Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:49, курсовая работа
Целью данной работы является - дать представление об инновационной деятельности предприятия и применения ее на практике. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач: Рассмотреть понятие инноваций и их классификацию. Определить сущность и организацию инновационной деятельности. Описать методы организации инновационной деятельности. Дать общую характеристику предприятия ОАО «ЗЖБИ». Провести анализ инновационной деятельности на предприятии ОАО «ЗЖБИ». Выявить основные направления совершенствования инноваций.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
Глава 1 Теоретические основы инновационной деятельности на предприятии……………………………..……………………………………..…6
1.1. Понятие инноваций и их классификация ………………………………..6
1.2. Сущность и организация инновационной деятельности………………..11
1.3. Методы организации инновационной деятельности……………………19
Глава 2 Анализ состояния инновационной деятельности на предприятии на примере ОАО «ЗЖБИ»…………………………………………………………..25
Общая характеристика предприятия……………………………………..25
Анализ инновационной деятельности предприятия…………………….31
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЕ ОАО «ЗЖБИ»…………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
Для малых фирм характерны
простота управления, широкий простор
личной инициативы, возможность проведения
гибкой научно-технической политики,
активное привлечение к своей
деятельности изобретателей. Это обусловливает
высокую эффективность
Практика выработала множество
методов организации
Основная масса идей в отношении новых товаров должна исходить из внутренних источников фирмы, особенно при наличии собственного сектора развития продукции. В «открытой» организации весь персонал является обладателем полезных идей, система же кабинетных совещаний, подкрепленная эффективными процедурами, представляет при этом основную ценность.
Работа в группах позволяет использовать для принятия решений творческий потенциал многих людей. При этом могут применяться как логические, так и творческие методы генерирования и поиска идей. К первой группе принадлежит, прежде всего, морфологический метод. Пошаговый алгоритм применения данной техники описан в таблице 1.
Таблица 1
Пошаговый алгоритм морфологического метода
1-й шаг |
Целостное описание проблемы без внесения каких-либо альтернативных вариантов ее решения. |
2-й шаг |
Выделение в проблеме отдельных компонентов, влияющих на решение. |
3-й шаг |
Выдвижение ряда альтернативных решений для каждого компонента в отдельности. Составление матрицы, так называемой морфологической шкатулки, позволяющей обобщить и свести воедино компоненты проблемы и возможные альтернативы. |
4-й шаг |
Комбинирование различных альтернативных решений компонентов, что позволяет обозначить ряд общих альтернативных решений. |
5-й шаг |
Выбор и реализация альтернативы, наиболее оптимальной, с точки зрения предприятия. |
Процесс создания нового продукта может сопровождаться применением такого варианта функционального анализа, как анализ круга проблем. Отличие данного похода состоит в том, что предметом обсуждения выступают области проблемы вместо традиционно принятых функций. Такой способ позволяет охватить круг единичных проблем, связанных с основной, то есть непосредственно с созданием нового продукта.
В то время, как применение логических методов предполагает разделение (расчленение) проблемы на составляющие компоненты и поиск оптимального сочетания частных решений, творческие способы рассматривают проблему как единое целое.
К числу наиболее распространенных техник интуитивно-творческого поиска решений создания нового продукта относятся: мозговая атака, метод «передай дальше», метод аналогий, список признаков, метод Дельфи, проверочный список, метод «А, Б, В», известный как «пробежка по алфавиту» и др.
Эти методики применяются
в различных вариантах и
Наиболее распространенным и известным является мозговая атака, состоящая в публичном представлении каждым своих идей, которые тут же развиваются и дополняются другими.[3, С. 367]
Метод мозговой атаки применяется обычно при нехватке новых идей. Он основывается на том, что для активизации мышления человека нужно, вырвав его из привычной обстановки, поместить в необычные условия (в данном случае ситуационные игры), ничем не напоминающие обычные совещания. Как показывает практика, группой из десяти человек за полтора часа может быть выдвинуто до ста оригинальных идей. В то же время, считается нормальным, если специалисты отвергнут 90 процентов из них.
Профессиональная мозговая атака осуществляется постоянной по составу группой специально обученных людей. Она требует полного равноправия и раскованности участников. Ее процедура выглядит следующим образом.
На первом этапе руководитель сначала кратко сообщает участникам, сидящим за общим столом лицом друг к другу, суть проблемы, причины ее возникновения, возможные последствия принятия и непринятия решения.
Затем в течение 10—15 минут происходит обдумывание идей и их неупорядоченное перечисление при продолжении генерирования. Выступать можно много раз (но не подряд), в то же время запрещается совещаться, спорить, критиковать, оценивать, обращаться за поддержкой к руководителю.
Существуют определенные правила выдвижения идей, к которым относятся: краткость изложения; уважительное отношение к партнерам; учет их компетентности; образность, конкретность, демонстрация не только преимуществ, но и слабых мест, возможных альтернатив; использование риторических вопросов и провокационных высказываний, элементов юмора; регулярное подведение промежуточных итогов; показ возможности достижения успеха.
Количество идей здесь важнее качества, поэтому поощряется максимальное число высказываний, на первый взгляд, даже самых бессмысленных, ибо в каждом из них может содержаться рациональное зерно.
На втором этапе происходят обсуждение, уяснение, комбинирование идей по таким критериям, как соответствие поставленным требованиям; сроки и возможность реализации (отсутствие таковой); необходимость дополнительных затрат; применимость в другой сфере деятельности и прочие.
На третьем этапе идеи оцениваются и ранжируются на основе различных критериев (последовательно выбираются самые интересные и те, от которых можно отказаться, набравшие при голосовании наибольшее или наименьшее число баллов и т. п.).
Руководитель организует фиксацию высказываний, комбинирует и систематизирует, комментирует выдвинутые идеи, следит за регламентом, помогает получить слово желающим, задает вопросы, подводит итоги.
Элементы этого метода присутствуют во многих других.
Принципиально иной подход к выработке решений отражен в дельфийском методе, предназначенном прежде всего для нужд прогнозирования. Он разработан О. Халмером и предполагает, что анонимные эксперты, образующие комиссию, основываясь на логическом анализе, интуиции, опыте, формулируют свои идеи независимо друг от друга. Отсутствие общения позволяет избежать группового единомыслия.
Условиями успешного осуществления мозговой атаки и других аналогичных методов (блокнота, коллективного блокнота и др.), помимо ограничения числа участников, служат:
• их близкий социальный статус;
• независимость друг от друга и от руководителя;
• слабое знакомство с сутью проблемы, обеспечивающее свободу мыслей и появление оригинальных вариантов решения;
• исключение предварительных оценок идей, снижающих активность;
• предоставление возможности анонимных высказываний, если этого требует ситуация;
• пресечение ухода в сторону, общих слов;
• использование наглядных средств;
• стимулирование активности и обеспечение эмоциональной поддержки предложений;
• помощь в конкретизации идей.
Метод «пробежки по алфавиту» позволяет быстро извлечь необходимую информацию, благодаря технике словесных ассоциаций. Суть методики состоит в предварительной проработке и подготовке списка слов, желательно имен существительных, начинающихся с буквы А, затем слов на букву Б и так далее в алфавитном порядке до тех пор, пока список не будет насчитывать сорок - пятьдесят слов. Отобранные слова служат отправной точкой для создания идей. Овладев всецело методикой, можно начинать поиск идей с любой буквы алфавита, например, с букв Д, М, П или Р.
Подобные техники, наряду с методом «мозговой атаки» и «списка признаков», может успешно применятся в бизнесе для решения широкого спектра проблем, начиная от разработки рекламного буклета и заканчивая выбором нового стиля упаковки, выбора названия нового вида продукции и планирования рекламной концепции. Например, в поисках методов усиления мотивации собственного торгового персонала, пробегая слова, начинающиеся с буквы «з», может возникнуть ассоциация со словом «значок». Такой стимулятор может подтолкнуть к идее награждения значком или, в более широком контексте, отзывами лучших торговых представителей по итогам работы месяца или квартала.
Метод аналогий выступает прекрасным приемом создания нового. Творчество можно определить, как процесс создания нестандартных комбинаций идей и именно такой комбинацией является хорошая аналогия.
Для того чтобы метод аналогий заработал, нужно предложить группе поразмышлять о предметах либо задачах, схожих с теми, которые подлежат обсуждению. Первые предложения, скорее всего, окажутся шаблонными, но в дальнейшем, коллеги дистанцируются от обычных стереотипов и предложат свежие и оригинальные примеры. Если предложить команде придумать аналоги продуктов, производимых компанией в настоящее время, это может вдохновить сотрудников и побудить их к разработке идей по созданию новых продуктов.
Метод «передай дальше» является разновидностью деловой игры и помогает группе преодолеть барьеры, препятствующие свободному ассоциативному мышлению и совместному поиску решений. Игра требует соблюдения двух основных правил:
1. Один из участников
в верхней части листа бумаги
записывает коллеге, который
строчкой ниже фиксирует
2. Лист передается по
кругу либо среди членов
Таким образом, политика нововведений предприятия состоит в пополнении товарного ассортимента совершенно новыми товарами либо модификацией уже существующих. При разработке новых товаров наибольшую ценность представляют логические и творческие методы поиска и генерирования идей при условии включения в этот процесс новаторских и креативных устремлений сотрудников организации, раскрытия их потенциала в ходе совместного обсуждения идей и проработки проектов.
Глава 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЗЖБИ»
2.1. Общая характеристика предприятия
ОАО «Горно-Алтайский завод железобетонных изделий» - это современное многопрофильное предприятие, со своей сложившейся инфраструктурой, имеющее свой автопарк и погрузочное оборудование, старейшее предприятие города Горно-Алтайска и уже более 48 лет является одним из основных поставщиков сборного железобетона на рынке строительных материалов.
Открытое Акционерное
Общество «Завод железобетонных изделий»
является коммерческой организацией,
созданной для осуществления
финансово-хозяйственной
Предприятие расположено по адресу Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Строителей 1.
Целью общества является удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в результате его деятельности и получения прибыли. В связи с этим предприятие занимается следующими видами деятельности: производство и сбыт строительных конструкций, деталей и материалов; производство, монтаж, наладка оборудования и оснастки для изготовления строительных материалов и конструкций; транспортно-экспедиционные услуги; проектирование и строительство зданий, сооружений и инженерных сетей, производство их ремонтных работ; разработка месторождений и добыча нерудных ископаемых; торговая деятельность - оптовая и розничная торговля.
Общество работает на заказ, сколько покупатели и потребители заказывают, столько предприятие производит и продает.
Источником формирования капитала предприятия являются:
Общество является юридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество создано без
ограничения срока его
Общество обязано выполнять
обязательства, вытекающие из предмета,
задач и целей общества, отраженных
в Уставе, осуществлять оперативный
и бухгалтерский учет результатов
финансовой деятельности, вести статистическую
отчетность, предоставлять государственным
органам информацию, необходимую
для налогообложения и ведения
общегосударственной системы
К органам управления общества относятся: