкуренции внутри организации. Властными отношениями и конкуренцией определяется процедура принятия организационных решений, которые, в свою очередь, определяют развитие организации.
В качестве примера организационной
структуры власти рассмотрим акционерное
общество (корпорацию). Г.Клейнер выделяет
шесть возможных центров власти
в корпорации – генерального директора,
администрацию, отдельных акционеров,
собрание акционеров в целом, общее
собрание работников предприятия и
отдельных работников, а также
три вида конкуренции между ними
(за формальную позицию, за влияние
и за право принимать решения).
Помимо этого в рамках общества могут
возникнуть также и неформальные
коалиции акционеров, членов администрации
и работников, конкурирующие между
собой. Наконец, помимо юридической
структуры, описанной выше, организация
имеет и бизнес-структуру (заместителей
директора, штабные и линейные подразделения).
В ней также формируются
С точки зрения формальной
иерархической структуры
Структура властных отношений
и борьбы за власть в организации
обусловливается как
Отношения власти меняются в
ходе эволюции организации. При этом
возникает процесс
На различных этапах жизненного цикла организации в ней, как правило, складываются различные виды и формы властных отношений:
I. Возникновение организации.
Властные отношения носят
II. Экспансия. Рост
организации вызывает
III. Зрелость. В организации
существует многоступенчатая
IV. Упадок. Формальные
отношения власти и её
Описанная схема, безусловно, справедлива не для каждой организации. Большинство организаций так и не преодолевают стадию «команды единомышленников». Иногда «команда» «разваливается» из-за непрерывной борьбы за власть. В некоторых случаях бизнес-культура организации такова, что она может существовать исключительно в режиме постоянной экспансии. На это ориентированы и менеджеры – экспансия дает возможность быстрого карьерного роста. Соответственно, замедление темпов развития ведет к упадку организации. Другие организации, напротив, на долгие десятилетия «застревают» на стадии зрелости, и в них формируется аналог «чиновничества».
2.2 Делегирование власти
Делегирование – это процесс, посредством которого руководители помогают подчиненным приобретать навыки использования власти, необходимой для принятия решений, имеющих отношение к ним самим и к их работе.
В основе делегирования лежит принципиально иной взгляд на то, что представляет собой власть. До сих пор речь шла в основном о власти над людьми. Концепция делегирования делает упор на способности влиять на ход событий.
Делегирование власти, полномочий – это, по сути, «лакмусовая бумажка» для выявления менеджерских способностей у руководителя. Невозможно долго управлять персоналам посредством ограничения информации и концентрирования на себе максимального количества решений, и если начальник не способен эффективно делегировать полномочия, он занимает не свое место.
Руководитель может работать
и развиваться только вместе со своими
сотрудниками, передавая им полномочия
и власть для решения задач. Передача
части менеджерских обязанностей подчиненным
позволяет руководителю сосредоточиться
на достижении приоритетных целей и
способствует вовлечению рядовых сотрудников
в управленческий процесс. Делегирование
дает возможность оптимизировать работу
и повысить производительность труда.
Но, к сожалению, этот инструмент иногда
используется российскими руководителями
неграмотно, что зачастую обусловлено
отсутствием навыков