Kaizen-костинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 01:05, научная работа

Описание работы

Слово «кайзен» в переводе с японского означает «улучшение, усовершенствование маленькими шагами». Понятие кайзен очень широко — оно обозначает усовершенствование как в личной, семейной и общественной жизни человека, так и в его трудовой деятельности. Когда слово «кайзен» употребляют в отношении деятельности человека на его рабочем месте, имеют в виду процесс постоянного улучшения, в который вовлекаются все сотрудники компании — от старшего менеджера до простого рабочего.

Файлы: 1 файл

1Сущность Kaizen.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

1.Сущность Kaizen.

Рассматривая современный  бухгалтерский учет, необходимо особое внимание уделить кайзен-костингу.

Слово «кайзен» в переводе с японского  означает «улучшение, усовершенствование маленькими шагами». Понятие кайзен очень широко — оно обозначает усовершенствование как в личной, семейной и общественной жизни человека, так и в его трудовой деятельности. Когда слово «кайзен» употребляют в отношении деятельности человека на его рабочем месте, имеют в виду процесс постоянного улучшения, в который вовлекаются все сотрудники компании — от старшего менеджера до простого рабочего. Целью кайзен является усовершенствование деятельности компании или её отдельных подразделений с помощью внутренних резервов, без привлечения крупных инвестиций извне. Понятие же «кайзен-костинг» носит более определённое значение. Оно означает обеспечение необходимого уровня себестоимости продукта и поиск возможностей снижения затрат до некоторого целевого уровня.

Кайзен-костинг используется в  японской модели управленческого учета параллельно с Таргет-костингом. Обе системы имею одинаковую цель - достижение целевой себестоимости: Таргет-костинг - на этапе проектирования нового изделия, Кайзен-костинг - на этапе производства изделий.

Если на этапе проектирования разница  между сметной и целевой себестоимостью составляет до 10%, то принимается решение о начале производства такого изделия с расчетом на то, что 10% будут ликвидированы в процессе производства методами Кайзен-костинга. Сокращение разницы между сметной и целевой себестоимостью называется кайзен-задачей, которая касается всего персонала организации от инженеров до менеджеров и выполнение которой должным образом поощряется через систему управления персоналом.

Кайзен-задача определяется на этапе  планирования на следующий финансовый год, когда разрабатываются планы производства. Кайзен-задача ставится как на уровне каждого изделия, так и на уровне предприятия в целом по отдельным статьям переменных затрат. Постоянные затраты подсчитываются по отдельным подразделениям и группируются в специальные бюджеты.

Используя данные кайзен-задачи и  бюджеты постоянных затрат специалисты  составляют годовой бюджет предприятия.

Система кайзен-костинг широко распространена в Японии. Ярким примером является компания Toyota. Кайзен-костинг позволяет организованно и целенаправленно осуществлять политику снижения себестоимости, рационально инвестировать денежные средства в новые продукты, координировать действия множества людей, вовлечённых в производственный процесс, и совместными усилиями добиваться достижения поставленных целей (рис. 3) [4].

 

2. Различие между Таргет и Кайзен.

 

Прежде чем говорить о различиях  Таргет и кайзен, стоит немного  поговорить о таргет костинге.

 

Родиной концепции «таргет-костинг» как  и кайзен (в переводе с японского - усовершенствование маленькими шагами) считают Японию, в которой она появилась в 60-х гг. На сегодняшний день она распространена по всему миру, в основном в компаниях, работающих в инновационных отраслях (автомобилестроение, машиностроение, электроника, компьютерные, цифровые технологии) и в сфере обслуживания [1].    

В основе концепции «таргет-костинг» заложены планирование и снижение затрат на производство новой продукции. Основной формулой таргет-костинга является определение себестоимости продукции, которая исчисляется как разность между ценой и прибылью. Зарубежные ученые-экономисты восхваляют таргет-костинг за его простую формулу расчета, отсутствие калькулирования затрат, снижение трудоемкости расчета.

Кайзен-костинг  отличается от таргет-костинга тем, что  он:

 

  • Представляет собой инструмент снижения затрат.
  • Позволяет достичь целевую себестоимость.
  • Обеспечивает рентабельность производства.
  • Помогает предотвратить производство нерентабельной продукции.

Если  система «таргет-костинг» нацелена на доведение себестоимости продукта до заданного уровня в процессе его  разработки, то «кайзен-костинг» —  отдельных статей затрат и себестоимости  в целом в процессе производства. Обе калькуляционные системы могут использоваться в управленческом учете как во взаимосвязи, так и автономно. Чаще всего их применяют именно во взаимосвязи. Прогнозное калькулирование себестоимости начинается в системе «таргет-костинг», затем калькулирование (уже фактических затрат) продолжается в системе «кайзен-костинг». Вместе обе системы дают предприятию весьма ценное конкурентное преимущество, состоящее в достижении более низкого, чем у конкурентов, уровня себестоимости и возможности выбирать удобную ценовую политику для захвата или удержания соответствующих секторов рынка.

 

 

 

 

 

 

 

Влияние систем таргет- и кайзен-костинг  на кривые затрат и цен представлено на рисунке

Когда производство модели поколения tдостигает точки наименьшей возможной себестоимости, наступает время для выведения на рынок модели нового поколения t+1.Целевая себестоимость новой модели будет существенно снижена с помощью системы таргет-костинг ещё на стадии проектирования и разработки, а затем – уже на стадии производства – будет постепенно, маленькими шажками, снижаться в соответствии с так называемой кайзен-задачей. Жизненный цикл (ЖЦ) модели поколения t+1 закончится тогда, когда будет достигнута точка минимальной себестоимости, после которой себестоимость может только повышаться. Далее весь процесс повторится, только уже для следующей модели поколения t+2 и т.д.

Как видим, последовательное «подключение» таргет- и кайзен-костинг к механизму снижения себестоимости позволяет получить именно тот суммарный эффект, который необходим для достижения целевой себестоимости, закрепления нормативных значений затрат и их поддержки (контроля) на стадии производтва.

 

 

 

 

Механизм снижения себестоимости  в соответствии с кайзен-задачей  представлен на рисунке 

Сотрудники японских компаний стремятся, чтобы достигнутый вследствие снижения себестоимости результат (рис. 3) был равен или превышал обозначенные в кайзен-задаче целевые показатели, что является основанием для дополнительного – и довольно существенного – вознаграждения.

 

3. Таким образом,  кайзен-костинг во взаимодействии с таргет-костингом, как инновационные концепции бухгалтерского учета:

    1. Помогают сокращать затраты на производство новых видов продукции и/или услуг.
    2. Управление затратами начинается на стадии разработки продукции и/или создания услуги, а не в момент производства (что наблюдается сегодня).
    3. Способствуют внедрению новейших технологий в процесс производства.
    4. Включают в себя анализ затрат на всех стадиях производства продукции и/или оказания услуг.
    5. Приводят к существенному снижению затрат.
    6. Оказывают влияние на непрерывное улучшение продукции и/или услуг.
    7. Организации своевременно получают желаемую прибыль.
    8. Представляют собой систему управления затратами.
    9. Позволяют сравнивать целевые затраты с достигнутыми.
    10. Требуют зачастую сотрудничества всех подразделений организаций.

Объединяя все вышесказанное, можно сделать  вывод, что таргет-костинг и кайзен-костинг  позволяют управлять переменными  затратами организации и являются одним из способов модернизации российской экономики. 

 

 

 


Информация о работе Kaizen-костинг