Инвентаризация товаров (имущества) и оформление результатов инвентаризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать действующую практику организации, проведения и учета результатов инвентаризации товарно-материальных запасов.
В соответствии с заданной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
- изучить экономическую и бухгалтерскую литературу по теме исследования;
- определить сущность инвентаризации товарно-материальных ценностей предприятия;
- выявить порядок подготовки и проведения инвентаризации;
- изучить аспекты документирования инвентаризации и ее результатов;
- исследовать основные аспекты организации учета результатов инвентаризации на предприятии;
- сделать выводы.

Файлы: 1 файл

инвентаризация.docx

— 93.72 Кб (Скачать файл)

По мере завершения заполнения каждой страницы описи проводится взаимная сверка всех ее экземпляров. В случае выявления расхождения вновь  проверяют те товары, по которым  получилось расхождение, и вносят исправления. Категорически запрещается вносить  в описи данные об остатках запасов  со слов материально ответственных  лиц без фактического пересчета, перевешивания, перемеривания и  обмеров. В описях не допускаются  пропуски незаполненных строк. В  последних листах описей пустые строки прочеркиваются.

При проведении инвентаризации товаров одновременно инвентаризируются  и остатки товаров (порожней и  под товаром), находящиеся на предприятии. Они заносятся в отдельную  опись по видам тары с указанием  наименования, прейскурантного номера тары, признаков, определяющих ее назначение и качественное состояние (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта  и т.д.), количества и цены за единицу.

После взаимной сверки всех экземпляров описи. Которые велись членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами, на каждой ее странице подсчитывают итоги  по количеству и сумме и указывают  прописью, какими порядковыми номерами начата и окончена страница описи. Число  порядковых номеров товарно-материальных запасов и общий итог количества в натуральных показателях всех запасов, записанных на данной странице, независимо в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) они учитывались.

По завершении инвентаризации полностью в конце описи указанные  данные следует привести отдельно по последней странице и в целом  по всей описи.

Каждую страницу всех экземпляров  инвентаризационной описи и опись  в целом подписывают материально  ответственные лица, при бригадной  материальной ответственности –  бригадир и все участвующие в  инвентаризации члены бригады и  все члены инвентаризационной комиссии. Такой порядок оформления инвентаризационных описей предотвращает ошибки, исключает  возможность внесения в последующем  в описи каких-либо дополнений и  изменений (приписок).

Оформление инвентаризационных описей завершается заполнением  материально ответственными лицами расписки следующего содержания: “Все запасы, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с № __ по №__ комиссией проверены в натуре в нашем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий не имеем. Запасы, перечисленные в описи, находятся на нашем ответственном хранении”.

При смене материально  ответственного лица расписываются  в описях оба работника: лицо, принявшее  запасы – в их получении, а лицо, передавшая запасы – в их сдаче.

Обнаруженные при инвентаризации товары устаревших фасонов и моделей  и частично потерявшие свое первоначальное качество, малоходовые и залежавшиеся товары не включаются в основную инвентаризационную опись, а заносятся в отдельную  опись. К этой описи прилагается  письменное объяснение руководителя предприятия  о причинах наличия таких товаров, и вносится предложение об их использовании  и сроках реализации.

Товары, пришедшие в полную негодность (лом, порча и брак), также  не включаются в основную инвентаризационную опись, на них комиссия составляет акт  о порче с указанием ее причин и лиц, виновных в порче (если установлено) и передает его в установленном  порядке на рассмотрение руководителю торговой организации.

Товары, проданные и оплаченные покупателями, списанные в расход по товарному отчету, но не вывезенные покупателями или не отправленные) до начала инвентаризации, также подлежат инвентаризации, и записываются в  отдельную опись под названием  “Товары, проданные до инвентаризации, но не вывезенные покупателями”. В этой описи, помимо необходимых данных о товарах, указывают также наименование покупателей, даты и номера товарных документов и выписанного счета. Документы на отпуск этих товаров включаются в товарные отчеты или реестры, составленные до инвентаризации, и передаются в бухгалтерию для списания проданных товаров со счетов материально ответственных лиц.

Товары, подготовленные к  отправке, согласно выписанным нарядам, но не оплаченные и не вывезенные покупателями до инвентаризации, включаются в основную инвентаризационную опись как собственные (непроданные) товары. При этом упакованные  товары (за исключением товаров в  фабричной упаковке) должны быть распакованы  и занесены в опись в натуре, а не по сопроводительным документам. Одновременно за подписью председателя инвестиционной комиссии на всех экземплярах  нарядов и других документов на отправку товаров делается отметка о том, что эти товары включены в инвентаризационную опись.

Товары, принадлежащие другим организациям (предприятиям) и находящиеся  на ответственном хранении, инвентаризируются, вместе с собственными и записываются в отдельную опись, в которой  делается ссылка на соответствующие  документы, подтверждающие принятие товаров  на ответственное хранение. Материально  ответственные лица обязаны до инвентаризации заполнить на них отдельный товарный отчет и предъявить инвентаризационной комиссии.

Товары, поступившие в  предприятие в период проведения инвентаризации, принимаются материально  ответственными лицами в присутствии  инвентаризационной комиссии и записываются в отдельную опись соответствующей  формы под названием “Товарно-материальные запасы, поступившие во время инвентаризации”. В описи указывается: когда, от кого поступили запасы, дата и номер сопроводительного документа, наименование запасов, количество, цена, сумма. Одновременно на приходном документе (счете-фактуре, товарно-транспортной накладной и т.п.) за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка: “ После инвентаризации”, со ссылкой на дату описи, в которую записаны документы.

Приходные документы на поступившие  товары в период проведения инвентаризации приходуются и включаются в первый товарный отчет, составленный после  инвентаризации.

При длительном проведении инвентаризации на крупных торговых предприятиях, в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера предприятия  могут отпускать товары материально  ответственными лицами в процессе инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии. Отпущенные товары заносятся  в отдельную инвентаризационную опись под названием “Товарно-материальные запасы, отпущенные во время инвентаризации”. Данная опись оформляется аналогично описи на поступившие товары в период проведения инвентаризации. В расходных документах (счете-фактуре, товарно-транспортной накладной и т.п.) за подписью председателя инвестиционной комиссии делается соответствующая отметка.

При установлении фактов неоприходования  поступивших товаров должны быть затребованы объяснения лиц, получивших их. В случае злоупотребления материалы  передаются судебно-следственным органам.

Результаты инвентаризации товарно-материальных запасов в  пути оформляются “Актом инвентаризации материалов и товаров, находящихся  в пути”, в котором по каждой отправке приводятся следующие данные: наименование (согласно документу), количество и  стоимость (согласно данным учета), дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых  эти запасы учтены на соответствующих  счетах. При этом по грузам, не прибывшим  в установленный срок и числящимся в учете как товары в пути, необходимо проверить какие меры приняты  к их розыску.

В описях на товары, отгруженные  и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводят наименование покупателя, наименование товаров, дату отгрузки, дату выписки, номер и сумма счета- фактуры.

Таким образом, инвентаризационные описи являются основными документами, фиксирующими фактическое наличие  и состояние товарно-материальных запасов в торговых помещениях и  на складе предприятия ТОО «Стимул».

Все надлежаще оформленные, пронумерованные и проверенные  инвентаризационные описи считаются  подлинными, и они передаются председателем  инвентаризационной комиссии в следующем  порядке:

-  первый экземпляр описи, заполненный членом комиссии и экземпляр, заполненный материально ответственным лицом в бухгалтерию торговой организации, где ведется учет товарно-материальных запасов;

-  второй экземпляр описи, заполненный членом комиссии, передается материально ответственному лицу под расписку на первом экземпляре.

Материально ответственным  лицам экземпляр описи передается немедленно после оформления описей подписями членов комиссии под расписку на первом экземпляре, передаваемом в  бухгалтерию.

Первые экземпляры инвентаризационных описей товаров (вместе с экземплярами материально ответственных лиц) с их перечнем, контрольные ведомости, ведомости отвесов, акты и расчеты  обмеров, акты на лом, бой, брак и порчу  товаров и другие инвентаризационные материалы передаются в бухгалтерию  предприятия в день окончания  инвентаризации или в начале следующего рабочего дня, если инвентаризация заканчивается  в нерабочее время, согласно перечню  инвентаризационных описей под расписку главного бухгалтера.

На все инвентаризационные описи заполняется специальный  перечень в двух экземплярах: первый экземпляр с распиской главного бухгалтера остается у председателя инвентаризационной комиссии, второй – при инвентаризационных описях в бухгалтерии ТОО «Стимул».

Оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где  их проверяют и сравнивают фактическое  наличие средств с данными  бухгалтерского учета. Результаты сравнения  записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое  наличие средств по данным инвентаризации, наличие средств по данным учета  и результаты сравнения – излишек  или недостача.

По завершении инвентаризации в книге контроля за выполнением  приказов о проведении инвентаризации делаются итоговые записи: дата окончания  инвентаризации по приказу и фактически, суммы недостач и излишков окончательные, дата утверждения результатов руководством, дата принятия мер по недостачам –  их погашение либо передачи дела в  следственные органы, отметка о погашении  недостач, оприходовании излишков.

Завершив инвентаризацию товарно-материальных запасов и  надлежаще оформив инвентаризационные описи, рабочая инвентаризационная комиссия выявляет предварительные  результаты инвентаризации товарно-материальных запасов на месте немедленно по ее окончании и до открытия предприятия  путем сравнения фактических  остатков товаров и тары по описи  с остатками их, показанными в  товарном отчете, составленном на дату инвентаризации.

Проведенная инвентаризация выявила недостачу ТМЗ на складе нефтепродуктов.

На товары, по которым выявлены расхождении между учетом и фактическими данными по описи, бухгалтерией составлена “Сличительная ведомость результатов  инвентаризации товарно-материальных запасов” (Приложение Г). В ней выявленные расхождения показываются по каждому  наименованию ТМЗ с подробным  указанием его отличительных  признаков, результаты инвентаризации (недостачи или излишки). ТМЗ, не имеющие  расхождения, записываются в ней  общим итогом.

По каждому факту расхождений  между показателями бухгалтерского учета и инвентаризационной описи  материально ответственные лица обязаны предоставить инвентаризационной комиссии письменные объяснения по существу расхождений с указанием причины, вызвавшей излишки, сверхнормативные недостачи и пересортицу товаров.

Результаты инвентаризации товарно-материальных запасов и  работа рабочей инвентаризационной комиссии оформлены протоколом, в  котором фиксируются итоги инвентаризации. В протоколе отмечают причины  недостачи, порчи и боя товарно-материальных запасов и виновных лиц, делают свои выводы по результатам инвентаризации товарно-материальных запасов, дают предложения  по устранению выявленных недостатков, взаимозачету недостач и излишков при  пересортице товаров, списанию товарных потерь в пределах норм естественной убыли. (Приложение Д)

По всем недостачам, потерям  и излишкам материальных запасов  и денежных средств инвентаризационной комиссией должны быть получены от материально-ответственных лиц письменные объяснения. На основании предоставленных  объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и  причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяет порядок регулирования разниц между  данными инвентаризации и бухгалтерского учета. Недостачи или порча ТМЗ  возмещаются за счет виновных лиц. По решению администрации предприятия (приказ или распоряжение по итогам работы инвентаризационной комиссии) на него закладывается взыскание. Виновное в недостаче или порче материально-ответственное  лицо обязано возместить ущерб предприятию  в соответствии с положениями  статей Закона о труде в Республике Казахстан. 

 

5. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

Инвентаризация  проводится в соответствии со стандартами  бухгалтерского учета, а потому имеет  строгую форму предприятия, проведения и оформления результатов инвентаризации.

Результаты инвентаризации показывают уровень работы всего  трудового коллектива ТОО «Стимул». Их подход к организации учета  и хранения ТМЗ на складах и  торговых залах. Прежде всего, результаты выявляют уровень профессионализма руководителя и главного бухгалтера, которые несут ответственность  за организацию учета и хранения товарно-материальных запасов.

Утвержденные  руководителем предприятия ТОО  «Стимул» инвентаризационные материалы  служат основанием для отражения  в бухгалтерском учете результатов  инвентаризации тем месяцем, в течение  которого проводилась инвентаризация.

Информация о работе Инвентаризация товаров (имущества) и оформление результатов инвентаризации