Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 04:02, курсовая работа
Инвентаризация (от лат. inventarium - опись имущества) представляет собой сверку фак-тического наличия имущества и кредиторской задолженности организации или индивидуального предпринимателя с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов:
1) резервов под снижение стоимости материальных ценностей;
2) резервов под обесценение финансовых вложений;
3) резервов по сомнительным долгам.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ 5
1.1. Понятие, функции и значение инвентаризации 5
1.2. Нормативно-правовая база инвентаризации 6
2. ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ 9
2.1. Виды инвентаризации. Бухгалтерская План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. – М., 2002.и налоговая инвентаризация имущества: цели, задачи, сходства и различия проведения инвентаризации 9
2.2. Общие правила проведения инвентаризации имущества и обязательств организации 12
2.3. Инвентаризация основных средств, материально-производственных запасов, наличных денежных средств и расчетов 18
3. ОТРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ 23
3.1. Учет излишков 23
3.2. Учет недостач 24
3.3. Зачет недостач излишками (пересортица) 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Инвентаризация основных средств. Если обратиться к действующему на сегодняшний момент налоговому законодательству, то, в соответствии с НК РФ под основным средствами следует понимать часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
В ходе осуществления проверки фактического наличия объектов основных средств, членам комиссии, во главе с председателем, необходимо произвести осмотр всех объектов, в инвентаризационную опись заносится их полное наименование, назначение, инвентарный номер и основные технические или эксплуатационные показатели.
Если проверке подвергаются такие объекты основных средств, как земельные участки, водоемы и иные объекты природных ресурсов, в этом случае также необходимо произвести проверку документов, подтверждающих наличие указанных объектов в собственности организации, установить их качественное состояние, выявить неиспользуемые или используемые не по целевому назначению объекты природных ресурсов, установить причины.
Если в ходе проведения инвентаризации комиссией будут выявлены объекты основных средств, не принятые к бухгалтерскому учету, а также объекты, по которым в регистрах бухгалтерского учета будут отсутствовать данные, либо указанные сведения, характеризующие основные средства будут неверными комиссии необходимо включить в опись верные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка таких неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению6.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно с
В ходе подведения итогов проведения инвентаризации основных средств при сопоставлении данных бухгалтерского учета и фактических, полученных в ходе проверки, может быть выявлен как излишек основных средств, так и их недостача, причем, если по результатам проведенной проверки выявлена недостача, необходимо установить виновные лица.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей. К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг), предназначенные для продажи или же используемые для управленческих нужд организации. Неотъемлемой частью материально-производственных запасов является готовая продукция и товары.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, а также проведения проверки наличия, состояния и оценки товарно-материальных ценностей организации обязаны проводить их инвентаризацию. Количество и порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей утверждается руководителем организации, за исключением тех случаев, когда проведении инвентаризации обязательно, в соответствии с действующим законодательством.
При инвентаризации товарно-материальных ценностей, все ценности, такие как производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы заносятся в описи по каждому отдельному наименованию, с указанием их вида, группы, количества и других необходимых данных, например, таких как сорт, артикул и т.д.
Также, как и при проведении
инвентаризации сотрудниками организации
рекомендуется проводить
В том случае, если проведение инвентаризации занимает достаточно большой период времени, допускается, в исключительных случаях, и только с письменного разрешения председателя инвентаризационной комиссии осуществлять материально ответственным лицам операции по отпуску товарно-материальных ценностей. Данные по такого рода ценностям заносятся в отдельную опись, под названием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации", а в каждом расходном документе делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии, или по его поручению одним из членов комиссии.
Инвентаризация товарно-
Инвентаризация денежных средств. Денежные средства организации могут быть представлены наличными деньгами в кассе организации, денежными средствами на расчетных счетах предприятия, аккредитивами, чековыми книжками и т.д.
В ходе проведения инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности инвентаризационной комиссии необходимо:
В ходе проведения инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности сотрудниками инспекции производиться подсчет фактического наличия денежных знаков и других ценностей, находящихся в кассе. Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг, а также прочих бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков, а также по каждому месту хранения и ответственным лицам. Если имеет место наличие денежных средств в пути, их инвентаризация сотрудниками налоговой инспекции будет осуществляться путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанциями учреждений банка, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.д. При проведении проверки денежных средств предприятия, находящихся на расчетных счетах в банках, в независимости от того является ли они текущими, специальными или же валютными проводится сверка остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета и данных выписок банков на конкретную дату.
Инвентаризация расчетов. Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами в первую очередь заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
Как правило, инвентаризация расчетов проводиться по окончании календарного года, перед составлением годовой отчетности.
В ходе проведения инвентаризации необходимо установить общий размер дебиторской и кредиторской задолженности. При этом необходимо выявить задолженность подтвержденную дебиторами, не подтвержденную (выявить причины расхождений), а также с истекшим сроком исковой давности. По отношению к кредиторской задолженности необходимо также выявить основание задолженности, дату возникновения обязательства, а также сроки погашения задолженности, установленные договорами или иными соглашениями.
При проведении инвентаризации расчетов с различными дебиторами и кредиторами можно выделить следующие направления проверки:
При проведении инвентаризации расчетов с банками, различного рода кредитными учреждениями, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами в первую очередь заключается в проверки обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
При проведении инвентаризации необходимо, во-первых, установить правильность осуществления расчетов с банками, налоговыми органами, во-вторых, проверить правильность и обоснованность числящейся по данным бухгалтерского учета суммы задолженности по выявленным недостачам и хищениям, и в-третьих необходимо произвести проверку правильности и обоснованности сумм дебиторской и кредиторской задолженностей.
В соответствии с п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности превышение фактического наличия имущества над данными бухгалтерского учета (излишек имущества) приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.
При определении рыночной
стоимости выявленного при
данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций;
сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;
экспертные заключения
о стоимости отдельных
Сумма излишка имущества подлежит зачислению на финансовые результаты организации. В бухгалтерском учете делаются записи:8
Д 04 - К 91, субсчет 1 "Прочие доходы" - оприходованы неучтенные нематериальные активы, выявленные при инвентаризации;
Д 07 - К 91, субсчет 1 "Прочие доходы" - оприходовано оборудование к установке, выявленное при инвентаризации как неучтенное;
Д 08 - К 91, субсчет 1 "Прочие
доходы" - приняты к бухгалтерскому
учету завершенные строительств
Д 10, 15, 20, 21, 23 - К 91, субсчет 1 "Прочие доходы" - оприходованы материалы и иные материальные ценности;
Д 41, 43 - К 91, субсчет 1 "Прочие доходы" - приняты к бухгалтерскому учету товары и готовая продукция в виде излишков, выявленных при инвентаризации;
Д 45 - К 91, субсчет 1 "Прочие доходы" - отражена стоимость выявленной при инвентаризации отгруженной продукции, не отраженной в установленном порядке на счетах бухгалтерского учета;
Д 50 - К 91, субсчет 1 "Прочие доходы" - оприходованы выявленные при инвентаризации денежные средства и денежные документы.
Для отражения в бухгалтерском учете ранее неучтенных объектов основных средств, выявленных как излишки имущества при инвентаризации, по мнению авторов, следует применять счет 08 "Вложения во внеоборотные активы". Это следует из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, согласно которой принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств отражается на дебете счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08. В упомянутой Инструкции, в разделе, касающемся применения счета 08, сказано, что он предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. Здесь же говорится о том, что только дебет счета 08 корреспондируется с кредитом счета 91 "Прочие доходы и расходы". Следовательно, оказавшиеся по результатам инвентаризации среди излишков имущества объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету следующими записями:
Д 08 - К 91, субсчет 1 "Прочие доходы" - оприходовано основное средство по рыночной стоимости;
Д 01 - К 08 - принято в эксплуатацию оформленное в установленном порядке основное средство по окончательно сформированной первоначальной стоимости.
Некоторые товарно-материальные ценности при хранении, транспортировке или переработке могут изменять свои физико-химические свойства, что может
стать причиной их естественной убыли, выявленной в ходе инвентаризации.
Согласно п. 28 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности установленные в ходе инвентаризации недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм компенсируются за счет виновных лиц.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов для обобщения информации о суммах недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей предназначен счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Установленные при инвентаризации недостачи ценностей отражаются на данном счете в следующей оценке:
Информация о работе Инвентаризация в бухгалтерском учете и отчетности