Инвентаризация МПЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – оценка и изучение порядка документального оформления движения материально-производственных запасов, анализ организации и ведения оперативного и бухгалтерского учета материально-производственных запасов, контроля над обеспеченностью, сохранностью и использованием их в производстве.

Содержание работы

Введение
1 Теоретическая часть
Вопрос 1 Понятия инвентаризация, цели и виды.
Вопрос 2 Порядок проведения инвентаризации.
Вопрос 3 Инвентаризация товарно-материальных ценностей.
Вопрос 4 Понятие, оценка производственных запасов.
Вопрос 5 Учет производственных запасов на складе.
Вопрос 6 Этапы.
Вопрос 7 Выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете.
Заключение
2 Практическая часть
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 46.12 Кб (Скачать файл)

В случае использования в  текущем учете покупных (договорных) цен по окончании месяца расчитывают суммы и процент транспортно-заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.

Организация при выборе учетной  политики на предстоящий год может предусмотреть один из следующих методов оценки материалов, списываемых на производство:

  • По средней (средневзвешенной) себестоимости.
  • По себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО).

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов  как частное от деления общей  стоимости вида (группы) запасов, на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в отчетном месяце.

Этот способ оценки материальных ресурсов является традиционным для  отечественного учета.

При методе ФИФО производственные запасы списываются на производство последовательно в порядке их поставок на предприятие по принципу: «первая партия на приход – первая в расход». Это означает, что независимо от того, какая партия отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене первой закупленной партии, затем второй и т.д.

Преимущество метода в  том, что он позволяет получать в  остатке суммы материальных ценностей  по ценам последних по времени  закупок, наиболее близко совпадающих  с текущей рыночной стоимостью.

В налоговом учете стоимость  материально-производственных запасов  складывается так же, как и в  бухгалтерском учете, из фактических  затрат организации на их приобретение.

Метод ФИФО занижает себестоимость  выпущенной продукции и соответственно увеличивает налогооблагаемую прибыль. Стоимость остатка материалов на складе является наибольшей.

Метод средней себестоимости  позволяет достичь золотой середины. Ведь он учитывает колебание цен  и сглаживает их.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 5 Учет производственных запасов на складе

Порядок учета материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии  зависит от метода их учета.

Существуют следующие  методы учета производственных запасов:

  • Количественно-суммовой.
  • С помощью отчетов материально ответственных лиц.
  • Оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Наиболее прогрессивным  и рациональным методом учета  материалов является оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов и осуществляется в карточках учета материалов (ф. М-17). Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом.

По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер и регистрирует его в карточке учета материалов в графе «Приход».

На основании расходных  документов (лимитно-заборных карт, требований) в карточке регистрируется расход материала.

В карточке после каждой записи выводится остаток.

Кладовщик в установленные  графиком сроки сдает в бухгалтерию  первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М-13) с указанием  количества документов, их номеров  и групп материалов, к которым  они относятся.

По состоянию на первое число каждого месяца материально  ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость  учета остатков материалов (ф. М-14).

Эта ведомость открывается  бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и  выдается кладовщику за день до окончания  месяца.

Работник бухгалтерии  проверяет правильность произведенных  кладовщиком записей в карточках  учета материалов и подтверждает их своей подписью на карточках.

Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода учета следующие:

  • Оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек учета материалов, которые ведется материально ответственными лицами.
  • Систематический контроль работниками бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов данным текущего складского учета.
  • Осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения, а при наличии вычислительной установки – также в разрезе номенклатурных номеров.
  • Систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 6 Этапы инвентаризации

При проведении инвентаризации можно  выделить следующие этапы:

1. Подготовительный этап, в том  числе формирование инвентаризационной  комиссии, подготовка приказа о  проведении инвентаризации, определение  сроков и видов активов и  обязательств подлежащих инвентаризации.

2. Проверка, т.е. выявление  фактического наличия объектов инвентаризации (активов, обязательств), составление инвентаризационной ведомости и сопоставление  результатов с данными бухгалтерского учета, составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений.

3. Отражение результатов инвентаризации  в бухгалтерском учете.

С 1 января 2013 года  в  соответствие с пунктом 4 статьи 11 Закона № 402-ФЗ выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. То есть, если инвентаризация проводилась по состоянию на 1 июля 2013 года, то ее результаты отражаются в отчетности за 3-ий квартал 2013 года. Пункт 5.5 Методических указаний № 49 о периоде отражения результатов инвентаризации  вступает в противоречие с этой нормой, а потому не действует. В Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» подчеркнуто, что утвержденные до вступления в силу Закона № 402-ФЗ правила ведения бухучета и составления финансовой отчетности применяются в части, не противоречащей  этому закону.

В отличие от Закона № 129-ФЗ,  в новом Законе №  402-ФЗ отсутствуют указания касающиеся порядка отражения  на счетах, возникших в результате инвентаризации излишков и недостач. При этом сохраняет свое действие пункт 28 Приказа № 34н, дублирующий положения  пункта 3 Закона № 129-ФЗ. В частности, выявленный при инвентаризации  излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, его сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы, сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Особенности инвентаризации отдельных  видов активов и обязательств предусмотрены Методическими указаниями № 49.  Кроме этого отдельные положения по порядку проведения инвентаризации в части МПЗ содержатся в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, а также в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 7 Выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена  инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском  отчете. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия  имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем  порядке:

  • Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
  • Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в законодательном порядке, списываются по распоряжению руководителя организации соответственно на затраты (расходы на продажу) организации.

Нормы убыли могут применяется лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачёта недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача, нормы естественной убыли должны применяться только к тем ценностям, по наименованию которых установлена недостача. При отсутствии норм убыли рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может  быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материалы ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений  фактического наличия ценностей  и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

Рассмотрим корреспонденцию счетов по результатам инвентаризации.

  1. Отражение на счетах излишков, выявленных при инвентаризации.

Выявленные излишки начисленных денег, основных средств, материалов, товаров, готовой продукции приходуются с последующим отнесением их в доход организации:

Дт 01 «Основные средства» - по первоначальной стоимости,

Дт 10 «Материалы» - по фактической стоимости,

Дт 41 «Товары» - по фактической стоимости,

Дт 43 «Готовая продукция» - по фактической стоимости,

Дт 50 «Касса»,

Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»

  1. Отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации.

Выявленную недостачу  отражают на активном счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:

а) Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кт 01 «Основные средства» - по остаточной стоимости,

Кт 10 «Материалы» - по фактической себестоимости,

Кт 41 «Товары» - по фактической себестоимости,

Кт 43 «Готовая продукция» - по фактической себестоимости,

Кт 50 «Касса»;

б) в розничных торговых организациях:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,

Кт 41 «Товары» - по фактической себестоимости,

Кт 42 «Торговая наценка» (способом «красное сторно»).

Счет 95иактивный, сальдо не имеет, в конце месяца закрывается.

  1. Списание недостачи в пределах норм естественной убыли (по фактической себестоимости):

Дт 20 «Основное производство»,

Дт 23 «Вспомогательные производства»,

Дт 25 «Общепроизводственные расходы»,

Дт 26 «Общехозяйственные расходы»,

Дт 29 «Обслуживающие производства»,

Дт 44 «Расходы на продажу»,

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

  1. Списание недостачи сверх нормы естественной убыли.

Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности списывают на счета виновных лиц. Стоимость недостающих ценностей, взыскиваемых с виновных лиц, определяется исходя из рыночных цен, действующих  в данной местности на день причинения ущерба. Сведения о рыночных ценах  можно получить в органах ценообразования. Разница между рыночной и фактической  стоимостью недостающего объекта, подлежащая взысканию с виновных лиц, списывается  на счет 98 «Доходы будущих периодов»:

Информация о работе Инвентаризация МПЗ