Исследование действующей практики учета кассовых операций на предприятии ОАО «8 МАРТА»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Переход экономики страны на рыночные отношения требует эффективного ведения хозяйства, активного и последовательного внедрения достижений информационных технологий, всего нового и прогрессивного. В этих условиях неизмеримо возрастает роль бухгалтерского учета, поскольку требуется не только соизмерять произведенные затраты с полученными доходами, но и вести активный поиск эффективного использования каждого вложенного рубля в производственную, коммерческую и финансовую деятельность предприятий и организаций.

Файлы: 1 файл

bukhuchet юцян.docx

— 91.48 Кб (Скачать файл)

     Денежные  средства  включают наличные деньги и  вклады до востребования.

     Эквивалент  денежных средств - краткосрочные, высоколиквидные  вложения, легко обратимые в определенную  сумму денежных средств, и подвергающиеся  незначительному риску изменения  ценности.

     Инвестиции, чтобы  квалифицироваться в качестве  эквивалента денежных средств, должны  быть легко обратимыми в определенную  сумму денежных  средств, и подвергаться  незначительному риску изменения  стоимости. Банковские займы обычно  рассматриваются как финансовая  деятельность. Однако, в некоторых  странах банковские овердрафты, возмещаемые по требованию, составляют  неотъемлемую часть управления  денежными средствами компании.

     Потоки  денежных  средств от операционной деятельности  в основном возникают из основной, приносящей доход деятельности  компании. Примерами потоков денежных  средств от операционной деятельности  являются:

– денежные поступления  от продажи товаров, предоставления услуг;

– денежные поступления  от аренды, гонорары, комиссионные и  другие доходы;

– денежные платежи поставщикам за товары и услуги;

– денежные платежи  служащим;

– денежное поступление  и платежи страховой компании в качестве страховых премий и  исков, годовых взносов и прочих страховых вознаграждений;

– денежные поступления  и платежи по контрактам, заключенным для коммерческих или торговых целей.

     Внедрение  МСФО не подразумевает одномоментного  изменения всей системы учета  и отчетности в Белоруссии. Переход  к использованию международных  стандартов, несомненно, должен быть  постепенным  и целенаправленным  процессом. Смысл такого процесса  заключается в том, чтобы недостатки  и несоответствия отечественной  системы бухгалтерского учета  устранялись последовательно в  соответствии с запросами рыночной  экономики без нарушения целостности  этой системы.

     Невозможность  быстрого перехода на МСФО  обусловлена необходимостью предварительного  осуществления большого числа  мероприятий, делающих такой переход  реальным. В частности, потребуются  коррективы в законодательстве, прежде всего гражданском и  налоговом, а также пересмотр  практически всей нормативной  базы бухгалтерского учета и  отчетности. Принимая во внимание, что МСФО имеют дело лишь  с отчетностью, орган, регулирующий  учет и отчетность в стране, должен разработать и издать  детальные инструкции по внедрению  и применению новых стандартов, включая вопросы организации  учетного процесса. Налоговым органам  потребуется пересмотреть свои  подходы к использованию данных  бухгалтерского учета и отчетности, включая серьезные изменения  в налоговых правилах.

     Необходима  определенная институциональная  перестройка системы регулирования  бухгалтерского учета и отчетности, в том числе образование органа, способного быстро реагировать  на запросы практики и давать  некоторые оперативные разъяснения  по поводу новых стандартов. Целесообразно  создать специальный орган, надзирающий  за применением стандартов или  контролирующий качество бухгалтерской  отчетности.

Требуется переобучение и переаттестация бухгалтерских  и, в первую очередь, главных бухгалтеров. Переход на МСФО предполагает обучение заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, в частности существующих и потенциальных собственников, ибо реформирование бухгалтерского учета в целом возможно и реально лишь при востребованности информации, формирующейся в нем.

     Опыт  других  стран показывает, что применение  какого-либо международного признанного  решения в национальном стандарте  возможно лишь в том случае, когда это решение соответствует  реальной ситуации, существующей  в стране. Иными словами, при использовании  МСФО для создания национальной  системы учета необходима своего  рода адаптация.

 

Глава 2. Исследование действующей практики учета кассовых операций на предприятии ОАО «8 МАРТА»

2.1. Основные положения  по ведению кассовых операций  в Республике Беларусь

ОАО «8 Марта» — один из крупнейших в Республике Беларусь производителей товаров легкой промышленности.

Одной из главных целей данного предприятия является максимальное удовлетворение потребностей покупателей в качественном мужском, женском, детском белье, верхнем и спортивном трикотаже, чулочно-носочных изделиях. В связи с этим уделяется первостепенное внимание систематическому расширению и обновлению ассортимента производимой продукции, его увязке с запросами целевых покупателей. На сегодняшний день основной упор при выпуске продукции делается на естественные природные свойства и экологичность сырья, практичность, комфорт и дизайн, отвечающий модным тенденциям.

Эффективная конкуренция на современном рынке требует тщательно проработанной брендовой политики. В настоящее время ОАО “8 Марта” осуществляет выпуск трикотажных изделий под четырьмя брендами, широко известными как в Беларуси, так и за ее пределами: Еmico — изделия мужского ассортимента, “Марта” — одежда для женщин, “Мартинка” — детский ассортимент и “8 Марта” — смешанный ассортимент для всех групп потребителей.

Производится работа по наращиванию экспорта продукции предприятия. В 2011 году экспорт трикотажных изделий увеличился по сравнению с 2010 годом более чем на 15 процентов, чулочно-носочных изделий — более чем на 70 процентов. Ключевым экспортным рынком для  предприятия «8 Марта» на сегодняшний день является рынок Российской Федерации. Реализацию продукции на российском направлении ОАО «8 Марта» осуществляет через торговых представителей (дилеры, торговые дома), а также путем прямых поставок покупателям.

Таким образом, основными видами деятельности осуществляемой ОАО  «8 Марта» являются: производство трикотажных  и чулочно-носочных изделий, оптовая  и розничная торговля различными группами товаров. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает порядка 77 видов по 3 основным группам продукции. Производство основных видов продукции за январь-апрель 2012 года и аналогичный период прошлого года  представлено в таблице 2.1.1.

 Таблица 2.1.1 - Производство  основных видов продукции за  январь-апрель 2012 года

№ п/п

Наименование  продукции

Един. изм.

январь-апрель 2011 г.

январь-апрель 2012 г.

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

1

Чулочно-носочные изделия

тыс.пар

2974

2831

95,2

 

в т.ч. из дав. Сырья

тыс.пар

1496

548

36,6

2

Трикотажные изделия  всего,  в т.ч.

тыс.шт.

1899

2603

137,1

3

Бельевой трикотаж

тыс.шт.

1380

1936

140,3

 

-  из него  из дав.сырья    

тыс.шт.

17

18

105,9

4

Берхний трикотаж

тыс.шт.

519

667

128,5

 

- из него  из дав.сырья    

тыс.шт.

43

26

60,5


Источник: собственная разработка

Анализ  выпуска продукции показывает, что в  январе-апреле 2012 года наблюдается  рост объема производства трикотажных изделий – 137,1%, в том числе: бельевого трикотажа – 140,3%, верхнего трикотажа – 128,5%. Это обусловлено наращиванием объемов производства, вызванных ростом потребительского спроса на трикотажные изделия предприятия и существенных изменений  в ассортиментной политике в сторону увеличения выпуска мужских и женских фуфаек, женских ночных сорочек, детских пижам.

По  чулочно-носочным изделиям наблюдается  падение объемов производства на 4,8%, что вызвано не достаточной конкурентоспособностью данной продукции предприятия в связи с высокой степенью износа технологического оборудования (95,6%), и ввозом аналогичного ассортимента  продукции из-за пределов РБ.  Сырье и материалы в структуре затрат составляют порядка 37%. В производстве, используется 12 видов основного технологического сырья, вспомогательных материалов – более 30 видов.

Сырьевую базу ОАО "8 Марта"  составляют хлопчатобумажная пряжа,  хлопок в сочетании с полиэфиром, льном, полушерстяная пряжа, вискозная  и полиамидная нити, товарное  полотно. Сырье и материалы  приобретаются как у производителей  Республики Беларусь, так у зарубежных  производителей: Украины, Турции, Туркмении,  России.

Основные  показатели производственно-хозяйственной  деятельности ОАО “8 Марта” за предшествующий период представлены в таблице 2.1.2.

Таблица 2.1.2 – Экономические показатели деятельности ОАО «8 Марта»

Показатели

Год

Отклонение

Темп  изменения, %

2010

2011

2012

2011 от 2010

2012 от 2011

2011 к 2010

2012 к 2011

1

2

3

4

5

6

7

8

Товарная  продукция, млн.руб.

             

- в действующих  ценах

18301

21981

35353

3680

13372

120,1

160,8

- в сопоставимых  ценах 

24985

26799

33670

1814

6871

107,3

125,6

Выручка от реализации продукции (без косвенных  налогов), млн. руб., в т.ч. на внешнем  рынке 

17086

22157

36395

5071

14238

129,7

164,2

3637

3303

5619

-334

2316

90,8

170,1

Себестоимость товарной продукции, млн. руб., в т.ч.: матер. Затраты

16498

20159

29972

3661

9813

122,1

148,7

7364

8765

14032

1404

5267

119

160

Себестоимость реализованной продукции (включая управленческие расходы и расходы на реализацию), млн. руб.

16288

21141

31963

4853

10553

129,8

149,9

Прибыль (убыток) предприятия, млн. руб., в том  числе:

1163 

845 

3941 

-318 

3096 

72,7 

466,3 

- прибыль (убыток) от реализации продукции

798 

1016 

4701 

218 

3685 

127,3 

462,7 

- прибыль (убыток) от операционных доходов и  расходов

875 

237 

159 

-638 

-78 

27,1 

67,1 

- прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов  

-510

-408

-919

102

-511

80

225,2

Среднесписочная численность работников, чел. в том числе:

1300 

1324 

1347 

24 

23 

101,8 

101,7 

- промышленно-производственный персонал

1180

1204

1229

24

25

102

102,1

Из него: - рабочие

965

980

1001

15

21

101,6

102,1

- служащие

215

224

228

9

4

104,2

101,8

-непромышленный персонал

120

120

118

0

-2

100

98,3

Фонд  заработной платы промышленно-производственного-персонала, млн. руб., в том числе:

5151 

6306 

9568 

1155 

3262 

122,4 

151,7 

- рабочих

3632

4383

6800

751

4717

120,7

155,1

-служащих

1519

1923

2768

404

845

126,6

143,9

Среднегодовая стоимость основных производственных средств, млн. руб.

17837

19872

27649

2035

7777

111,4

139,1

1

2

3

4

5

6

7

8

Производительность  труда промышленно-производственного  персонала, руб.

15,5

18,2

28,7

2,7

10,5

117,4

157,6

Среднемесячная  заработная плата, тыс. руб., всего:

478900

647800

1073600

72690

212304

119,9

148,6

Материалоотдача, руб.

2,4

2,5

2,5

0,1

0

104,1

100

Отдача  основных производственных средств, руб.

0,02

0,1

1,27

0,08

0,17

107,8

115,5

Затраты на 100 руб. товарной продукции, руб.

90,1

91,7

84,7

1,6

-7

101,7

92,3

Затраты на 100 руб.  реализованной продукции, руб.

95,3

95,4

87

0,1

-8,4

100,1

91,1

Рентабельность  продаж, %

4,6

4,6

12,9

0

8,3

97,9

280,4

Рентабельность  продуции, %

4,9

4,8

14,8

-0,1

10

97,9

308,3


Источник: собственная разработка

 

Исходя  из данных таблицы видно, что выручка от реализации продукции в 2011 году по отношению к 2010 году увеличилась на 5071 млн.руб., а в 2012 году по отношению к 2011 году – на 14238 млн. руб. Это было вызвано увеличением объема реализации продукции. Прибыль от реализации продукции в 2012 году увеличилась по сравнению с прошлым годом на 218 млн. руб. или на 27,3%. Снизилась рентабельность продаж в 2012 году по отношению к 2011 году на 0,1%, но возросла на 27,4% по отношению к 2010 году.

Увеличилась среднегодовая стоимость основных производственных средств на 2035млн. руб. в 2011 году по сравнению с 2010 годом.

Среднемесячная  заработная плата промышленно-производственного  персонала постоянно повышается, с 2010 года до 2012 года она увеличилась на 560 тысячи бел. рублей.

В целом предприятие работает рентабельно, так, рентабельность продаж повысилась на 1,7 п.п., а рентабельность продукции 9,9 п.п., это свидетельствует об эффективной работе предприятия и намечаются положительные тенденции увеличения прибыли, объем производимой продукции, как и выручка от реализации продукции на внешнем рынке.

Согласно  бизнес-плану на ОАО «8 Марта» планируется  совершенствование маркетинговой  службы с целью развития товаропроводящей сети и повышения конкурентоспособности  продукции на внутреннем и внешнем  рынках.

Разрабатывается ассортиментная программа, нацеленная на освоение и внедрение новых  видов сырья, разработку широкого набора моделей  и наименований изделий  в сочетании с унификацией  основных конструкций и направленная на увеличение выпуска рентабельных изделий, пользующихся стабильным спросом  на рынке РБ и РФ.

Увеличение  выпуска трикотажных изделий  произойдет за счет наращивания объемов  верхнего женского, молодежного и  детского трикотажа и дальнейшего  расширения выпуска мужского ассортимента с брендом «Emico», а также выпуска женского белья с брендом "Марта".

В чулочном производстве планируется  увеличить выпуск хлопчатобумажных и полушерстяных мужских носков, женских  и детских носков.

Выполнение  ассортиментной программы и переориентация производства на выпуск конкурентоспособной  продукции позволит повысить эффективность  производства за счет снижения удельного  веса условно-постоянных расходов и  осуществления мероприятий по экономии сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов.

Техническое перевооружение красильно-отделочного  производства позволит повысить конкурентоспособность  продукции за счет улучшения качества крашения и отделки, а также снизит расход химикатов, красителей, топливно-энергетических ресурсов. Приобретение современных  вязальных машин улучшит ассортиментную структуру изделий за счет освоения выпуска бесшовного белья.

Информация о работе Исследование действующей практики учета кассовых операций на предприятии ОАО «8 МАРТА»