История бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:29, реферат

Описание работы

В середине XIX века в различных странах Европы стала развиваться научная мысль. При этом зарождение теории учёта коренным образом изменило характер представлений об учитываемых объектах. Первоначально использовался только прямой учёт. Потом возникли документы, объектом учёта стали выступать уже не сами факты хозяйственной жизни, а информация о них. Бухгалтер не утверждал, например, что привезли 20 мер зерна, а стал говорить, что согласно документам привезли 20 мер зерна.

Содержание работы

Введение 3
1. Возникновение теории учёта. 3
2. Рождение науки: Италия. 3
3. Французская мысль. 11
4. Вклад Германоязычных стран. 18
5. Англоязычный мир. 26
6. Двойная бухгалтерия в Японии. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
ЛИТЕРАТУРА 30

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

 

Статмография. Если Вилла прямо повлиял на юридическое направление (Марчи, Чербонни) и экономическое (Беста), то косвенно он оказал влияние на весьма оригинального мыслителя Эммануэля Пизани (1845-1915), попытавшегося осуществить синтез идей всей итальянской школы в созданном им учении – статмографии (балансоведение). « Счетоведение – писал Пизани, - есть отрасль науки об управлении; объектом его является установление его статики и динамики частных и общественных хозяйств». Он ввёл в учет заимствованные из механики понятия – статика и динамика. Причём под динамикой он понимал имущественные счета, под статикой – счета чистого имущества. Каждая хозяйственная операция, по Пизани, предполагает вход и выход, причём объём информационного входа равен объёму выхода.  

По Пизани бухгалтерия изучает  три вида операций: динамические, статические  и статико-динамические. Первые делятся  на внутренние (изменение имущества агентов) и внешние (изменение имущества корреспондентов); вторые 
- на зависящие и не зависящие от управления и третьи включали одновременно модификации и пермутации. Все счета рассматривались в двух аспектах: в собственно экономическом и административном. Это деление привело к появлению постулата Пизани: Сальдо счетов статических равно сальдо счетов динамических, каждое из них равно сумме прибыли. Идея этого постулата стала почти общим достижением итальянской школы бухгалтеров.

Пизани свои идеи довел до построения специальной формы счетоводства 
- статмографии. Внешне статмография отличалась от логисмографии главным образом тем, что в последний дни, за которые выполняется регистрация, расположены по горизонтали таблицы, а счета, в которых проводят регистрацию, - по вертикали, в статмографии наоборот. Статмография имела рекламу, но влияние ее было значительно слабее, чем влияние логисмографии.                                                                    

Заканчивая обзор взглядов итальянских ученых, необходимо отметить, что в Италии к началу XX в. так увлеклись наукой, что вместо одной бухгалтерии (счетоведения) стали выделять три: 1) логисмология - учение о бух. счетах (Э.Мондини, П. д, Альвизе, Э.Пизани, К.Беллини и др.); 2) статмология - учение о бух. балансе (Д.Росси, А.Мазетти, ла Барбера); 3) леммалогия - учение об остатках (Гаспар Росси и др.). Логисмология была наиболее близка к традиционной бухгалтерии, статмология превратилась в анализ хоз. деятельности, леммалогия была развита в англосаксонских странах с использованием сложного математического аппарата. В XX в. школа итальянских бухгалтеров старалась уже не создавать, а сохранять и совершенствовать богатое наследство; при этом мысли французских и американских коллег все сильнее оказывали влияние на итальянских ученых. Некоторые, правда, отстаивали оригинальность итальянской мысли.

Самыми крупными учеными были Пьетро д'Альвизе (1934) и Джино Дзаппа (1879—1960) — ученики Бесты.

Свое учение, названное логисмологией, д'Альвизе выразил в восьми общих принципах:  
1.Достоверность — регистрация фактов хозяйственной жизни должна быть адекватной самим фактам; «отсутствие достоверности порождает хаос». Контроль достоверности обеспечивается инвентаризацией, бухгалтерской процедурой, осуществляемой в целях управления пред приятием.  
2.Своевременность —«бухгалтер извлекает жизнь из мертвого прошлого», но это нужно для того, чтобы облегчить администрации принятие эффективных управленческих решений. 
3.Относительная полнота — П. д'Альвизе объем учитываемой информации зависит от цели, стоящей перед бухгалтером. Он должен провести администрацию между Сциллой избыточности и Харибдой информационных вакуумов. 
4.Документированность —   каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен документом, вне документов нет хозяйственного процесса, нет бухгалтерии. Несоблюдение этого принципа разрушает информационную структуру предприятия. 
5.Хроналогичность — «дочь своевременности»; факты хозяйственной жизни должны регистрироваться в строгой временной последовательности, и между моментами возникновения факта его регистрацией должен проходить минимальный временной отрезок (лаг).

6.Связанность и координированность — проясняет хозяйственную структуру предприятия, требуя непременной согласованности (коллации) данных синтетического и аналитического учета.

7.Специфичность — необходимо различать организационную и исполнительскую специфичность. Первая находит выражение в системе счетов, вторая — в управленческой структуре предприятия; причем администрация через первую структуру управляет второй.               

8.Однородность — каждый счет выделяется по строго определенному, качественно однородному признаку: смешанные счета запрещаются.            

Эти восемь принципов как бы объединяют все правила двойной бухгалтерии. До некоторой степени их дополнил Теодоро д'Ипполито (1945), выдвинув три критерия для отражения последовательности расположения статей в активе: 1) функциональное назначение средств (наличие, которым можно распоряжаться), 2) воспроизводимость и 3) иммобилизация, и один критерий в пассиве — сроки востребования, в связи с чем выделяются: 
а) обязательства, подлежащие немедленной оплате, б) обязательства с длительным сроком оплаты, 3) обязательства, сроки погашения которых можно не принимать во внимание. 
Джино Дзаппа (1879—1960) считался последним из крупнейших бухгалтеров, замыкающих классическую итальянскую школу. Возвращаясь к идеям Виллы, он значительно расширил цели и границы бухгалтерии. Учет трактовался им только как чистая самостоятельная наука об управлении, не зависимая от юридических и политико-экономических доктрин.                                       

Его взгляды на баланс достаточно интересны: оценка по текущим ценам; 
доля дебиторской задолженности в активе и кредиторской в пассиве характеризуют связи предприятия с его корреспондентами, т. е. с внешним миром. Согласно Дзаппе, объект, помещенный в балансе, более информативен, чем взятый сам по себе. Смысл баланса в том, чтобы отразить все информационные связи между его элементами.

Изучая соотношения дохода и затрат, он пришел к формулировке положения, которое

мы можем определить как постулат Дзаппы: 
С бухгалтерской точки зрения доходы предприятия очевидны, а затраты сомнительны.

Дзаппа подвел итог пяти вековым достижениям итальянской учетной школы и заложил

основы ее будущих достижений. 
При всем разнообразии взглядов итальянскую школу можно рассматривать как единое целое. В целом для итальянцев был характерен подход к учету, который трактовали в том духе, что балансовая величина прибыли должна быть тождественна налогооблагаемой сумме, что вполне соответствовало юридической трактовке учета. Некоторые отступления от этого принципа, сделанные в связи с вступлением Италии в ЕС, привели, по мнению ряда исследователей (Замбони, Сакко и др.), к росту случаев

сокрытия налогооблагаемой прибыли.

Дзаппа указывал на необходимость  при расчете значения этих элементов  широко привлекать не только чисто  бухгалтерские приемы регистрации, но и статистические методы исчисления, относя к ним определение амортизации, установление стоимости товарных остатков (выбор метода оценки). Развивая этот подход, можно сказать, что всегда, когда сальдо не выводится, а вносится на счет, речь идет о статистике, а не об учете. В сущности, можно признать и то, что саму оценку капитала предприятия Дзаппа связывал со статистикой, ибо полагал, что она зависит не от инвестированной собственником величины, а от объема ожидаемого дохода. а это, в свою очередь, приводит к слишком частому изменению нормативных требований к учету, но итальянцы шутят, введя так называемый принцип Леопарда (по названию знаменитого романа Томазо ди Лампедуза): «Если мы хотим, чтобы все оставалось неизменным, все должно постоянно меняться».

 

3. Французская мысль.

            Из крупных бухгалтеров, давших чисто экономическую интерпретацию теории учета, следует выделить Р.П. Коффи (1833). Он считал, что бухгалтерский учет является частью политической экономии, и его суть может быть охарактеризована в признании экономической, вещной и сугубо материальной природы счетоводства. Каждому виду материальных ценностей соответствует и определенный счет. Отсюда классификация счетов по типу! (видам) ценностей. Все счета делятся по учету реальных и рациональных  (фиктивных) ценностей. Первая группа делится на счета личные (дебиторов и кредиторов) — долги рассматриваются как разновидность реальных ценностей (бестелесных вещей — нематериальных активов) и счета материальных ценностей. Последние разбиваются на счета основных и оборотных средств. Вторая группа включает счет Капитала и все результатные счета. Две группы счетов Коффи называл двумя сериями и определял сущность двойной записи применительно к этим сериям, причем значение; дебета и кредита менялось противоположным образом в одной группе по отношению к другой группе счетов. Не случайно Коффи называют предшественником Шера.

       Интересны и соображения Коффи о «горизонтальной» корреспонденции счетов. Так, по его мнению, счета, предназначенные для учета основных' средств, должны всегда корреспондировать со счетом Капитала, счета оборотных средств — со счетами Убытков и прибылей и Капитала, наконец, все результатные счета закрываются только счетом Убытков и прибылей. Может быть, эти мысли оказали влияние на одного из известнейших экономистов XIX в. Пьера Жозефа Прудона (1809—1865). «Бухгалтер,— писал он, — и есть настоящий экономист, у которого клика мнимых ученых украла его имя». Эти слова о том, что бухгалтер не столько сторож чужого добра, сколько экономист, исследующий глубины хозяйственной жизни, долго были символом веры многих наших коллег.

Все началось с того, что  великий историк Ж. Мишле (1798—1874) стал утверждать, что причиной террора  во время Великой Французской  революции была «запущенность счетоводства в военном управлении» [Счетоводство, 1898, с. 122]. И хотя этот поэт истории не очень разобрался в сути социальных процессов конца XVIII в., тем не менее он хорошо предвосхитил социальные сдвиги в оценке счетоводства середины XIX столетия. 
Теория учета. В распространенных в тот период определениях счетоводства и его предмета неустанно подчеркивался экономический аспект: 
Боно.«Счетоводство — наука, имеющая предметом: 1) установление статистики количеств и стоимости предметов, образующих капитал промышленника, купца, финансиста и т. д.; 2) запись, в известном порядке, непрерывного движения различных элементов, с помощью которых совершается процесс обмена или преобразования (производство), так чтобы можно было быстро представлять, во всей совокупности, их взаимное состояние и положение расчетов с третьими лицами, или, в частности, состояние каждого счета отдельно и, наконец, 3) вывод результата всех операций». 
Перро. «Счетоводство — наука, имеющая целью наглядно показать изо дня в день изменения, происшедшие в капитале от совершенных операций». 
Гаже. «Счетоведение имеет предметом совокупность основных начал устройства, управления, контроля и централизации административных служб. Счетоведение должно обнимать все вычисления, проверку и определение всех операций, подлежащих учету и контролю, счетоводство, наоборот, есть искусство записи всех операций, вычисленных счетоведением в книгах».                  

Бодран. «Счетоводство — наука счетов; оно же искусство собирать и группировать все данные, устанавливающие происхождение и преобразование капитала, движение и состояние ценностей, положение отдельных счетов, совокупность расходов и результат операций».

Лами. «Счетоводство есть искусство распределения и записи стоимости продуктов, чтобы показать их употребление и установить разницу между прежнею и настоящею их стоимостью».

Гилле. «Счетоводство есть не что иное, как отчет о движении имуществ движимых и недвижимых, входящих в состав предприятий».

Фернан  Карпентье — «Счетоведение есть наука, ее цель — приведение в соответствие касающихся её событий; предмет — исследование законов, которые составляют базу, основу для его правил и которые, избавляя ум от непредвиденного и непонятного, дают возможность предусмотреть на практике многие явления, счетоведение — это наука, которая дает возможность установить аналитическую и синтетическую связь в экономических актах и событиях; счетоводство есть искусство применять эту связь для целей контроля, сообразно с принципами, практикой и теорией науки счетоведения». Он же дал чисто экономическое, с позитивистским уклоном, истолкование счетоведения и счетоводства. В 
центре его внимания, что особенно свойственно всей французской школе, — счет. «Счет,— писал Карпентье, — это часть целого, это отдельный механизм счетоводной машины.

Та же мысль о примате экономических  аспектов в бухгалтерском учете  характерна и для трудов четырех крупнейших ученых французской школы: 
Жана Густава Курсель-Сенеля, Леона Сэйя, Адольфа Гильбо и Эжена Пьера Леоте.

Жан Густав Курсель-Сенель (1813—1892), один из последователей Ж. Б. Сэйя и Э. Дегранжа, создал весьма интересную концепцию бухгалтерского учета и как прикладной экономики, отражающей хозяйственные процессы, и как метода управления ими. «Наука,— писал он,— лишь с помощью весьма утонченного отвлечения обнаруживает тождественность законов, которые управляют предприятиями». Эти законы изучаются с помощью бухгалтерского учета, который, продолжая традицию Б. Котрульи, Ж. Савари, Д. Дэфо, трактуется как метод (один из методов) управления единичным предприятием. Его цель «приводить в известность все приходы, расходы и превращения капиталов». В основе законов, управляющих предприятием, лежит мена. Каждая мена всегда предполагает две операции: действительную и страдательную. Первая вызывает необходимость кредитования счета, вторая — дебетования его. Только по формальным соображениям и из уважения традиции Курсель-Сенель в объяснении двойной записи приводит правило Дегранжа, которое он сам называет метафорическим. Суть же, с его точки зрения, в том, что кредитуемая сумма всегда должна иметь запись со знаком «+», дебетуемая «—». Отсюда проистекает и алгебраическое равенство меновых оборотов. Трактовка двойной записи как объективно обусловленной законом мены оказала огромное влияние на теорию учета. Эту идею будут отстаивать Леоте и Гильбо (Франция), Скубиц (Австро-Венгрия), Берлине? (Германия), Гаррисон (США), Мальоне (Италия), Вольф, Сивере, Блатов (Россия) и др.  Курсель-Сенель выдвинул следующие дефиниции: «Счетоводство есть искусство ведения и сочетания (координации) счетов» «Счетоводство — совокупность счетов предприятия». «Счет есть последовательность записей, констатирующих порядок операций одного типа (или выполняемых одним и тем же лицом). Счета выражают фазы движения капитала».

Информация о работе История бухгалтерского учета