Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:47, курсовая работа
Целью данной работы является подробное описание инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета.
С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
Дать понятие инвентаризации. Определить ее виды.
Описать порядок проведения ревизии.
Рассмотреть особенности инвентаризации отдельных видов имущества финансовых обязательств.
Описать порядок оформления и учета результатов инвентаризации.
Инвентаризация была одним из первых приёмов хозяйственного учёта, позволяющим установить фактическое наличие имущества на определённый момент. Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии — на имущество).
Почти (а может быть, и более чем) пятисотлетняя практика статического бухгалтерского учета выделяла на первый план физическую инвентаризацию имущества и долговых обязательств как основной этап выявления имущественного положения собственников, т. е. построения баланса фиктивной или реальной ликвидации.
Сегодня инвентаризация на российских предприятиях проводится с целью сопоставления с данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация выполняет три основные функции: экономическую (как элемент учёта и контроля); социальную (как форма участия трудящихся в организации учёта и контроля); воспитательную (как средство воспитания бережного отношения к имуществу).
Основными задачами инвентаризации являются следующие:
1) проверка реальной стоимости
учтенных на балансе товарно-
2) контроль за сохранностью этих средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
3) выявление товарно-
4) выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
5) проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
Таким образом, с помощью
инвентаризации проверяются полнота
и достоверность данных бухгалтерского
учета; выявляются ошибки, допущенные
в учете; принимаются на учет неучтенные
хозяйственные объекты; контролируется
сохранность хозяйственных
Инвентаризация
1. В зависимости от
времени проведения и роли
в хозяйственном процессе
2. По полноте охвата
объектов инвентаризации
Сплошные инвентаризации
проводят одновременно на всех предприятиях,
расположенных в одном
3. По способу организации
инвентаризационной работы
Сроки проведения инвентаризаций.
Количество инвентаризаций в отчётном году, порядок и сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самим предприятием. Положение о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации предусматривает ряд случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:
1) при передаче имущества предприятия в аренду;
2) при выкупе, продаже,
а также преобразовании
3) перед составлением
годовой бухгалтерской
4) при смене материально ответственных лиц;
5) при установлении фактов
хищений, злоупотреблений,
6) после пожара или стихийных бедствий - немедленно по их окончании;
7) при переоценке основных
средств и товарно-
В случаях, когда проведение инвентаризации обязательно, ее объектами должны стать:
-все имущество, принадлежащее предприятию и числящееся у него на балансе, в том числе имущество, которое находится вне территории предприятия;
-денежные средства, денежные документы, финансовые вложения;
-расходы будущих периодов;
-резервы предстоящих платежей;
-расчеты.
Иными словами,
-имущество, находящееся на ответственном хранении;
-основные средства, полученные в оперативную аренду;
-материалы и сырье, поступившие в переработку.
При этом необходимо учитывать специфику того или иного вида активов, так как она обуславливает особенности проведения инвентаризации и оформления ее результатов.
Периодичность инвентаризаций
предусмотрена данным
1) денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности - не реже одного раза в месяц;
2) расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;
3) расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год;
4) готовой продукции на
складах, сырья и прочих
5) основных средств - не менее одного раза в два-три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.
Путем проведения
Инвентаризация не
может проводиться без оценки,
в основе которой лежит
Результаты инвентаризации находят свое отражение на счетах.
Периодическое обобщение информации по годовой инвентаризации отражается в годовом бухгалтерском отчете, а текущие - в отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация.
3.3 Порядок проведения инвентаризации
О том, как проводить инвентаризацию и как оформить ее результаты, подробно описано в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Результаты инвентаризации будут признаны действительными только в том случае, если соблюдена процедура ее проведения.
Для проведения инвентаризации
в организации создается
Для проведения инвентаризации
в организации создается
При большом объеме работ
для одновременного проведения инвентаризации
имущества и финансовых обязательств
создаются рабочие
При малом объеме работ
и наличии в организации
Постоянно действующая комиссия - организует проведение плановых инвентаризаций, а также выборочных инвентаризаций и проверок в межинвентаризационный период. Персональный состав инвентаризационных комиссий и групп утверждается приказом руководителя предприятия.
В состав постоянно действующей комиссии входят:
1. руководитель предприятия
или его заместитель (
2. главные бухгалтера;
3. начальники структурных подразделений (служб);
4. представители общественности.
Постоянно действующие комиссии выполняют следующие функции:
1) заслушивают на своих
заседаниях руководителей
2) организуют проведение
инвентаризаций и осуществляют
инструктаж членов рабочих
3) производят контрольно-
4) рассматривают объяснения,
полученные от лиц,
Для непосредственного
проведения инвентаризаций (при
большом объеме работ для
В состав рабочей комиссии входят:
• представители администрации;
• представители службы главного технолога, главного механика, главного энергетика, главного инженера, отдела капитального строительства;
• работники бухгалтерии (при инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней в состав инвентаризационной комиссии включается главный (старший) бухгалтер или лицо его заменяющее);
• материально ответственные лица (при инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней в состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации);
• представители независимых аудиторских организаций по усмотрению администрации или собственника имущества;
• лица, ответственные за ведение бухгалтерского учета по счетам расчетов.
При
инвентаризации имущества, не
принадлежащего организации на
праве собственности, в состав
инвентаризационной комиссии
Представители
сторонних организаций