Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 01:05, научная работа
Слово «кайзен» в переводе с японского означает «улучшение, усовершенствование маленькими шагами». Понятие кайзен очень широко — оно обозначает усовершенствование как в личной, семейной и общественной жизни человека, так и в его трудовой деятельности. Когда слово «кайзен» употребляют в отношении деятельности человека на его рабочем месте, имеют в виду процесс постоянного улучшения, в который вовлекаются все сотрудники компании — от старшего менеджера до простого рабочего.
1.Сущность Kaizen.
Рассматривая современный бухгалтерский учет, необходимо особое внимание уделить кайзен-костингу.
Слово «кайзен» в переводе с японского означает «улучшение, усовершенствование маленькими шагами». Понятие кайзен очень широко — оно обозначает усовершенствование как в личной, семейной и общественной жизни человека, так и в его трудовой деятельности. Когда слово «кайзен» употребляют в отношении деятельности человека на его рабочем месте, имеют в виду процесс постоянного улучшения, в который вовлекаются все сотрудники компании — от старшего менеджера до простого рабочего. Целью кайзен является усовершенствование деятельности компании или её отдельных подразделений с помощью внутренних резервов, без привлечения крупных инвестиций извне. Понятие же «кайзен-костинг» носит более определённое значение. Оно означает обеспечение необходимого уровня себестоимости продукта и поиск возможностей снижения затрат до некоторого целевого уровня.
Кайзен-костинг используется в японской модели управленческого учета параллельно с Таргет-костингом. Обе системы имею одинаковую цель - достижение целевой себестоимости: Таргет-костинг - на этапе проектирования нового изделия, Кайзен-костинг - на этапе производства изделий.
Если на этапе проектирования разница между сметной и целевой себестоимостью составляет до 10%, то принимается решение о начале производства такого изделия с расчетом на то, что 10% будут ликвидированы в процессе производства методами Кайзен-костинга. Сокращение разницы между сметной и целевой себестоимостью называется кайзен-задачей, которая касается всего персонала организации от инженеров до менеджеров и выполнение которой должным образом поощряется через систему управления персоналом.
Кайзен-задача определяется на этапе планирования на следующий финансовый год, когда разрабатываются планы производства. Кайзен-задача ставится как на уровне каждого изделия, так и на уровне предприятия в целом по отдельным статьям переменных затрат. Постоянные затраты подсчитываются по отдельным подразделениям и группируются в специальные бюджеты.
Используя данные кайзен-задачи и бюджеты постоянных затрат специалисты составляют годовой бюджет предприятия.
Система кайзен-костинг широко распространена в Японии. Ярким примером является компания Toyota. Кайзен-костинг позволяет организованно и целенаправленно осуществлять политику снижения себестоимости, рационально инвестировать денежные средства в новые продукты, координировать действия множества людей, вовлечённых в производственный процесс, и совместными усилиями добиваться достижения поставленных целей (рис. 3) [4].
2. Различие между Таргет и Кайзен.
Прежде чем говорить о различиях Таргет и кайзен, стоит немного поговорить о таргет костинге.
Родиной концепции «таргет-костинг» как и кайзен (в переводе с японского - усовершенствование маленькими шагами) считают Японию, в которой она появилась в 60-х гг. На сегодняшний день она распространена по всему миру, в основном в компаниях, работающих в инновационных отраслях (автомобилестроение, машиностроение, электроника, компьютерные, цифровые технологии) и в сфере обслуживания [1].
В основе концепции «таргет-костинг» заложены планирование и снижение затрат на производство новой продукции. Основной формулой таргет-костинга является определение себестоимости продукции, которая исчисляется как разность между ценой и прибылью. Зарубежные ученые-экономисты восхваляют таргет-костинг за его простую формулу расчета, отсутствие калькулирования затрат, снижение трудоемкости расчета.
Кайзен-костинг отличается от таргет-костинга тем, что он:
Если
система «таргет-костинг» нацелена
на доведение себестоимости
Влияние систем таргет- и кайзен-костинг на кривые затрат и цен представлено на рисунке
Когда производство модели поколения tдостигает точки наименьшей возможной себестоимости, наступает время для выведения на рынок модели нового поколения t+1.Целевая себестоимость новой модели будет существенно снижена с помощью системы таргет-костинг ещё на стадии проектирования и разработки, а затем – уже на стадии производства – будет постепенно, маленькими шажками, снижаться в соответствии с так называемой кайзен-задачей. Жизненный цикл (ЖЦ) модели поколения t+1 закончится тогда, когда будет достигнута точка минимальной себестоимости, после которой себестоимость может только повышаться. Далее весь процесс повторится, только уже для следующей модели поколения t+2 и т.д.
Как видим, последовательное «подключение» таргет- и кайзен-костинг к механизму снижения себестоимости позволяет получить именно тот суммарный эффект, который необходим для достижения целевой себестоимости, закрепления нормативных значений затрат и их поддержки (контроля) на стадии производтва.
Механизм снижения себестоимости в соответствии с кайзен-задачей представлен на рисунке
Сотрудники японских компаний стремятся, чтобы достигнутый вследствие снижения себестоимости результат (рис. 3) был равен или превышал обозначенные в кайзен-задаче целевые показатели, что является основанием для дополнительного – и довольно существенного – вознаграждения.
3. Таким образом, кайзен-костинг во взаимодействии с таргет-костингом, как инновационные концепции бухгалтерского учета:
Объединяя
все вышесказанное, можно сделать
вывод, что таргет-костинг и кайзен-