Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является - дать представление об инновационной деятельности предприятия и применения ее на практике. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач: Рассмотреть понятие инноваций и их классификацию. Определить сущность и организацию инновационной деятельности. Описать методы организации инновационной деятельности. Дать общую характеристику предприятия ОАО «ЗЖБИ». Провести анализ инновационной деятельности на предприятии ОАО «ЗЖБИ». Выявить основные направления совершенствования инноваций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
Глава 1 Теоретические основы инновационной деятельности на предприятии……………………………..……………………………………..…6
1.1. Понятие инноваций и их классификация ………………………………..6
1.2. Сущность и организация инновационной деятельности………………..11
1.3. Методы организации инновационной деятельности……………………19
Глава 2 Анализ состояния инновационной деятельности на предприятии на примере ОАО «ЗЖБИ»…………………………………………………………..25
Общая характеристика предприятия……………………………………..25
Анализ инновационной деятельности предприятия…………………….31
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЕ ОАО «ЗЖБИ»…………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - копия.docx

— 82.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

Глава 1 Теоретические основы инновационной деятельности на предприятии……………………………..……………………………………..…6

1.1. Понятие инноваций и их классификация ………………………………..6

1.2.    Сущность и организация инновационной деятельности………………..11

1.3.   Методы организации инновационной деятельности……………………19

Глава 2 Анализ состояния инновационной деятельности на предприятии на примере ОАО «ЗЖБИ»…………………………………………………………..25

    1. Общая характеристика предприятия……………………………………..25
    2. Анализ инновационной деятельности предприятия…………………….31

Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЕ ОАО «ЗЖБИ»…………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной  общественности и предпринимательских  кругов России. Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Инновационную сферу от научной  и производственной отличает наличие  специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового  регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации  инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и  кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

Инновации — это новшества (новые методы, идея, изобретение), доведенные до стадии коммерческого использования  и предложения на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизна  продукта (процесса) всегда связана  с ростом экономического эффекта  от его использования.

Инновационная деятельность предприятия есть процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Необходимо отметить, что  в значительной степени современные  экономические трудности в развитии предпринимательства обусловлены несовершенством системы управления инновационной деятельностью на предприятиях, отсутствием системы бизнес-планирования. Это обстоятельство и определяет актуальность темы данного исследования.

Таким образом, целью данной работы является - дать представление об инновационной деятельности предприятия и применения ее на практике.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть понятие инноваций и их классификацию.
  2. Определить сущность и организацию инновационной деятельности.
  3. Описать методы организации инновационной деятельности.
  4. Дать общую характеристику предприятия ОАО «ЗЖБИ».
  5. Провести анализ инновационной деятельности на предприятии ОАО «ЗЖБИ».
  6. Выявить основные направления совершенствования инноваций.

В качестве объекта исследования выступает предприятия ОАО «Завод железобетонных изделий».

Предметом исследования методологической основы является инновационная деятельность на предприятии.

Теоретической и методологической базой курсовой работы явились работы отечественных и иностранных  авторов по экономике предприятия  и менеджменту, таких как Волков О.И., Грибов В.Д., Ильенкова С. Д., Корсаков М.Н., Шумпетер Й. А.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы.

В первой главе раскрываются понятия инновации и инновационной деятельности, сущность и организация инновационной деятельности. Также описываются методы организации инновационной деятельности.

Во второй главе дается характеристика изучаемого предприятия, а именно, месторасположение данного  предприятия, цель его деятельности, виды изготавливаемой продукции, характеристика организационной структуры предприятия. Также проводится анализ инновационной  деятельности на данном предприятии.

В третье главе выявляются основные направления совершенствования  инноваций.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

    1. Понятие инноваций, их классификация и роль в развитии экономики.

Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий  по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или  улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для  удовлетворения, как индивидуального  спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.[ 6, С.113]

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс  использования новшества. С момента  принятия к распространению новшество  приобретает новое качество и  становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его  в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие "инновации" как  экономической категории ввел в  научный оборот австрийский экономист  И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

    • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
    • внедрение продукции с новыми свойствами;
    • использование нового сырья;
    • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
    • появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам '.

Девиз инновации - "новое  и иное" - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в  сфере услуг - это новшество в  самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении  работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут  служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками  и многое другое.

Инновация не обязательно  должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических  инноваций могут соперничать  в своем влиянии с такой  идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально  преображает экономику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая  обоснованность) и она обязательно  должна отвечать запросам потребителей.

Систематическая инновация  состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом  анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успешной деятельности предприятия.

Все разнообразие инноваций  можно классифицировать по ряду признаков.

1. По степени новизны:

    • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
    • улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
    • модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту применения:

    • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
    • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
    • процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
    • комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:

    • отраслевые;
    • межотраслевые;
    • региональные;
    • в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения:

    • реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
    • стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

    • экономическая;
    • социальная;
    • экологическая;
    • интегральная.

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

Опыт развитых стран свидетельствует  о том, что коренные преобразования в области производительных сил  в эпоху НТР, быстрая сменяемость  ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение  нововведений стали нормой современной  экономической жизни. И если инновационный  подход играет возрастающую роль в  развитых странах, то в современной  России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

Возрастающая роль инноваций  обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью  преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

Рассмотрим кратко эти  положения.

В условиях рыночной экономики  и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме  угрозы банкротства. Движущей силой  конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается  использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех  и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью  которого являются поиск и реализация инноваций.

В этой связи важно отметить, что один из классиков экономической  теории - А. Маршалл высказывался о  предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу  производства и предпринимательство".[6,С. 115]

В самом деле, конкуренция  лишь создает ситуацию необходимости  поиска конкурентных преимуществ фирмы  и конкурентоспособности товара. Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

Что же касается преодоления  кризиса и выхода на траекторию роста, то эту задачу можно решить только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной  перестройки экономики, решительного обновления форм и методов работы.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия