Инвентаризация в бухгалтерском учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является подробное описание инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета.
С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
Дать понятие инвентаризации. Определить ее виды.
Описать порядок проведения ревизии.
Рассмотреть особенности инвентаризации отдельных видов имущества финансовых обязательств.
Описать порядок оформления и учета результатов инвентаризации.

Файлы: 1 файл

курсач инвентаризация.docx

— 95.53 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему  сбора, регистрации и обобщения  информации в денежном выражении  об имуществе, обязательствах предприятий  и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет позволяет  представить полную картину имущественного и финансового состояния предприятия. В нем содержится всеобъемлющая  синтетическая и аналитическая  информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что  позволяет управлять процессом  хозяйственной деятельности и контролировать исполнение плана по прибыли.

Главными задачами бухгалтерского учета являются:

  1. обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами, сметами;
  2. формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности   организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, поставщиками, кредиторами, налоговыми и банковскими органами;
  3. выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предупреждение негативных явлений в  хозяйственно–финансовой деятельности.

Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета  с помощью различных способов и приемов, совокупность которых  называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция.

В данной курсовой работе рассматривается  один из элементов метода бухгалтерского учета - инвентаризация. Данная тема очень актуальна, так как инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате ее проведения.

Целью данной работы является подробное описание инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета.

С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

    1. Дать понятие инвентаризации. Определить ее виды.
    2. Описать порядок проведения ревизии.
    3. Рассмотреть особенности инвентаризации отдельных видов имущества финансовых обязательств.
    4. Описать порядок оформления и учета результатов инвентаризации.

Объектом исследования данной курсовой работы является  СПК Колхоз-племзавод имени Ленина.

Периодом исследования являются годы: 2010, 2011, 2012.

Информационной базой  при выполнении работы явились: Устав, Приказ об учетной политике организации, формы годовой бухгалтерской  отчетности, первичные документы  и регистры.

Методологической основой  послужили нормативно-правовые документы  Правительства РФ, Министерства сельского  хозяйства, Федеральной налоговой  службы, труды ведущих российских ученых таких, как Чернов В.И.,  Ковалев В.В., Яцюк Н.А., Шамхалов Ф.Р. и другие.

При написании применялись  следующие методы научного исследования:

- описательный;

- нормативный;

- элементы метода бухгалтерского  учета;

- сравнительный анализ.

Структура работы состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.Теоретические аспекты инвентаризации в бухгалтерском учете.

 

Чтобы наиболее достоверно и полно раскрыть содержание и  сущность изучаемого вопроса, необходимо иметь общее представление о  теоретических основах проблемы темы исследования. Для выделения  теоретических аспектов интересующей нас сферы ознакомимся с мнениями авторов – исследователей в области изучаемой проблемы.

Инвентаризация лежит  в основе бухгалтерского учета, и  без нее очень трудно представить  работу бухгалтера. Да и в теории на протяжении многих десятилетий бухгалтеры спорят о ее месте в учете.

Инвентаризация как метод бухгалтерского учета насчитывает не менее шести тысяч лет, однако само слово "инвентаризация" появилось в 1931 г. в журнале "Вестник Академии наук" (№ 8). До этого пользовались другими терминами: проверка, пересчет, учет, переучет и т. п.

Инвентаризация (от лат. inventarium —роспись, опись) — это проверка фактического наличия имущества предприятия (или его обязательств) и его источников, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации “О бухгалтерском  учете и отчетности” для обеспечения  достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить  инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и  документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка имущества  и обязательств.

Кондраков Н.П.[24] считает, что «инвентаризация является одним из основных элементов метода бухгалтерского учета, а также методическим приемом фактического контроля при проведении ревизии, аудита и др.».

Она позволяет: определить фактическое  наличие  имущества;

- проконтролировать сохранность  товарно-материальных ценностей  и денежных средств путем сопоставления  фактического наличия с данными  бухгалтерского учета;

- выявить товарно-материальные  ценности, полностью или частично  потерявшие свое первоначальное  качество, не отвечающие стандартам  качества, техническим условиям  и т.п.;

- обнаружить сверхнормативные  и неиспользуемые товарно-материальные  ценности;

- проверить полноту отражения  в учете обязательств

К инвентаризации также относится  уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам). Таким образом, в процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка. Отсюда следует, что данные бухгалтерской отчетности должны быть адекватны фактическому положению дел.

Инвентаризация — это  не что иное, как средство установления истины в данных бухгалтерского учета. Первичные документы несут информацию о произошедших фактах хозяйственной  жизни. Однако бухгалтер оказывается  отделен от этих фактов барьером первичной  документации. Поэтому инвентаризация позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни.

Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии — на имущество).

Идеи Жака Савари [21] о контрольной функции инвентаризации (обеспечение сохранности имущества собственника через обеспечение соответствия фактически наличного имущества данным бухгалтерского учета), изложенные в 1675 г. нашли преломление спустя многие годы в период динамической бухгалтерской практики, когда одновременно со сплошной перманентной инвентаризацией свершившихся фактов хозяйственной жизни периодически проводились физические сплошные или тематические инвентаризации.

Почти (а может быть, и  более чем) пятисотлетняя практика статического бухгалтерского учета  выделяла на первый план физическую инвентаризацию имущества и долговых обязательств как основной этап выявления имущественного положения собственников, т. е. построения баланса фиктивной или реальной ликвидации.

Сегодня инвентаризация на российских предприятиях проводится с  целью сопоставления с данных фактического наличия ценностей  с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация выполняет три основные функции: экономическую (как элемент учёта и контроля); социальную (как форма участия трудящихся в организации учёта и контроля); воспитательную (как средство воспитания бережного отношения к имуществу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационно – экономическая характеристика СПК колхоз – племзавод им. Ленина
    1. Организационная характеристика

СПК колхоз – племзавод им. Ленина был создан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», земельным законодательством, другими Федеральными законами законодательства Российской Федерации и Ставропольского края.

Место нахождения артели: село Арзгир, Арзгирский  район, Ставропольский край. Юридический адрес: 356702 село Арзгир, улица Энгельса 23, Арзгирский район, Ставропольский край. СПК колхоз – племзавод им. Ленина считается созданным с момента его государственной регистрации от 25.07.1989 г. и является юридическим лицом, коммерческой организацией. Финансовый год колхоза - племзавода начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Колхоз создан гражданами для совместной деятельности по производству семян, разведению крупного рогатого скота красно степной породы, производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности. Колхоз - племзавод является собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов его членами, а также имущества произведенного и приобретенного артелью в процессе его деятельности.

Для осуществления своей  деятельности колхоз формирует фонды, составляющие имущество колхоза  и фонды, относящиеся к пассивной  части баланса:

  1. паевой фонд;
  2. резервный фонд;
  3. неделимый фонд.

Размеры указанных фондов определяется собранием уполномоченных ежегодно, при утверждении годового баланса.

СПК колхоз - племзавод обязан правильно вести бухгалтерскую отчетность, а также протоколы общих собраний членов, заседаний ревизионной комиссии. Годовой отчет и бухгалтерский баланс артели подлежат утверждению собранием уполномоченных артели. Аудиторская проверка деятельности артели осуществляется аудиторским союзом каждый финансовый год. Колхоз должен иметь списки членов колхоз с указанием их фамилий, имен, отчеств, мест жительства и размеров их паевого взноса.

Ниже представлена наглядная  схема управления Общества:

 









                                                                            


                                                                            

                                                                 



 

 

 

Рисунок 1 – Схема управления СПК колхоз – племзавод им. Ленина

 

 

 

Структура аппарата бухгалтерии  исследуемого объекта представлена на рисунке 2:


 




 




 

 

 

Рисунок 2 – Схема  аппарата бухгалтерии СПК колхоз – племзавод им. Ленина

Во главе данной схемы  стоит главный бухгалтер, относящийся  к категории руководителей. Ему  подчиняются  бухгалтер расчетного стола, бухгалтер материального  стола, бухгалтер подсобного учета, бухгалтер – кассир, учетчики участков (№1 и №2), учетчик автогаража, учетчик МТМ, учетчик ОТФ, относящиеся к категории специалистов.

 Главный бухгалтер  имеет право действовать от  имени бухгалтерии организации,  представлять интересы в отношении  со всеми его структурными  подразделениями и другими организациями  по вопросам, входящих в компетенцию  бухгалтерии. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству, контроль над движением имущества и выполнением обязательств. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не принимаются к рассмотрению.

Информация о работе Инвентаризация в бухгалтерском учете