История зарождения и развития бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 03:37, контрольная работа

Описание работы

Учет зародился еще в первобытном обществе.
Историю развития и возникновения учета можно условно разделить на несколько периодов.
1. Древний мир.
Первые инвентаризационные описи появились в Египте, где каждые два года проводилась инвентаризация всего движимого и недвижимого имущества, затем она была заменена текущей инвентаризацией (постоянной).
Велась хронологическая запись всех фактов хозяйственной жизни, а затем делалась рекапитуляция – систематическая разноска всех записей, сделок в хронологическом порядке. Были введены зачетные платежи, переводы платежей в другие кассы, периодическая публичная отчетность.

Файлы: 1 файл

Шпоры ФУ (полная версия).docx

— 404.10 Кб (Скачать файл)

Из капитального уравнения также следует, что любое изменение капитала и обязательств должно сопровождаться увеличением или уменьшением актива. Если осуществляются операции, в результате которых валюта баланса не меняется, а изменяется только структура активов, структура и размер пассивов изменяться не должны.

Приведенные следствия основного уравнения используются также при определении корреспондирующих счетов в процессе оформления бухгалтерских проводок.

Из капитального уравнения бухгалтерского баланса можно вывести другое уравнение, на основании которого определяется размер собственного капитала организации:

Капитал = Активы – Обязательства.

Данное уравнение используют для определения размера собственного капитала организации вообще и определения стоимости активов, приобретенных за счет собственных средств, в частности. Такое имущество называют чистыми активами организации – это имущество, приобретенное за счет собственных средств организации (включая уставный капитал, прибыль и резервы).

В том случае, когда размер чистых активов становится меньше размера объявленного уставного капитала, общество или товарищество должно либо уменьшить уставный капитал, либо изменить организационно-правовую форму, либо ликвидироваться.

Содержание и структура бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки имущества по его составу, размещению и источникам его формирования на конкретный момент времени.

Бухгалтерский баланс – двусторонняя таблица. В левой части баланса показывается имущество по составу и размещению – это актив баланса, в правой части отражаются источники формирования этого имущества – это пассив баланса.

Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.

Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:

– внеоборотные активы;

– оборотные активы;

– капитал и резервы;

– долгосрочные обязательства;

– краткосрочные обязательства.

В заключении бухгалтерского баланса есть специальная строка по активу и пассиву – «валюта баланса».

Типовая структура бухгалтерского баланса содержит следующие числовые показатели.

Актив. Раздел 1. Внеоборотные активы.

1. Нематериальные активы: права на объекты интеллектуальной собственности; патенты, торговые знаки, знаки обслуживания, организационные расходы; деловая репутация организации.

2. Основные средства: земельные участки и объекты природопользования; здания, машины, оборудование, незавершенное строительство.

3. Доходные вложения в материальные ценности: имущество для передачи в лизинг, предоставляемое по договору проката.

4. Финансовые вложения: инвестиции в дочерние общества, в зависимые общества; займы, предоставленные организации на срок более 12 месяцев; прочие финансовые вложения.

Раздел 2. Оборотные активы.

1. Запасы: сырье, материалы и аналогичные ценности; затраты в незавершенном производстве; готовая продукция, товары для перепродажи и отгруженные; расходы будущих периодов.

2. Дебиторская задолженность: покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников по вкладам в уставный капитал.

3. Финансовые вложения: займы, предоставленные организацией на срок менее 12 месяцев; собственные акции, выкупленные у акционеров; финансовые вложения.

4. Денежные средства: расчетные счета; валютные счета; денежные средства.

Пассив. Раздел 1. Капитал и резервы.

Уставной капитал. Добавочный капитал. Резервный капитал: резервы, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами. Нераспределенная прибыль.

Раздел 2. Долгосрочные обязательства.

1. Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

2. Прочие обязательства.

Раздел 3. Краткосрочные обязательства.

1. Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

2. Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики; векселя к уплате; задолженность перед дочерними и зависимыми обществами; перед персоналом организации; перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами; перед участниками по выплате доходов; полученные авансы.

3. Доходы будущих периодов: резервы предстоящих расходов и платежей.

 

17. Типовые  изменения бухгалтерского баланса  под влиянием хозяйственных операций.

 

Возникающие в процессе деятельности организации хозяйственные операции не нарушают равенства итогов Актива и Пассива, в то время как суммы в разрезе отдельных статей и разделов баланса могут меняться. Это объясняется тем, что каждая операция затрагивает две статьи баланса. При этом они могут находиться в Активе или Пассиве либо одновременно в Активе и Пассиве. В зависимости от характера изменения статей хозяйственные операции можно разделить на четыре группы:

• 1-й тип хозяйственных операций показывает изменение статей Актива при неизменной валюте баланса.

Пример 1

Поступление денег с расчетного счета в кассу:

Дебет счета 50 «Касса» Кредит счета 51 «Расчетные счета». Передача материалов на нужды производства:

Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10 «Материалы».

• 2-й тип характеризуется изменением статей Пассива при неизменной валюте баланса.

Пример 2

Часть нераспределенной прибыли направлена на пополнение резервного капитала:

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит счета 82 «Резервный капитал».

Начислен налог на доход физических лиц:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

• 3-й тип вызывает изменения в статьях Актива и Пассива, при этом валюта баланса увеличивается.

Пример 3

Начисление заработной платы рабочим основного производства:

Дебет счета 20 Кредит счета 70. Получен краткосрочный банковский кредит:

Дебет счета 51 Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

• 4-й тип вызывает изменения в статьях Актива и Пассива, при этом валюта баланса уменьшается.

Пример 4

Выдана заработная плата рабочим:

Дебет счета 70 Кредит счета 50. Возвращен краткосрочный банковский кредит:

Дебет счета 66 Кредит счета 51.

18. Понятие и строение счета бухгалтерского учета.    Корреспонденция счетов, проводка, бухгалтерская запись.  Простые и сложные записи.

 

Непрерывное текущее наблюдение и контроль за хозяйственными операциями и за изменениями в составе имущества, источниками его формирования осуществляются с помощью системы счетов бухгалтерского учета.

Счета – это средство формирования и хранения учетной информации, необходимой для составления отчетности и принятия управленческих решений.

Счета открываются на экономически однородный вид имущества в соответствии с классификацией объектов учета. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям.

Счет имеет форму двусторонней таблицы с указанием «Дебет» и «Кредит», отсюда:

– дебитор – должник или заемщик;

– кредитор – заимодатель, лицо, давшее деньги или другие ценности другому лицу.

По дебету счета отражают поступление средств, по кредиту – их расходование.

В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета.

Активные счета предназначены для учета имущества организации. Пассивные счета – для учета обязательств организации.

Сальдо – остаток средств или источников их образования на начало или конец периода.

Запись на счетах начинают с указания начального остатка (начального сальдо) имущества или источников его формирования. В активных счетах начальный остаток отражается по дебету счета, а в пассивных – по кредиту.

Существуют активно-пассивные счета, которые объединяют в себе признаки активных и пассивных счетов. В этих счетах остаток может быть дебетовым и кредитовым.

Между счетами и балансом существует взаимосвязь:

– каждой статье баланса соответствует счет, кроме случаев, когда отдельные статьи отражают данные нескольких счетов;

– счета подразделяются на активные и пассивные аналогично статьям баланса;

– остатки хозяйственных средств и источников их образования показываются на счетах на той же стороне, что и в балансе;

– суммы остатков по всем активным счетам равны итогу актива баланса, по всем пассивным счетам – итогу пассива баланса;

– баланс составляется на основании данных счетов бухгалтерского учета, а счета открываются на основании данных баланса.

В течение месяца в организации совершаются хозяйственные операции: их изменение в сторону уменьшения или увеличения. Результат движения отражается в балансе раз в месяц как результат происшедших в хозяйственных средствах и их источниках изменений. Само движение средств в балансе не отражается.

Но нужна ежедневная информация о движении хозяйственных средств и их источников. Показатели движения материалов – показатели движения средств, дающие экономическую характеристику каждой операции, совершающейся в организации. Необходимо отражать движение хозяйственных операций по мере их совершения, учитывать их.

На счетах в течение месяца (квартала, года) производится группировка операций по характеру учитываемых объектов и датам совершенных операций, что позволяет получать о них сводные показатели и по окончании месяца (квартала, года) переносить их в баланс.

Счета предназначены для текущего учета и контроля над движением хозяйственных средств, их источников, производственных процессов и их результатов.

Корреспонде́нция счето́в в бухгалтерском учёте — система непрерывной и взаимосвязанной записи бухгалтерских проводок на счета бухгалтерского сопровождения хозяйственных средств, их источников и операций.

Взаимосвязанность достигается путём двойной записи каждой хозяйственной операции на дебете одного счёта и на кредите другого. Между двумя счетами возникает взаимосвязь, которая и называется корреспонденцией, а сами счета —корреспондирующими.

Корреспонденция счетов с указанием суммы операций называется счётной формулой или бухгалтерской проводкой.

Бухгалтерская проводка — запись, указывающая наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отраженной хозяйственной операции. Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные.

Простая бухгалтерская проводка — запись хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счета. Сложная бухгалтерская проводка — запись по дебету нескольких счетов и кредиту одного счета или по дебету одного счета и кредиту нескольких счетов. Однако суммы по дебету и кредиту должны быть равны.

Пример.

1. Выдана из  кассы заработная плата работникам  организации 47 000 руб.

Составляем простую бухгалтерскую проводку:

Дт «Расчеты с персоналом по оплате труда» —47 000 руб.

Кт «Касса» — 47 000 руб.

2. Выдана из  кассы заработная плата работникам  организации 47 000 руб. и деньги в  подотчет на командировку 3000 руб.

Сложная проводка:

Дт «Расчеты с персоналом по оплате труда» —47 000 руб.

Дт «Расчеты с подотчетными лицами» — 3000 руб.

Кт «Касса» — 50 000 руб.

Сложную проводку можно выразить двумя простыми

Проводками:

Дт «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 47 000 руб.

Кт «Касса» — 47 000 руб.

Дт «Расчеты с подотчетными лицами» — 3000 руб.

Кт «Касса» — 3000 руб.

 Запись Бухгалтерская

фиксация, регистрация операций в бухгалтерском учете, которые, в свою очередь, делятся на хронологические записи, когда фиксация хозяйственных операций происходит в порядке их совершения в журналах регистрации, и систематические записи, когда фиксируются операции по их содержанию на счетах бухгалтерского учета посредством двойной записи.

Двойная запись

По своей экономической природе любая хозяйственная операция обязательно характеризуется двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств и контроля за записями хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учете используется способ двойной записи.

Информация о работе История зарождения и развития бухгалтерского учета