Инвентаризации товаров и тары на предприятиях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним: инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. При этом достоверной и полной считается информация, сформированная исходя из правил и принципов, содержащихся в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, а также отражающая фактическое состояние объектов бухгалтерского учета в организации.

Содержание работы

Содержание
Введение……………………………………………………………………….. …3
Глава 1.Инвентаризация как один из элементов метода бухгалтерского учета………………………………………………………………………………..8
1.1.Сущность инвентаризации, цели и задачи проведения инвентаризации….8
1.2.Инвентаризация, осуществляемая налоговыми органами ………………..15
1.3.Нормативные документы, регулирующие проведение инвентаризации…………………………………………………………………..20
1.4.Организационно-экономическая характеристика исследуемого объекта -ООО «Предприятия Турист»……………………………………………………27
Глава 2.Инвентаризации товаров и тары на предприятиях розничной торговли…………………………………………………………………………..40
2.1.Общие правила проведения инвентаризации товаров……………….……40
2.2.Порядок проведения инвентаризации……………………………………...56
2.3.Документальное оформление инвентаризационных материалов………...60
2.4.Определение результатов инвентаризации………………………………...62
2.5.Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Характеристика счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»………………………………………………………………….…....65
Заключение ………………………………………………………………………73
Список использованной литературы…………………………………………...77
Приложения……….……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

      В каждой инвентаризационной  описи указывают наименования  инвентаризируемых товаров, а также их количество в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывается прописью число наименований материальных ценностей и их количество. При заполнении соответствующих граф инвентаризационных описей и актов инвентаризации указывается денежная оценка инвентаризируемого вида имущества и обязательств по данным первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

     Ошибки исправляются во всех  экземплярах описей: неправильные  записи зачеркиваются и над ними проставляются правильные цифры. Исправления должны быть согласованы со всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами и подписываются ими. В инвентаризационных описях и актах инвентаризации недопустимо оставлять незаполненные строки. На последней странице инвентаризационной описи делается отметка о проверке цен и подсчете итогов за подписями лиц, производивших проверку. Инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица должны расписаться, подтверждая факт проведения проверки в их присутствии, отсутствие каких-либо претензий к членам комиссии, а также принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

     Если инвентаризация товаров проводится в связи со сменой материально

ответственных лиц, то принявший имущество расписывается  в инвентаризационной описи в  получении, а сдавший - в сдаче  этого имущества.

На анализируемом  объекте инвентаризация в 2003 году проводилась дважды:

  • 1 октября 2003года;
  • 20 декабря 2003 года в связи со сменой материально ответственного лица.

     Затем производится сравнение  данных учета и данных инвентаризации  и составляется сличительная  ведомость.

      Если в ходе инвентаризации были выявлены отклонения от учетных данных, то в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества, по такому имуществу составляются сличительные ведомости

по формам, утвержденным постановлением Госкомстата  России от 18 августа 1998 года N 88:

  • Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно материальных ценностей - форма N ИНВ-19.

      Применяются для отражения результатов  инвентаризации активов, товарно-материальных  ценностей и прочих материальных  ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета.

     В сличительных ведомостях отражаются  результаты инвентаризации, то есть  расхождения между показателями  по данным бухгалтерского учета  и данными инвентаризационных  описей.

      На ценности, не принадлежащие,  но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении или арендованные) составляются отдельные сличительные ведомости.

      Сличительная ведомость составляется  в двух экземплярах бухгалтером,  один из которых хранится в  бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу.

     До составления сличительных  ведомостей и определения результатов  инвентаризации бухгалтерия организации  должна тщательно проверить правильность  всех подсчетов, приведенных в  инвентаризационных описях. Затем  бухгалтерия вносит полученные сведения в сличительные ведомости, в которых проводится сравнение фактических сведений с данными бухгалтерских документов. Обнаруженные расхождения фиксируются в проекте акта инвентаризации, к которому прилагается бухгалтерская справка с указанием возможных направлений списания выявленных недостач: на хищения, стихийные бедствия, порчу при хранении вследствие халатности виновных лиц.

      При составлении сличительных  ведомостей необходимо учитывать  пересортицу товарно-материальных ценностей (неправильный учет товаров одного сорта в составе другого сорта), суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы. Необходимо также произвести списание потерь в пределах норм естественной убыли.

      Сличительные ведомости составляют  только по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. В сличительных ведомостях отражаются выявленные отклонения, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. При этом инвентаризационная ведомость сверяется со сличительной ведомостью. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

      На ООО «Предприятие Турист»  в результате инвентаризации выявлены отклонения  по шести наименованиям товара по одной штуке по каждому на общую сумму 9 рублей 82 копейки, после чего оформлена сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей в приложение 10.

      Для оформления результатов инвентаризации  могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели  инвентаризационных описей и  сличительных ведомостей.

      На ценности, не принадлежащие  организации, но числящиеся в  бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. Владельцам ценностей предоставляется справка о результатах инвентаризации с приложением копии инвентаризационной описи.

   Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием компьютера и другой оргтехники, так и вручную.

2.2. Порядок проведения  инвентаризации                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

       Механизм проведения инвентаризации имущества определен в Методических указаниях N 49. Это основной регулирующий документ при проведении инвентаризации, которым должны руководствоваться организации всех форм собственности в той его части, в которой содержащиеся в нем правила не противоречат пп.1-3 ст.12 "Инвентаризация имущества и обязательств" Закона о бухгалтерском учете.

     Согласно данным Методическим  указаниям инвентаризации подлежит  все имущество организации независимо  от его местонахождения и все  виды финансовых обязательств.

     Результаты инвентаризации будут  признаны действительными только  в том случае, если соблюдена  процедура ее проведения. Как  правило, любая инвентаризация  состоит из следующих этапов:

1)подготовительные  мероприятия - издание приказа  по форме N ИНВ-22

проведение  инвентаризации; назначение инвентаризационной комиссии, определение сроков проведения и видов инвентаризируемого имущества, разработка внутренних инструкций, получение  расписок от материально ответственных  лиц, определение остатков имущества  и обязательств по учетным данным и т.п;

2)собственно  натуральная (вещественная) и документальная  проверка -

выявление, взвешивание, обмеривание, таксировка, подсчет материально-производственных запасов, использование данных о  существующих оценках имущества и обязательств, оформление актов инвентаризации и инвентаризационных описей;

3)сравнительно-аналитические  мероприятия - проверка и сопоставление 

данных  инвентаризационных описей и актов  инвентаризации с данными бухгалтерского учета; выявление расхождений, составление сличительных ведомостей и определение причин расхождений учетных оценок от текущих; подготовка предложений по отражению в учете результатов инвентаризации;

     4)заключительные мероприятия - оформление  ведомости учета результатов,  выявленных инвентаризацией по форме N ИНВ-26; внесение бухгалтерских записей в учетные регистры по результатам инвентаризации; издание приказа руководителя об утверждении результатов инвентаризации и привлечении к административной ответственности виновных лиц.

    Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и по каждому материально ответственному лицу, у которого находится имущество.

     Инвентаризация товарно-материальных  ценностей должна, как правило,  проводиться в порядке расположения  ценностей в данном помещении. Если товарно-материальные ценности хранятся на нескольких складах, то желательно, чтобы инвентаризация всех ценностей проводилась одновременно.

      Кроме инвентаризаций перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и в других обязательных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в течение года по распоряжению руководителя организации должны проводиться периодические инвентаризации.

      Порядок и сроки проведения  инвентаризации определяются руководителем  организации, за исключением случаев, когда проверка обязательна:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (инвентаризируется все имущество, за исключением того, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Аудиторские фирмы и аудиторы под угрозой потери репутации и лишения лицензии на право занятия профессиональной деятельностью не должны подтверждать достоверность бухгалтерской отчетности организации, которая не провела инвентаризацию в этом случае;
  • при смене материально ответственных лиц. Вновь назначенное материально ответственное лицо автоматически принимает на себя ответственность за вверяемые ему ценности в объеме, указанном в бухгалтерском учете, не подтвержденном данными инвентаризации;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.

   При не проведении инвентаризации  ответственность за недостающие  ценности несет материально ответственное  лицо;

  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями. При не проведении инвентаризации ответственность за недостающие ценности несет материально ответственное лицо;
  • при реорганизации или ликвидации организации. При не проведении инвентаризации в этом случае сделка будет признана ничтожной;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

     Количество инвентаризаций в  отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых  обязательств, проверяемых при каждой  из их, зависят от руководителя, планирующего контрольные мероприятия, кроме случаев проведения обязательной инвентаризации, и устанавливаются, как отмечалось выше, в приказе по учетной политике на следующий отчетный год.

     Рекомендуется следующая частота  проведения инвентаризаций по  видам имущества:

  • инвентаризацию материально-производственных запасов проводить не менее одного раза в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • инвентаризацию сырья и материалов - ежемесячно;
  • инвентаризацию товаров и материалов в пути и товаров отгруженных- 

не менее двух раз в год;

  • инвентаризацию денежных средств в пути - ежемесячно;
  • инвентаризацию денежных средств, денежных документов и ценностей - не менее одного раза в месяц.    

Информация о работе Инвентаризации товаров и тары на предприятиях розничной торговли