Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является - дать представление об инновационной деятельности предприятия и применения ее на практике. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач: Рассмотреть понятие инноваций и их классификацию. Определить сущность и организацию инновационной деятельности. Описать методы организации инновационной деятельности. Дать общую характеристику предприятия ОАО «ЗЖБИ». Провести анализ инновационной деятельности на предприятии ОАО «ЗЖБИ». Выявить основные направления совершенствования инноваций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
Глава 1 Теоретические основы инновационной деятельности на предприятии……………………………..……………………………………..…6
1.1. Понятие инноваций и их классификация ………………………………..6
1.2. Сущность и организация инновационной деятельности………………..11
1.3. Методы организации инновационной деятельности……………………19
Глава 2 Анализ состояния инновационной деятельности на предприятии на примере ОАО «ЗЖБИ»…………………………………………………………..25
Общая характеристика предприятия……………………………………..25
Анализ инновационной деятельности предприятия…………………….31
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЕ ОАО «ЗЖБИ»…………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - копия.docx

— 82.03 Кб (Скачать файл)

Для малых фирм характерны простота управления, широкий простор  личной инициативы, возможность проведения гибкой научно-технической политики, активное привлечение к своей  деятельности изобретателей. Это обусловливает  высокую эффективность деятельности венчурных фирм. Многие из них вносят существенный вклад в инновационный  прогресс, разработку новой продукции, прогрессивных технологий.

 

    1. Методы организации инновационной деятельности

 

Практика выработала множество  методов организации коллективного  творчества как основы инновационной деятельности.

Основная масса идей в  отношении новых товаров должна исходить из внутренних источников фирмы, особенно при наличии собственного сектора развития продукции. В «открытой» организации весь персонал является обладателем полезных идей, система  же кабинетных совещаний, подкрепленная  эффективными процедурами, представляет при этом основную ценность.

Работа в группах позволяет  использовать для принятия решений  творческий потенциал многих людей. При этом могут применяться как  логические, так и творческие методы генерирования и поиска идей. К  первой группе принадлежит, прежде всего, морфологический метод. Пошаговый  алгоритм применения данной техники описан в таблице 1.

Таблица 1

Пошаговый алгоритм морфологического метода

1-й шаг

Целостное описание проблемы без внесения каких-либо альтернативных вариантов ее решения.

2-й шаг

Выделение в проблеме отдельных  компонентов, влияющих на решение.

3-й шаг

Выдвижение ряда альтернативных решений для каждого компонента в отдельности. Составление матрицы, так называемой морфологической  шкатулки, позволяющей обобщить и  свести воедино компоненты проблемы и возможные альтернативы.

4-й шаг

Комбинирование различных  альтернативных решений компонентов, что позволяет обозначить ряд  общих альтернативных решений.

5-й шаг

Выбор и реализация альтернативы, наиболее оптимальной, с точки зрения предприятия.


 

 

Процесс создания нового продукта может сопровождаться применением  такого варианта функционального анализа, как анализ круга проблем. Отличие  данного похода состоит в том, что предметом обсуждения выступают  области проблемы вместо традиционно  принятых функций. Такой способ позволяет  охватить круг единичных проблем, связанных  с основной, то есть непосредственно с созданием нового продукта.

В то время, как применение логических методов предполагает разделение (расчленение) проблемы на составляющие компоненты и поиск оптимального сочетания частных решений,  творческие способы рассматривают проблему как единое целое.

К числу наиболее распространенных техник интуитивно-творческого поиска решений создания нового продукта относятся: мозговая атака, метод «передай дальше», метод аналогий, список признаков, метод  Дельфи, проверочный список, метод «А, Б, В», известный как «пробежка по алфавиту» и др.

Эти  методики применяются  в различных вариантах и модификациях, но обладают определенной базисной структурой. Рассмотрим их более детально.

Наиболее распространенным и известным является мозговая атака, состоящая в публичном представлении каждым своих идей, которые тут же развиваются и дополняются другими.[3, С. 367]

Метод мозговой атаки применяется  обычно при нехватке новых идей. Он основывается на том, что для активизации мышления человека нужно, вырвав его из привычной обстановки, поместить в необычные условия (в данном случае ситуационные игры), ничем не напоминающие обычные совещания. Как показывает практика, группой из десяти человек за полтора часа может быть выдвинуто до ста оригинальных идей. В то же время, считается нормальным, если специалисты отвергнут 90 процентов из них.

Профессиональная мозговая атака осуществляется постоянной по составу группой специально обученных людей. Она требует полного равноправия и раскованности участников. Ее процедура выглядит следующим образом.

 На первом этапе руководитель сначала кратко сообщает участникам, сидящим за общим столом лицом друг к другу, суть проблемы, причины ее возникновения, возможные последствия принятия и непринятия решения.

Затем в течение 10—15 минут  происходит обдумывание идей и их неупорядоченное перечисление при продолжении генерирования. Выступать можно много раз (но не подряд), в то же время запрещается совещаться, спорить, критиковать, оценивать, обращаться за поддержкой к руководителю.

Существуют определенные правила выдвижения идей, к которым  относятся: краткость изложения; уважительное отношение к партнерам; учет их компетентности; образность, конкретность, демонстрация не только преимуществ, но и слабых мест, возможных альтернатив; использование риторических вопросов и провокационных высказываний, элементов юмора; регулярное подведение промежуточных итогов; показ возможности достижения успеха.

 Количество идей здесь важнее качества, поэтому поощряется максимальное число высказываний, на первый взгляд, даже самых бессмысленных, ибо в каждом из них может содержаться рациональное зерно.

На втором этапе происходят обсуждение, уяснение, комбинирование идей по таким критериям, как соответствие поставленным требованиям; сроки и возможность реализации (отсутствие таковой); необходимость дополнительных затрат; применимость в другой сфере деятельности и прочие.

На третьем этапе идеи оцениваются и ранжируются на основе различных критериев (последовательно выбираются самые интересные и те, от которых можно отказаться, набравшие при голосовании наибольшее или наименьшее число баллов и т. п.).

Руководитель организует фиксацию высказываний, комбинирует  и систематизирует, комментирует выдвинутые идеи, следит за регламентом, помогает получить слово желающим, задает вопросы, подводит итоги.

Элементы этого метода присутствуют во многих других.

Принципиально иной подход к выработке решений отражен  в дельфийском методе, предназначенном прежде всего для нужд прогнозирования. Он разработан О. Халмером и предполагает, что анонимные эксперты, образующие комиссию, основываясь на логическом анализе, интуиции, опыте, формулируют свои идеи независимо друг от друга. Отсутствие общения позволяет избежать группового единомыслия.

Условиями успешного осуществления  мозговой атаки и других аналогичных  методов (блокнота, коллективного блокнота и др.), помимо ограничения числа участников, служат:

•   их близкий социальный статус;

•   независимость друг от друга и от руководителя;

• слабое знакомство с сутью проблемы, обеспечивающее свободу мыслей и появление оригинальных вариантов решения;

•    исключение предварительных оценок идей, снижающих активность;

•    предоставление возможности анонимных высказываний, если этого требует ситуация;

•    пресечение ухода в сторону, общих слов;

•    использование наглядных средств;

• стимулирование активности и обеспечение эмоциональной поддержки предложений;

•    помощь в конкретизации идей.

Метод «пробежки по алфавиту»  позволяет быстро извлечь необходимую  информацию, благодаря технике словесных  ассоциаций. Суть методики состоит  в предварительной проработке и  подготовке списка слов, желательно имен существительных, начинающихся с буквы А, затем слов на букву Б и так далее в алфавитном порядке до тех пор, пока список не будет насчитывать сорок - пятьдесят слов. Отобранные слова служат отправной точкой для создания идей. Овладев всецело методикой, можно начинать поиск идей с любой буквы алфавита, например, с букв Д, М, П или Р.

Подобные техники, наряду с методом «мозговой атаки» и  «списка признаков», может успешно  применятся в бизнесе для решения  широкого спектра проблем, начиная  от разработки рекламного буклета и  заканчивая выбором нового стиля  упаковки, выбора названия нового вида продукции и планирования рекламной  концепции. Например, в поисках методов  усиления мотивации собственного торгового  персонала, пробегая слова, начинающиеся с буквы «з», может возникнуть ассоциация со словом «значок». Такой стимулятор может подтолкнуть к идее награждения значком или, в более широком контексте, отзывами лучших торговых представителей по итогам работы месяца или квартала.

Метод аналогий выступает  прекрасным приемом создания нового. Творчество можно определить, как  процесс создания нестандартных  комбинаций идей и именно такой комбинацией  является хорошая аналогия.

Для того чтобы метод аналогий заработал, нужно предложить группе поразмышлять о предметах либо задачах, схожих с теми, которые подлежат обсуждению. Первые предложения, скорее всего, окажутся шаблонными, но в дальнейшем, коллеги дистанцируются от обычных стереотипов и предложат свежие и оригинальные примеры. Если предложить команде придумать аналоги продуктов, производимых компанией в настоящее время, это может вдохновить сотрудников и побудить их к разработке идей по созданию новых продуктов.

Метод «передай дальше» является разновидностью деловой игры и помогает группе преодолеть барьеры, препятствующие свободному ассоциативному мышлению и  совместному поиску решений. Игра требует  соблюдения двух основных правил:

1. Один из участников  в верхней части листа бумаги  записывает  коллеге, который  строчкой ниже фиксирует другое  предложение по заданной тематике.

2. Лист передается по  кругу либо среди членов группы  до тех пор, пока воображение  участников не иссякнет.

Таким образом, политика нововведений предприятия состоит в  пополнении товарного ассортимента совершенно новыми товарами либо модификацией уже  существующих. При разработке новых  товаров наибольшую ценность представляют логические и творческие методы поиска и генерирования идей при условии  включения в этот процесс новаторских  и креативных устремлений сотрудников  организации, раскрытия их потенциала в ходе совместного обсуждения идей и проработки проектов.

 

Глава 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЗЖБИ»

2.1. Общая характеристика  предприятия

 

ОАО «Горно-Алтайский завод железобетонных изделий» - это современное многопрофильное предприятие, со своей сложившейся инфраструктурой, имеющее свой автопарк и погрузочное оборудование, старейшее предприятие города Горно-Алтайска и уже более 48 лет является одним из основных поставщиков сборного железобетона на рынке строительных материалов.

Открытое Акционерное  Общество «Завод железобетонных изделий» является коммерческой организацией, созданной для осуществления  финансово-хозяйственной деятельности, образованное на базе государственного предприятия – Акционерно-арендное Товарищество «Горно-Алтайский завод ЖБИ». Год образования 1961.

Предприятие расположено  по адресу Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Строителей 1.

Целью общества является удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в результате его деятельности и получения прибыли. В связи с этим предприятие занимается следующими видами деятельности: производство и сбыт строительных конструкций, деталей и материалов; производство, монтаж, наладка оборудования и оснастки для изготовления строительных материалов и конструкций; транспортно-экспедиционные услуги; проектирование и строительство зданий, сооружений и инженерных сетей, производство их ремонтных работ; разработка месторождений и добыча нерудных ископаемых; торговая деятельность - оптовая и розничная торговля.

Общество работает на заказ, сколько покупатели и потребители  заказывают, столько предприятие  производит и продает.

Источником формирования капитала предприятия являются:

    1. собственные средства(амортизационные отчисления, прибыль, денежные накопления и др.);
    2. заемные средства (кредиты банков, заемные средства других организаций);
    3. привлеченные средства(от продажи акций и других ценных бумаг);
    4. средства из бюджета и внебюджетных фондов.

Общество является юридическим  лицом: имеет в собственности  обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество создано без  ограничения срока его деятельности.

Общество обязано выполнять  обязательства, вытекающие из предмета, задач и целей общества, отраженных в Уставе, осуществлять оперативный  и бухгалтерский учет результатов  финансовой деятельности, вести статистическую отчетность, предоставлять государственным  органам информацию, необходимую  для налогообложения и ведения  общегосударственной системы сбора  и обработки информации.

К органам управления общества относятся:

    • Общее собрание акционеров;
    • Совет директоров.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия