Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:01, курсовая работа
Представленная курсовая работа является актуальной в связи с тем, что пользователи предъявляют высокие требования к качеству аудита и повышению доверия к профессионализму аудитора, что и влечет за собой необходимость контроля данной услуги.
В данной работе рассматриваются проблемы, связанные с внутренним и внешним контролем качества аудита в Российской Федерации.
В процессе написания работы были использованы нормативные документы по вопросам бухгалтерского учета и аудита, а также труды:
Введение……………………………………………………………………..
1 Качество в аудите…………………………………………………….
1.1 Понятие «аудит»……………………………………………………..
1.2 Понятие «качество аудита»……………………………………......
2 Система контроля качества аудита в России…………………….
2.1 Понятия и цели контроля качества аудита……………………….
2.2 Внутренний контроль качества аудита……………………………
3 Методика внешнего контроля качества аудиторской работы…
3.1 Методика проверки наличия внутренних стандартов и их соответствия действующим правилам (стандартам) аудиторской деятельности………………………………………….
3.2 Методика проверки организации и эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………….
8) условий договора на оказание аудиторских услуг и обязательств, вытекающих из существа правоотношений, определенных этим договором.
Мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности носит субъективный характер. Однако профессиональное суждение и рекомендации аудитора должны быть обоснованы нормами законодательства и быть достаточно аргументированы, основаны на выявленных в ходе проверки фактах. Более того, право аудитора на объективное мнение реализуется посредством применения в работе аудитора принципа независимости. Соответственно степень доверия к профессиональному мнению аудитора со стороны заинтересованного пользователя зависит от степени удовлетворенности его потребностей именно с точки зрения законодательных требований, профессиональных стандартов и этики, а не с точки зрения выполнения любых капризов и пожеланий клиента.
Система оценки качества аудита с точки зрения необходимого и достаточного уровня доверия к профессиональному мнению аудитора схематично изображена в приложении 1
2 Система контроля качества аудита в России
2.1 Понятие и цели контроля качества в аудите
Согласно п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности цель аудита – «выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации». Достижение поставленной цели, обеспечение объективного и независимого профессионального мнения аудитора в значительной степени зависят от осуществления системного контроля качества аудиторской деятельности.
Необходимость контроля качества аудита в значительной степени связана с вероятностью того, что некоторые аудиторские проверки могут оказаться несостоятельными. Несостоятельность аудита – это ситуация, когда аудитор приходит к неточному выводу в результате аудиторской проверки и представляет ошибочное заключение.[7]
Возникновение этой ситуации связано со следующими причинами:
во-первых, в связи с неверной оценкой величины аудиторского риска у аудируемого лица. Категория риска – одна из основополагающих в аудиторской проверке. В случае если аудитор не смог обнаружить существенные искажения отчетности и составил положительное заключение, а фирма-клиент впоследствии была оштрафована, аудиторы могут быть обвинены в некомпетентности и привлечены к ответственности;
во-вторых, из-за несоблюдения критериев качества аудита;
в-третьих, из-за несоблюдения интересов аудируемого лица и других пользователей профессионального мнения аудитора.
В настоящее время в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности заложены определенные механизмы контроля качества аудита. В статье 14 «Контроль качества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» закреплена система, в которой определены уровни контроля качества аудита.
Целью контроля качества аудита следует считать обеспечение соответствия деятельности аудиторов установленным критериям качества.[10] Под контролем качества аудита следует понимать совокупность методик и процедур, применяемых для определения соответствия деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) установленным критериям качества.
Следует различать стратегические и тактические аспекты общего контроля качества аудиторской деятельности. Очевидно, что стратегия определяет важнейшие цели и задачи, осуществляемые государством, профессиональными объединениями и аудиторскими организациями в целом для достижения высокого качества аудиторских услуг, оказываемых клиентам, а тактика – это конкретные мероприятия, принимаемые для достижения стратегических целей и задач. При этом стратегический подход к контролю качества аудита должен заключаться в максимальном удовлетворении потребностей пользователей профессионального мнения аудитора при минимальной себестоимости оказания услуг и оптимальной рентабельности деятельности, так как качество, прежде всего, есть средство получения прибыли и достижения конкурентного преимущества. Тактический подход к осуществлению контроля качества аудита направлен на обеспечение соответствия качества оказываемых аудиторских услуг установленным критериям.
Системный контроль качества аудиторской деятельности должен быть направлен на:
1) предупреждение несостоятельности аудита, т. е. неверной оценки аудиторского риска, несоблюдения критериев качества аудита, а также интересов аудируемого лица и других пользователей профессионального мнения аудитора;
2) достижение разумной уверенности в том, что аудит как деловая профессиональная услуга удовлетворяет требованиям по качеству, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора;
3) обеспечение необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.
2.2 Внутренний контроль качества аудита
Организация контроля качества аудиторской работы на уровне аудиторских фирм предполагает стимулирование аудиторов к качественному выполнению работы. Порядок организации контроля качества на внутрифирменном уровне регламентируется следующими документами:
1) федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 7 «Внутренний контроль качества аудита» (утверждено постановлением Правительства РФ от 04.07.03 № 405) [13] (далее – Правило (стандарт) № 7) – устанавливает единые требования к внутреннему контролю качества аудита;
2) Методическими рекомендациями по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 18 от 21–22.10.2003) – разъясняют основные требования Правила (стандарта) № 7 для обеспечения в аудиторских организациях единообразного подхода при разработке и внедрении системы контроля качества как аудиторских услуг в целом, так и отдельных аудиторских проверок.
Единый подход к внутреннему контролю качества аудита включает требования по обеспечению:
качества работы аудиторской организации в целом;
внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки.
Таким образом, Правило (стандарт) № 7 проводит различие между контролем качества отдельных проверок и общим контролем качества, принятыми аудиторской организацией (индивидуальным аудитором). Признание взаимосвязи между этими двумя направлениями контроля одновременно подразумевает, что общий контроль качества «дополняет и способствует» контролю отдельных аудиторских проверок.[13]
Требования по обеспечению качества работы аудиторской организации в целом. Аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) должны установить принципы и конкретные процедуры, призванные обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудиторская организация (индивидуальный аудитор), либо в соответствии с иными документами.
Другими словами, действующее законодательство требует, чтобы во всех аудиторских организациях существовала система внутреннего контроля качества аудита. Таким образом, согласно Правилу (стандарту) № 7, система внутреннего контроля качества аудита включает в себя следующие элементы:
1) профессиональные требования;
2) профессиональная компетентность;
3) поручение заданий;
4) контрольные полномочия;
5) консультирование;
6) работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги;
7) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества.
Следовательно, принципы и конкретные процедуры контроля качества должны быть разработаны в отношении каждого из представленных элементов внутрифирменной системы контроля качества аудита. В приложении 2 раскрыто содержание элементов системы внутреннего контроля через принципы и процедуры обеспечения качества работы аудиторской фирмы в целом [13].
Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской организацией, зависят от таких факторов, как объем и характер деятельности, территориальное расположение, организационная структура аудируемого лица, а также соотношения затрат и выгод. В связи с этим методы и процедуры, применяемые аудиторской организацией и объем документации будут меняться.
Принципы внутреннего контроля качества и конкретные процедуры по соблюдению и реализации данных принципов должны быть:
определены внутрифирменными стандартами или иными документами аудиторской организации;
в обязательном порядке доведены до сведения работников аудиторской организации (индивидуального аудитора) таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такие принципы и процедуры понятны и применяются на практике;
в обязательном порядке исполнены всеми аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами).
Контроль качества работы в ходе проведения аудиторской проверки осуществляется путем:
руководства аудиторской проверкой;
надзора в ходе аудиторской проверки;
проверки работы по проведению аудита.
Руководитель аудиторской проверки должен применять такие процедуры внутреннего контроля качества аудита, которые соответствуют целям и задачам проводимой аудиторской проверки.
Функции по руководству аудиторской проверкой включают:
анализ профессиональной компетентности аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу;
предоставление аудиторам и ассистентам аудиторов четких указаний о проведении ими соответствующих аудиторских процедур. При этом работники могут быть информированы о таких аспектах, как вид деятельности аудируемого лица и возможные проблемы в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур;
доведение до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита (на основе программы аудита, сметы затрат времени и общего плана аудита).
Любое поручение ассистент аудитора выполняет таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа будет выполнена с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.
Во время аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны:
а) осуществлять контроль за ходом аудита, чтобы определить:
обладают ли ассистенты аудитора необходимыми навыками и компетентностью для выполнения порученных им заданий;
понимают ли ассистенты аудитора указания по проведению аудита;
выполняется ли работа в соответствии с общим планом и программой аудита;
б) получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проведения аудита, осуществлять оценку их важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита;
в) устранять расхождения в профессиональных суждениях работников.
Проверка работы в ходе аудита предполагает проведение подробной, промежуточной и обзорной проверки качества аудита.
Ответственность за подробную проверку работы аудиторов и ассистентов аудиторов несет руководитель аудиторской проверки. В ходе подробной проверки изучению подлежат следующие вопросы:
– полностью ли завершены все необходимые аудиторские процедуры и выполнены ли аудиторские программы, есть ли отметка о выполнении аудиторских программ и проведено ли перекрестное сопоставление с рабочими документами;
– подтверждают ли результаты проведенных аудиторских процедур сделанные выводы и удовлетворяют ли целям аудиторских программ;
– являются ли допущения и расчеты клиента достаточными;
– достаточно ли аудиторских доказательств;
– являются ли сделанные выводы четкими;
– все ли вопросы отмечены, на которые надо обратить внимание руководства аудиторской организации;
– полностью ли отмечены все системные или другие недостатки.
Данная проверка проводится в ходе аудита при завершении каждого из разделов или подразделов программы. В случае выявления фактов неправильного выполнения задания и при невозможности внесения исправлений тем же специалистом принимается решение об отстранении его от участия в проверке и замене другим специалистом.
Во время проведения аудита работники, назначенные для осуществления контрольных функций, должны осуществлять промежуточную проверку в дополнение к контрольным функциям руководителя аудиторской проверки и рассматривать следующие аспекты: