Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:49, курсовая работа
Целью данной работы является - дать представление об инновационной деятельности предприятия и применения ее на практике. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач: Рассмотреть понятие инноваций и их классификацию. Определить сущность и организацию инновационной деятельности. Описать методы организации инновационной деятельности. Дать общую характеристику предприятия ОАО «ЗЖБИ». Провести анализ инновационной деятельности на предприятии ОАО «ЗЖБИ». Выявить основные направления совершенствования инноваций.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
Глава 1 Теоретические основы инновационной деятельности на предприятии……………………………..……………………………………..…6
1.1. Понятие инноваций и их классификация ………………………………..6
1.2. Сущность и организация инновационной деятельности………………..11
1.3. Методы организации инновационной деятельности……………………19
Глава 2 Анализ состояния инновационной деятельности на предприятии на примере ОАО «ЗЖБИ»…………………………………………………………..25
Общая характеристика предприятия……………………………………..25
Анализ инновационной деятельности предприятия…………………….31
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЕ ОАО «ЗЖБИ»…………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
Высшим органом управления является Общее собрание акционеров. Совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельностью общества.
Организационно-
Рис.1. Организационно-
В настоящее время на предприятии задействованы более 170 работников, в том числе генеральный директор, главный бухгалтер, менеджер.
К исполнительному органу общества
относится единоличный
Ведение бухгалтерского учета ОАО
«ЗЖБИ» осуществляет бухгалтерия предприятия.
В состав бухгалтерии входит бухгалтер
и кассир, находятся в подчинении
главного бухгалтера. Главный бухгалтер
совместно с руководителем
Финансовый отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется главному бухгалтеру. Критериями эффективности оценки деятельности отдела являются своевременное и качественное выполнение поставленных целей и задач, качественное выполнение функциональных обязанностей.
Характеристику финансовых результатов деятельности предприятия рассмотрим в таблице 2.
Таблица 2
Анализ финансовых результатов ОАО «ЗЖБИ» за 2009-2011гг,
тыс. руб.
Показатели |
2009 г |
2010 г |
2011 г. |
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. |
1863 |
3394 |
4038 |
расходы, тыс. руб. |
6571 |
9867 |
10703 |
Прочие доходы, тыс. руб. |
5326 |
5786 |
2984 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
6088 |
6906 |
4887 |
Соотношение стоимости запасов
и величин собственных и
Основные финансово-
Таблица 3
Основные производственно-
ОАО «ЗЖБИ»
Показатели |
Годы |
Темп роста,% | ||
2009 |
2010 |
2011 | ||
Выручка (тыс. руб.) |
66960 |
84021 |
104290 |
124,1 |
Затраты на пр-во и реализацию продукции |
62254 |
79520 |
95125 |
119,6 |
Затраты на 1 руб. реализ. продукции |
0,93 |
0,95 |
0,91 |
95,8 |
Численность рабочих (чел.) |
152 |
168 |
171 |
101,7 |
Фонд ЗП (тыс. руб.) |
20499 |
21581 |
20580 |
95 |
Средняя ЗП 1 раб. (руб.) |
10355 |
11490 |
12050 |
104,8 |
Производительность труда |
440,5 |
500,1 |
609,8 |
121,9 |
Рентабельность продаж (%) |
2,9 |
4,04 |
3,9 |
96 |
Прибыль от реализации продукции (тыс.руб.) |
1863 |
3394 |
4038 |
118,9 |
По данным таблицы 3 наблюдается увеличение значений большинства показателей. Выручка от реализации продукции увеличилась в 2011 г. по сравнению с отчетным годом на 37330 тыс. руб., что составляет 24,1%. Негативным фактором является увеличение затрат на производство и реализацию продукции на 19,6%, предприятию необходимо пересмотреть калькуляцию затрат на производство продукции. Наблюдается увеличение прибыли от реализации продукции на 2175 тыс. руб. Также происходит увеличение как фонда заработной платы на 81 тыс. руб., так и средней заработной платы рабочих на 1695 рублей, при этом численность рабочих увеличилась на 19 человек. Увеличение производительности труда на 21,9% происходит в связи с механизацией и автоматизацией производства; внедрением новых видов оборудования; ликвидации лишнего и малоиспользуемого оборудования; внедрением новых технологических процессов; повышением качества сырья, рационализацией и экономией материальных ресурсов; улучшением условий труда, мотивацией и стимулированием труда, т.е. создание необходимых социальных условий (производственных, бытовых, жилищных), так же за счет этого происходит увеличение средней заработной платы рабочих.
Таким образом, нам удалось
выяснить ассортимент изготавливаемой
продукции предприятия ОАО «
Данное предприятие использует ввод новых видов продукции, уже существующих на рынке товаров, что является своего рода инновациями для данного предприятия.
В ОАО «ЗЖБИ» ширина ассортимента составляет девять ассортиментных групп: железобетонные изделия для строительства зданий и сооружений; блоки бетонные стен подвалов; бетоны и растворы; песок, ПГС, известь; сетки кладочные, каркасы сварные; тротуарная плитка (ООО «Керамзит»); стеновые блоки из газобетона, керамзитобетона, шлакобетона (ООО «Керамзит» и завод ЖБИ); столярные изделия и строганный погонаж (ООО «Агашэлитстрой»); деревянные лестницы (ООО «Агашэлитстрой»).
Далее проанализируем виды выпускаемой продукции и долю каждого
из них в общей структуре товарной продукции. Приведем в табличной
форме размер и структуру выручки (табл. 4).
Таблица 4
Размер и структура денежной выручки ОАО «ЗЖБИ»
Наименование |
В тыс.рублей за 2009г. |
В тыс. рублей за 2010г. |
В тыс.рублей за 2011г. |
Структура денежной выручки, % к итогу | ||
2009 |
2010 |
2011 | ||||
Железобетон |
70109 |
67005 |
30413 |
61,7 |
57,8 |
30,5 |
Блоки стеновые |
14985,1 |
13334,63 |
3166,33 |
13,2 |
11,5 |
3,2 |
Металлоизделия |
1896 |
2341 |
10074 |
1,7 |
2,02 |
10,1 |
Бетон товарный |
19236,8 |
17286,6 |
15408,5 |
16,8 |
14,9 |
15,4 |
Раствор товарный |
1154,85 |
1765,68 |
2784,3 |
1 |
1,5 |
2,8 |
Песок |
- |
- |
2721,5 |
- |
- |
2,7 |
Песчано-гр. смесь |
2256,2 |
2956,3 |
4125 |
2 |
2,5 |
4,1 |
Известь |
- |
- |
994,0 |
- |
- |
1 |
Теплоэнергия |
3524,4 |
7879,7 |
24628,5 |
3,1 |
6,8 |
24,7 |
Автоуслуги |
526,9 |
1440,6 |
5446,4 |
0,5 |
1,2 |
5,5 |
Всего: |
113689,25 |
115854,91 |
99761,7 |
100 |
100 |
100 |
На предприятие наблюдается снижение выручки с 113689,25 тыс. руб. в 2009 году до 99761,7 тыс. руб. в 2011 году. Анализируя структуру выручки, хотелось бы отметить, что в 2009 году доля выпуска железобетона(61,7%), блоков стеновых(13,2%), бетона товарного(16,8%) была значительно выше, чем в последующие периоды, так как сравнительно недавно было запущено производство по выпуску деревянных изделий, а именно окна, двери, вагонка, половая рейка, опанелка. Хоть это и не новые товары на рынке, но все же они для предприятия являются инновациями и приносят не малую прибыль предприятию.
В рамках товарной политики
предприятие сделало уклон на
качество производимого товара и
глубину ассортимента выпускаемой
продукции. В 2008 году директором предприятия
был осуществлен сбор и оценка
информации: изучена обстановка на
рынке строительных материалов, проанализирована
деятельность конкурентов, в результате
чего была определена возможность выпуска
новых товаров и принято
Продукция, выполненная из дерева, железобетон и бетон товарный приносят не постоянный, но наибольший доход, чем другие выпускаемые товары, так как, во-первых, их потребителями являются крупные строительные предприятия, во-вторых, практически не сказывается сезонность спроса. Тротуарная плитка на предприятии производится длительное время и занимает определенную нишу. Отрицательным явлением в отношении этого товара выступает четкая сезонность спроса – весенне-летний период. Доля таких видов продукции, как стеновые блоки и железобетон в общем товарообороте за последние три года снижается, но необходимость их производства обусловлена схемой реализации, так как в большинстве случаев покупателей интересует сопутствующие товары.
Можно отметить, что предприятие является специализированным, так как его доля по производству керамзитобетона, бетонных блоков, песка строительного, железобетона, товарного раствора, валового керамзита и услуг по производству и реализации пара и горячей воды занимают 65% на рынке Республики Алтай.
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЕ ОАО «ЗЖБИ»
Для дальнейшего совершенствования инновационной деятельности на ОАО «ЗЖБИ» необходимо осуществить ряд мероприятий.
Развитие инновационной
деятельности - одно из основных путей
получения высокого уровня прибыли.
Инновационная деятельность способствует
и формирует положительный
Инновационная политика должна основываться на приоритетах экономической политики, включая в себя:
Для создания благоприятного инновационного климата, на мой взгляд, необходимы следующие меры:
- разработка концепции развития инновационной деятельности;
- формирование нормативно-
- информационное обеспечение в виде единого и доступного инновационного банка данных;
- развитие образования и подготовка кадров для инновационной деятельности.
В целях совершенствования управления инновационными процессами на предприятии необходима систематизированная программа действий руководителей с чётким указанием конкретных целей, ресурсного обеспечения, сроков, структур, непосредственно ответственных за реализацию действий по соответствующим направлениям, способна создать действенный механизм управления инновационными процессами.
Нормативные акты, издаваемые на предприятии, должны чётко определять объёмы финансирования, структуру управления, взаимодействие различных уровней организационной структуры.
В процессе развития инновационного потенциала значительную роль должен играть так называемый отдел инновационного развития. В структуру данного отдела должны входить подразделения, имеющие специальный статус, соответствующую организационную структуру, специально подготовленный персонал и чётко определённые функции. По существу это должен быть орган комплексного планирования и координации инновационной деятельности на предприятии, важной задачей которого должно стать формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей как наращивание инновационного потенциала области, так и выход инновационной продукции на рынки.