Контроль качества аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Представленная курсовая работа является актуальной в связи с тем, что пользователи предъявляют высокие требования к качеству аудита и повышению доверия к профессионализму аудитора, что и влечет за собой необходимость контроля данной услуги.
В данной работе рассматриваются проблемы, связанные с внутренним и внешним контролем качества аудита в Российской Федерации.
В процессе написания работы были использованы нормативные документы по вопросам бухгалтерского учета и аудита, а также труды:

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
1 Качество в аудите…………………………………………………….
1.1 Понятие «аудит»……………………………………………………..
1.2 Понятие «качество аудита»……………………………………......
2 Система контроля качества аудита в России…………………….
2.1 Понятия и цели контроля качества аудита……………………….
2.2 Внутренний контроль качества аудита……………………………
3 Методика внешнего контроля качества аудиторской работы…
3.1 Методика проверки наличия внутренних стандартов и их соответствия действующим правилам (стандартам) аудиторской деятельности………………………………………….
3.2 Методика проверки организации и эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

Аудит.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

2) требованиям, предъявляемым к форме и содержанию внутренних стандартов, установленным п. 3.1–3.17 правила (стандарта) «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций». Для целей такой проверки разработан «Контрольный лист по проверке на соответствие требованиям, предъявляемым к форме и содержанию внутренних стандартов аудиторской организации» (приложение 8);

3) требованиям, предъявляемым к порядку подготовки внутренних стандартов аудиторской организации, установленным п. 1—10 приложения 1 к правилу (стандарту) «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций». Данный блок может быть также проверен с помощью «Контрольного листа по проверке на соответствие требованиям, предъявляемым к порядку подготовки внутренних стандартов аудиторской организации» (приложение 9);

4) требованиям, предъявляемым к организации внутрифирменного контроля за выполнением требований внутренних стандартов аудиторской организации, установленным п. 4.1–4.8 правила (стандарта) «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций». Другими словами, проверке подлежит соблюдение процедур по обеспечению качества в отношении соблюдения требований внутренних стандартов сотрудниками аудиторской организации. Для целей проверки разработан «Контрольный лист по проверке на соответствие требованиям, предъявляемым к организации внутрифирменного контроля за выполнением требований внутренних стандартов аудиторской организации» (приложение 10);

5) разработанных и принятых внутренних стандартов аудиторской организации положениям действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности. В качестве критериев такой проверки могут быть признаны:

– соответствие ключевым позициям действующих правил стандартов аудиторской деятельности (федеральных правил (стандартов) и правил (стандартов), одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ);

– соответствие терминологической базы внутренних стандартов терминам, применяемым действующими правилами (стандартами) аудиторской деятельности [14].

Предложенный подход к такой проверке позволит не только определить, руководствовалась ли аудиторская фирма при разработке внутренних стандартов действующими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, но и установить, соблюдается ли требование непротиворечивости по отношению к федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Проверка может быть произведена с помощью «Контрольного листа по проверке на соответствие разработанных и принятых внутренних стандартов аудиторской организации положениям действующих правил (стандартов)».

Во всех контрольных листах предусмотрена графа для комментариев и уточнений проверяющего. По окончании проверки должны даваться аргументированные выводы и общая оценка по каждому направлению и блоку проверки качества аудита [14].

3.2 Методика проверки организации и эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита

В настоящее время существуют следующие методики проверки системы внутреннего контроля качества аудита. Типовой программой проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций предусмотрен раздел, представленный в виде анкеты, для проверки внутрифирменного контроля качества. Анкета содержит вопросы, которые сводятся к формальному перечислению требований к внутреннему контролю качества аудиторской работы, установленных федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 7 «Внутренний контроль качества аудита». В данном случае от контролера требуется описать, как применяется каждое требование. Однако недостатком такой методики является то, что она не охватывает проверку конкретных процедур по обеспечению качества аудиторской работы в отношении каждого элемента системы внутреннего контроля качества аудита [14].

Для оказания помощи аккредитованным профессиональным объединениям Министерством финансов РФ разработаны Временные методические рекомендации и программа проведения аккредитованными при министерстве профессиональными аудиторскими объединениями проверки качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 26.05.2005). Данный документ содержит также раздел, посвященный оценке внутренней системы контроля качества работы проверяемой аудиторской организации (индивидуального аудитора).

В программе выделены следующие направления контроля:

1) порядок признания новых клиентов;

2) контроль независимости персонала;

3) оценка уровня образования для обеспечения необходимой компетентности сотрудников аудиторской организации (индивидуального аудитора);

4) методы руководства и контроля за работой членов аудиторской группы;

5) рассмотрение сложных для оценки вопросов (например, отрицательное аудиторское заключение, приглашение внешних специалистов);

6) порядок хранения рабочих документов.

Очевидно, что указанные направления контроля не соответствуют требованиям российского стандарта по контролю качества аудита, а также противоречат международному подходу к контролю качества аудита. Вследствие этого данная методика не отличается системным подходом к оценке внутреннего контроля качества.

Российской коллегией аудиторов и Национальной федерацией консультантов и аудиторов предложена общая программа контроля качества работы аудиторской фирмы – члена этих организаций. В отношении проверки системы внутреннего контроля качества аудита программой предусмотрены следующие направления проверки:

1) независимость;

2) принятие и обслуживание клиентов;

3) прием на работу;

4) профессиональное образование (обучение);

5) распределение заданий среди сотрудников;

6) профессиональная документация;

7) консультации;

8) контроль качества работы аудиторской фирмы в процессе аудита;

9) последующий контроль качества работы аудиторской фирмы [14].

Приведенные направления проверок также не соответствуют требованиям действующих аудиторских стандартов и соответственно на их основе невозможно объективно и системно оценить, как осуществляется внутренний контроль качества аудита в аудиторской организации.

Из изложенного следует, что в настоящее время отсутствуют надлежащим образом разработанные как на законодательном уровне, так и на уровне профессиональных аудиторских объединений методики проверки системы внутреннего контроля качества аудита, которые соответствовали бы требованиям нормативных актов и включали бы критерии систематизированной оценки общего качества аудиторской работы.

Для целей внешнего контроля качества аудита в отношении системы внутреннего контроля качества аудита можно выделить два основных направления проверки качества работы аудиторской организации:

1. Проверка организации системы внутреннего контроля качества аудита. Цель проведения проверки по данному направлению – установление, организована ли система внутреннего контроля качества аудита в аудиторской организации и соблюдены ли требования к организации этой системы.

2. Проверка эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита. Цель проверки эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита – установление, реализуются ли политика и конкретные процедуры по обеспечению качества работы аудиторской организации в целом по каждому из установленных элементов такой системы. Данное направление предполагает проверку соблюдения требований, установленных в приложении к федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 7 «Внутренний контроль качества аудита» [14].

Для проверки эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита предлагаем «Контрольный лист по проверке эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита» (приложение 11). Контрольный лист содержит вопросы, которые распределены в соответствии с элементами системы внутреннего контроля качества аудита, что дает возможность провести комплексную проверку системы внутреннего контроля и выразить мнение об эффективности ее функционирования. Все вопросы сформулированы в строгом соответствии с требованиями федерального правила (стандарта) № 7 «Внутренний контроль качества аудита» и Методическими рекомендациями по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг [13].

В графе «Комментарии» контрольного листа следует кратко описать практическую реализацию данного вопроса, привести ссылки на внутренние регламентирующие документы. Пояснения вписываются в эту графу после обсуждения с соответствующим персоналом аудиторской организации, что создает обоснованную уверенность в том, что существенные моменты не были проигнорированы.

Однако следует учитывать, что количество и содержание процедур зависит от специфики деятельности аудиторской организации, включая размер и характер деятельности, географическую разбросанность, организационную структуру, соотношение бюджетов затрат и доходов. В связи с этим вопросы, включаемые в контрольный лист, могут варьироваться в зависимости от указанных факторов.

Оценка результатов проверки производится путем выражения мнения эксперта об организации и эффективности функционирования ее системы внутреннего контроля качества аудита. Профессиональное мнение эксперта носит субъективный характер, так как основано на его знаниях и опыте работы.

По результатам проверки качества контролер может дать рекомендации по устранению существенных недостатков и повышению качества аудиторской работы аудиторской организации в целом.

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя из рассмотренного материала можно сделать вывод, что качество аудита является очень важным аспектом аудиторской деятельности. «Качество аудита» можно определить как степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента. Таким образом, качественное профессиональное мнение аудитора – это независимое и объективное мнение, которое придает уверенность его пользователям в принятии экономических решений и их выполнении.

Несмотря на установленные законодательством по аудиторской деятельности основы контроля качества аудита, следует отметить, что на сегодняшний день практически отсутствует эффективная методологическая и методическая база контроля качества аудиторской деятельности. В частности, не разработаны критерии оценки качества работы аудиторских организаций, не определены цели, задачи и объекты контроля качества аудита, порядок и методики контроля качества аудиторских услуг. Вопросы методологии и методики контроля качества аудиторских услуг четко не раскрываются ни в официально утвержденных нормативных правовых документах, ни в научных исследованиях в области аудита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая, третья.

2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».

3. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

4. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

5. Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

6. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 80 «Об утверждении положения о лицензировании аудиторской деятельности».

7. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08».

8. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99».

9. Приказ Минфина России от 27.10.1999 № 69н «Об утверждении Порядка представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков».

10. Приказ Минфина России от 29.04.2002 № 38н «Об утверждении Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации».

11. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999, протокол № 6).

12. Временные методические рекомендации и программа проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверки качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 26.05.2005, протокол № 36).

13. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности//Сибирское университетское издание – 2010, 256с.

14. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Контроль качества аудита//Эксмо-2008.

30

 



Информация о работе Контроль качества аудита