Инвентаризация в бухгалтерском учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является подробное описание инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета.
С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
Дать понятие инвентаризации. Определить ее виды.
Описать порядок проведения ревизии.
Рассмотреть особенности инвентаризации отдельных видов имущества финансовых обязательств.
Описать порядок оформления и учета результатов инвентаризации.

Файлы: 1 файл

курсач инвентаризация.docx

— 95.53 Кб (Скачать файл)

 

Исходя из данных таблицы  5, мы видим, что выручка от продажи товаров (работ, услуг) увеличилась на 28,37% и в 2012г. составила 124345 тыс. руб. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2012г. составила 127244 тыс. руб., что на 13,53% выше показателя  2010г. И в результате этого валовая прибыль и прибыль от продаж в 2012г. по сравнению с 2010г. увеличилась в 46,47 раза.

Прочие доходы в 2010г. составили 18481 тыс. руб., а в 2012г.- 77361 тыс. руб., что  в 4,19 раза больше. В 2010г. убыток до налогообложения  составил  3117 тыс. руб.; прибыли до налогообложения в 2011г. и 2012г. оказались  равны 47561 тыс. руб. и  75323 тыс. руб. соответственно.

Чистая прибыль отчетного  периода  получена в результате вычитания

из прибыли до налогообложения  текущего налога на прибыль и иных платежей. В 2010г. организация понесла  убыток в размере 3117 тыс. руб., в 2011г. чистая прибыль составила  47314 тыс. руб., а в 2012г.- 74783 тыс. руб.

Таким образом, в 2012г. СПК колхоз – племзавод им. Ленина получило чистой прибыли на 58% больше, чем в 2011г., в то время как в 2010г. был получен убыток.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что СПК колхоз – племзавод им. Ленина работает эффективно, расширяет производство, рационально использует имеющиеся ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Инвентаризация – важнейший элемент метода бухгалтерского учета

3.1 Нормативно  – правовая база и задачи  учета

 

В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы  правового и методологического  регулирования бухгалтерского учета. В настоящее время система  нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование  осуществляется наделенными соответствующими полномочиями субъектами управления.

Первый уровень системы  представлен документами законодательного характера, которые содержат правовое обоснование обязательности ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами, определяют основные требования по его постановке, правила и принципы ведения учета. К документам первого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся:

- Конституция Российской  Федерации.

- Гражданский кодекс Российской  Федерации, который  регулирует  договорные отношения между юридическими  лицами. Гражданское законодательство  основывается на признании равенства  участников регулируемых им отношений,  неприкосновенности собственности,  свободы договора, недопустимости  произвольного вмешательства кого-либо  в частные дела, необходимости  беспрепятственного осуществления  гражданских прав, обеспечения восстановления  нарушенных прав, их судебной  защиты[2].

- Налоговый кодекс Российской  Федерации. Настоящий Кодекс устанавливает  систему налогов и сборов, взимаемых  в федеральный бюджет, а также  общие принципы налогообложения  и сборов в Российской Федерации[4].

- Трудовой кодекс Российской  Федерации. Согласно ТК РФ государство  не рассматривается как основной  работодатель, и ему предоставляются  только функции независимого  судьи в отношениях между работодателями  и наемными работниками. Целями  трудового законодательства являются  установление государственных гарантий  трудовых прав и свобод граждан,  создание благоприятных условий  труда, защита прав и интересов  работников и работодателей[5].

- Федеральный закон «О  бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г.  № 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013). Устанавливает  единые правовые и методологические  основы организации и ведение  бухгалтерского учета в Российской  Федерации[6].

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета образуют национальные стандарты — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином РФ. ПБУ устанавливают принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения. В настоящее время система национальных стандартов включает 24 ПБУ.

Основным документом этого  уровня по значимости содержащихся в  нем норм является Положение по ведению  бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.98 г. №34Н (ред. от 24.12.2010).

Приведенные в положении  нормы и правила являются базой  для стандартов, задача которых образуется в регламентировании ведения  учета на отдельных его участках и специфических видах деятельности[7].

Российские стандарты  бухгалтерского учета соответствуют  требованиям международных стандартов учета и отчетности. Каждый стандарт содержит общие положения, определяющие границы действия стандарта, методологию  ведения учета на данном участке, отражение объектов, обозначенных в  стандарте, в отчетности, или другие характеристики объектов.

Организации всех форм собственности  и видов деятельности, в том  числе сельскохозяйственные, обязаны  руководствоваться документами  данного уровня в ведении бухгалтерского учета.

К документам третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические рекомендации, методические указания, инструкции и другие аналогичные документы, обычно носящие разъяснительный или рекомендательный характер. Документы данного уровня могут разрабатываться и утверждаться Минфином России, ЦБ РФ и другими органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

 Важнейшим документом  этого уровня является План  счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности  организаций, утвержденный Приказом  Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н  (ред. от 08.11.2010) и Инструкция по  его применению.[8]

Для сельскохозяйственных организаций  специально разработаны План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций агропромышленного  комплекса, утвержденный Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.06.2001 г. №654 и Методические рекомендации по его применению. В Плане счетов указан перечень синтетических счетов и субсчетов, используемых организациями  для ведения процедуры бухгалтерского учета[10].

Четвертый уровень составляют так называемые рабочие документы  организаций. Эти локальные документы  формируют учетную политику организации, определенные подходы к раскрытию  бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

Основные рабочие документы  организации:

- документ по учетной  политике организации;

- утвержденные руководителем  формы первичных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем  План счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем  формы внутренней отчетности.

Первичные документы по учету  результатов инвентаризации применяются  для проверки полноты и достоверности  бухгалтерского учета в ходе полной или частичной инвентаризации имущества  и финансовых активов предприятия. На основании этих документов инвентаризационная комиссия устанавливает, насколько  содержание учетных данных и первичных  документов соответствует фактической  стоимости имущества.

 Основными нормативными  актами, регулирующими порядок проведения  инвентаризации, являются:

- Закон о бухгалтерском  учете;

- Положение по ведению  бухгалтерского учета;

- Методические указания  по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утвержденные  приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические  рекомендации по инвентаризации).

В соответствии с этими  документами, а также Постановлением N 835 для оформления первичных документов, составляемых в ходе инвентаризации, необходимо использовать типовые межведомственные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России.

Постановлением N 88 для документирования результатов инвентаризации введены  следующие формы:

N ИНВ-1 "Инвентаризационная  опись основных средств";

N ИНВ-1а "Инвентаризационная  опись нематериальных активов";

N ИНВ-2 "Инвентаризационный  ярлык";

N ИНВ-3 "Инвентаризационная  опись товарно-материальных ценностей";

N ИНВ-4 "Акт инвентаризации  товарно-материальных ценностей  отгруженных";

N ИНВ-5 "Инвентаризационная  опись товарно-материальных ценностей,  принятых на ответственное хранение";

N ИНВ-6 "Акт инвентаризации  расчетов за товарно-материальные  ценности, находящиеся в пути";

N ИНВ-8 "Акт инвентаризации  драгоценных металлов и изделий  из них";

N ИНВ-8а "Инвентаризационная  опись драгоценных металлов, содержащихся  в деталях, полуфабрикатах, сборочных  единицах (узлах), оборудовании, приборах  и других изделиях";

N ИНВ-9 "Акт инвентаризации  драгоценных камней, природных алмазов  и изделий из них";

N ИНВ-10 "Акт инвентаризации  незаконченных ремонтов основных  средств";

N ИНВ-11 "Акт инвентаризации  расходов будущих периодов";

N ИНВ-15 "Акт инвентаризации  наличных денежных средств";

N ИНВ-16 "Инвентаризационная  опись ценных бумаг и бланков  документов строгой отчетности";

N ИНВ-17 "Акт инвентаризации  расчетов с покупателями, поставщиками  и прочими дебиторами и кредиторами";

Приложение к форме N ИНВ-17 "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";

N ИНВ-18 "Сличительная ведомость  результатов инвентаризации основных  средств, нематериальных активов";

N ИНВ-19 "Сличительная ведомость  результатов инвентаризации товарно-материальных  ценностей";

N ИНВ-22 "Приказ (постановление,  распоряжение) о проведении инвентаризации";

N ИНВ-23 "Журнал учета  контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации";

N ИНВ-24 "Акт о контрольной  проверке правильности проведения  инвентаризации ценностей";

N ИНВ-25 "Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации";

N ИНВ-26 "Ведомость учета  результатов, выявленных инвентаризацией".

С 1 января 2001 года унифицированная  форма N ИНВ-26 несколько видоизменена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. N 26.

Формы N ИНВ-1-ИНВ-19 являются необходимыми первичными документами. На их основании осуществляется отражение  результатов инвентаризации в бухгалтерском  учете. Порядок и особенности  заполнения каждой из этих форм мы подробно рассмотрим далее. Формы N ИНВ-22-ИНВ-26 применяются  для надлежащей организации самого процесса инвентаризации и для контроля правильности ее проведения. Они достаточно просты в оформлении, поэтому мы не будем описывать каждую из них  подробно.

В соответствии с Методическими  указаниями по инвентаризации инвентаризация проводится в несколько этапов. На каждом этапе составляются соответствующие  первичные документы. При этом сначала  издается приказ о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22), который регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23). Затем заполняются инвентаризационные описи или акты, в которые заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств (формы N ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-2, ИНВ-3 и т.д.). Следующим этапом в ходе инвентаризации является сравнение результатов, выявленных при проверке, с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета. При этом для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей составляются сличительные ведомости (формы N ИНВ-18, ИНВ-19). Для оформления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности могут использоваться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей (формы N ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15, ИНВ-16). По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты таких проверок оформляются актом (форма N ИНВ-24) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (форма N ИНВ-25). На последнем этапе результаты инвентаризаций, проведенных в отчетном году, обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды инвентаризации ее задачи и цели

 

Инвентаризация является одним из методов бухгалтерского учета и заключается в  установлении на определенную дату фактических средств  в натуральном и денежном выражении  и источников их образования путем  непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта  в натуре и сличения фактических  остатков с данными бухгалтерского учета.

Информация о работе Инвентаризация в бухгалтерском учете