Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 04:02, курсовая работа
Инвентаризация (от лат. inventarium - опись имущества) представляет собой сверку фак-тического наличия имущества и кредиторской задолженности организации или индивидуального предпринимателя с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов:
1) резервов под снижение стоимости материальных ценностей;
2) резервов под обесценение финансовых вложений;
3) резервов по сомнительным долгам.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ 5
1.1. Понятие, функции и значение инвентаризации 5
1.2. Нормативно-правовая база инвентаризации 6
2. ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ 9
2.1. Виды инвентаризации. Бухгалтерская План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. – М., 2002.и налоговая инвентаризация имущества: цели, задачи, сходства и различия проведения инвентаризации 9
2.2. Общие правила проведения инвентаризации имущества и обязательств организации 12
2.3. Инвентаризация основных средств, материально-производственных запасов, наличных денежных средств и расчетов 18
3. ОТРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ 23
3.1. Учет излишков 23
3.2. Учет недостач 24
3.3. Зачет недостач излишками (пересортица) 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Выявленные при инвентаризации суммы недостачи ценностей отражаются в бухгалтерском учете следующими записями:
Д 94 - К 01, 04 - списана остаточная стоимость недостающих (испорченных) объектов основных средств и нематериальных активов;
Д 94 - К 03 - списаны недостающие (испорченные) материальные ценности, приобретенные для сдачи во временное пользование (временное владение и пользование) за плату;
Д 94 - К 07 - списана стоимость недостающего (испорченного) оборудования к установке;
Д 94 - К 08 - списана числящаяся стоимость недостающих (испорченных) объектов незавершенных капитальных вложений;
Д 94 - К 10 - отражена недостача (порча) товарно-материальных ценностей;
Д 94 (16) - К 16 (94) - списаны отклонения, относящиеся к недостающим ценностям (запись осуществляется при использовании счетов 15 и 16 для учета приобретения и заготовления материально-производственных запасов);
Д 94 - К 19 - списаны числящиеся суммы НДС по похищенным и испорченным материальным ценностям, ранее принятым к учету;
Д 94 - К 20, 23, 29 - отражена числящаяся стоимость незавершенного производства согласно результатам инвентаризации;
Д 94 - К 44 - отражена недостача, связанная с осуществлением расходов напродажу;
Д 94 - К 21 - списаны недостающие (испорченные) полуфабрикаты собственного производства;
Д 94 - К 41 - списана числящаяся стоимость недостающих (испорченных) товаров, если организация осуществляет торговую деятельность;
Д 94 - К 42 - произведена сторнировочная запись на сумму торговой наценки по недостающим или испорченным товарам, если организация осуществляет торговую деятельность;
Д 94 - К 43 - списана числящаяся стоимость недостающей (испорченной) готовой продукции;
Д 94 - К 45 - списана стоимость недостающей готовой продукции, ранее учтенной в установленном порядке как товары отгруженные, у организации-поставщика;
Д 94 - К 50 - отражена недостача наличных денежных средств и денежных документов в кассе, выявленная при инвентаризации;
Д 94 - К 58 - списана числящаяся стоимость недостающих, испорченных долговых ценных бумаг;
Д 94 - К 81 - отражена недостача собственных акций, выкупленных у акционеров (участников)9.
После определения причин недостач и источников их погашения суммы, учтенные на счете 94, подлежат списанию в следующем порядке. Недостачи материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли списываются на счета учета затрат на производство и расходы на продажу. При этом в учете делаются записи:10
Д 20, 23, 25, 26, 29 - К 94 - сумма выявленных недостач в пределах норм естественной убыли списана на счета учета затрат;
Д 44 - К 94 - сумма выявленных недостач материальных ценностей в пределах норм естественной убыли списана на расходы на продажу, если организация осуществляет торговую деятельность.
Убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации в случае выявления фактических недостач. Причем недостачи в пределах установленных норм естественной убыли определяются после зачета недостач по пересортице. Если после зачета недостач по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только к тому наименованию ценностей, недостача которых установлена.
В соответствии с п. 9.24 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5, для равномерного включения потерь от естественной убыли в расходы организации, ведущие торговую деятельность, могут формировать резерв на естественную убыль. Сумма фактически установленных в процессе инвентаризации потерь от естественной убыли списывается за счет такого резерва в пределах его величины. При этом в бухгалтерском учете делается запись:
Д 96 - К 94 - списаны потери за счет резерва на естественную убыль, если организация ведет торговую деятельность.
Недостача имущества и
потери от порчи ценностей, а также
недостача материально-
Согласно ст. 242-244 ТК РФ за недостачу ценностей, вверенных работнику наосновании договора о полной материальной ответственности, он несет полную материальную ответственность, которая заключается в обязанности возмещать нанесенный ущерб в полном размере.
В соответствии со ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисленным исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. Это означает, что по решению руководителя организации недостача с виновного лица может быть взыскана не по фактической себестоимости недостающих ценностей, а по рыночным (для организаций торговли - продажным) ценам, по которым эти ценности будут вновь приобретены.
Взыскание сумм причиненного недостачей имущества ущерба необходимо производить с учетом положений ст. 248 ТК РФ. Взыскание суммы ущерба в размере не более среднего месячного заработка может производиться по распоряжению работодателя. Причем такое распоряжение должно быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера ущерба. Если этот срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, а его сумма превышает средний месячный заработок работника, то взыскание причиненного ущерба осуществляется в судебном порядке.
Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы ограничен: удержания не могут превышать 20%, а при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50% его заработка (ст. 138 ТК РФ).
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов для обобщения информации о расчетах по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, предназначен счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".
Задолженность работника по возмещению материального ущерба отражается в бухгалтерском учете записью:
Д 73, субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" - К 94.
Спорным остается вопрос,
касающийся восстановления НДС, относящегося
к недостающим товарно-
С другой стороны, Налоговый кодекс Российской Федерации прямо не требует восстанавливать налог в данной ситуации, и если изначально товарно-материальные ценности приобретались для осуществления операций, облагаемых НДС, вычет был произведен правомерно. Случаи, когда организации обязаны восстановить налог, перечислены в ст. 145 и 170 НК РФ, и недостача ценностей там не поименована. Однако, если придерживаться такой позиции, то нужно быть готовым отстаивать свою точку зрения в суде. Поэтому, чтобы избежать долгих споров с налоговыми органами, небольшие суммы "входного" НДС лучше восстановить в бухгалтерском учете.
Если недостача взыскивается по распоряжению руководителя в размере рыночной стоимости недостающего объекта, то разница между его рыночной и учетной стоимостью (включая сумму восстановленного "входного" НДС) подлежит учету в составе доходов будущих периодов до момента погашения недостачи виновным лицом:
Д 73, субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" - К 98, субсчет 4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей".
По мере получения с виновного лица суммы, подлежащей взысканию, указанная выше разница списывается со счета 98, субсчет 4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей", в кредит счета 91, субсчет 1 "Прочие доходы". Таким образом, разница между рыночной ценой и учетной стоимостью недостающих ценностей в бухгалтерском учете в составе внереализационных доходов будет отражаться равными частями в течение срока погашения задолженности виновным лицом11.
Работник может добровольно возместить недостачу полностью или частично. По соглашению сторон допускается также возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник должен дать письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. При увольнении такого работника, если он отказывается возместить причиненный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.
Погашение задолженности по возмещению ущерба путем внесения денежных средств в кассу организации отражается записью:
Д 50 - К 73, субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".
Если задолженность по возмещению ущерба погашается путем удержания из заработной платы виновного лица, то в учете делается запись:
Д 70 - К 73, субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".
Согласно ст. 240 ТК РФ работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника.
При отказе работодателя от взыскания суммы причиненного ущерба с работника сумма выявленной недостачи ценностей признается прочим внереализационным расходом и отражается в учете записью по кредиту счета 94 в корреспонденции со счетом 91, субсчет 2 "Прочие расходы".
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.
В таких случаях согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств в документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей, должны быть решения следственных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо должен быть отказ суда во взыскании ущерба с виновных лиц.
В бухгалтерском учете на основании указанных документов суммы недостач ценностей, учтенные первоначально на счете 94, списываются в дебет счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы".
При проведении инвентаризации возможно одновременное выявление излишков и недостач у одного и того же материально ответственного лица. Для таких случаев согласно п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств предусмотрен взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы, который допускается только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, то разница в стоимости относится на виновных лиц.
В ситуациях, когда конкретные виновники пересортицы не установлены, суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются на издержки обращения и производства.
По разнице в стоимости
от пересортицы в сторону
Чтобы реально представлять финансовое положение дел организации, независимо от формы собственности, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в распоряжении данной организации: сколько его, в каком оно находится состоянии, правильно ли было оценено. Затем фактические остатки имущества сверяются с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательств называется инвентаризацией.
Цель работы заключалась в том, чтобы рассмотреть понятие и основы проведения инвентаризации, ее виды и значение в условиях рыночной экономики.
В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Информация о работе Инвентаризация в бухгалтерском учете и отчетности