Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:01, курсовая работа
Представленная курсовая работа является актуальной в связи с тем, что пользователи предъявляют высокие требования к качеству аудита и повышению доверия к профессионализму аудитора, что и влечет за собой необходимость контроля данной услуги.
В данной работе рассматриваются проблемы, связанные с внутренним и внешним контролем качества аудита в Российской Федерации.
В процессе написания работы были использованы нормативные документы по вопросам бухгалтерского учета и аудита, а также труды:
Введение……………………………………………………………………..
1 Качество в аудите…………………………………………………….
1.1 Понятие «аудит»……………………………………………………..
1.2 Понятие «качество аудита»……………………………………......
2 Система контроля качества аудита в России…………………….
2.1 Понятия и цели контроля качества аудита……………………….
2.2 Внутренний контроль качества аудита……………………………
3 Методика внешнего контроля качества аудиторской работы…
3.1 Методика проверки наличия внутренних стандартов и их соответствия действующим правилам (стандартам) аудиторской деятельности………………………………………….
3.2 Методика проверки организации и эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………….
– планируемый уровень существенности (уточнение уровня существенности);
– результаты произведенных оценок риска;
– план аудита;
– результаты данных аналитической проверки;
– объем выборки;
– наличие достаточных аудиторских доказательств для подтверждения результатов и выводов аудита, на основе которых сформировано мнение, высказанное в аудиторском заключении;
– все ли сложные вопросы были выяснены, а если нет, то обеспечить их доведение до руководства аудиторской фирмы;
– какие-либо упущения в работе;
– вопросы, перенесенные на следующий год;
– отчет о результатах аудита руководству проверяемого экономического субъекта;
– эффективность работы специалистов;
– правильность и полнота составления рабочих документов.
В приложении 3 представлены основные процедуры внутреннего контроля качества работы в ходе аудиторской проверки по представленным контрольным направлениям.
3 Методика внешнего контроля качества аудиторской работы
Объектами внешнего контроля качества аудиторской работы являются система внутренних стандартов аудиторской организации; система внутреннего контроля качества аудиторской организации; отдельные аудиторские проверки.
В соответствии с указанными объектами контроля качества можно выделить три основных направления внешней проверки качества аудита:
1) проверка наличия и соответствия внутренних стандартов аудиторской организации действующим правилам (стандартам) аудиторской деятельности;
2) проверка организации и эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита;
3) проверка качества отдельной аудиторской проверки.
В приложении 4 представлены соответствующие источники информации для целей проверки качества по каждому из направлений, а также произведена группировка критериев качества, установленных в главе 1, в соответствии с установленными объектами контроля качества. Методика проведения внешнего контроля качества аудита представлена в виде схемы в приложении 5.
3.1 Методика проверки наличия внутренних стандартов и их соответствия действующим правилам (стандартам) аудиторской деятельности
В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности особая роль принадлежит правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Согласно ст. 9 Закона об аудиторской деятельности правила (стандарты) аудиторской деятельности являются «обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер». Одним из основных критериев оценки использования правил (стандартов) аудиторскими организациями и аудиторами следует считать разработку и применение ими внутренних стандартов аудита.
Право на установление аудиторскими организациями собственных правил (стандартов) аудиторской деятельности предусмотрено Законом об аудиторской деятельности, а также Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999, протокол № 6 (далее – Правило (стандарт).
Исходя из принципов организации и проведения аудита, аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям. Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.
Внутренние стандарты аудиторской организации – это документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности правилам (стандартам) аудиторской деятельности (п. 2.1 Правила (стандарта). К внутренним стандартам также могут относиться инструкции, методические разработки, пособия и другие документы (п. 2.9) [11].
Исходя из положений вышеназванного Правила (стандарта) можно выделить следующие основные цели разработки аудиторской организацией внутренних стандартов:
регламентирование деятельности аудиторов в рамках аудиторской организации;
регулирование осуществления аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепризнанными этическими нормами;
обеспечение дополнительных оснований для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между аудиторской организацией и экономическим субъектом, между аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы, а также между самими аудиторами.
Применение внутренних стандартов позволяет аудиторским организациям:
а) полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
б) сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских проверок отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора;
в) содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
г) обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
д) детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита (п. 2.5 Правила (стандарта) [11].
Основное назначение внутренних стандартов – определение набора применяемых аудиторских процедур и порядка их реализации. Установление внутренними стандартами единых основных требований к порядку проведения аудита, а также к его качеству и надежности обеспечивает при их соблюдении дополнительные гарантии качественных результатов аудиторской проверки.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что разработка аудиторской организацией внутренних стандартов и их применение являются одним из показателей качества аудиторской работы. Отсутствие внутренних стандартов аудиторской деятельности означает отсутствие не только прав, но и ответственности сотрудников аудиторской организации, что может оказать негативное влияние на качество аудиторской деятельности. Следовательно, внутренние стандарты должны выступать основополагающим элементом системы внутреннего контроля качества аудита и в этом смысле должны подлежать контролю качества аудита.
При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться:
во-первых, действующими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации общественных ассоциаций аудиторов (п. 2.13 Правила (стандарта);
во-вторых, международными стандартами аудита с учетом специфических особенностей проведения аудита в Российской Федерации (в случае отсутствия действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности в определенной области аудита, детализированных методик и подходов к проведению аудита) (2.14 Правила (стандарта).
В настоящее время действующие правила (стандарты) аудиторской деятельности включают:
1) федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлениями Правительства РФ;
2) Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
В отношении внутренних стандартов аудиторских организаций Законом об аудиторской деятельности установлено:
1) правила (стандарты), разработанные аудиторскими организациями, не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) (п. 6 ст. 9 Закона);
2) требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются (п. 6 ст. 9 Закона);
3) в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторские организации вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (п. 7 ст. 9 Закона).
Минимальные обязательные требования, предъявляемые к внутренним стандартам правилом (стандартом) «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», можно разделить на четыре основные группы:
1) требования к назначению и подготовке внутренних стандартов;
2) требования к форме и содержанию внутренних стандартов;
3) требования к порядку подготовки внутренних стандартов;
4) требования к порядку организации внутрифирменного контроля за выполнением требований внутренних стандартов.
Таким образом, контроль качества аудита в отношении внутренних стандартов аудиторской организации должен включать проверку наличия внутренних стандартов в аудиторской организации, а также проверку их соответствия требованиям как Закона об аудиторской деятельности, так и Правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».
Исходя из вышеизложенного, можно предложить, следующий технологический цикл проведения контроля качества аудита в отношении внутренних стандартов аудиторской организации (включающий два направления проверки):
1. Фактическая проверка – предполагает проверку наличия разработанных и применяемых внутренних стандартов аудиторской организации.
Согласно правилу (стандарту) «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» общий перечень внутрифирменных стандартов включает внутренние стандарты по следующим объектам:
1) общие положения по аудиту:
а) стандарты, описывающие концепцию и подход к разработке внутренних стандартов, в том числе стандарт, определяющий их структуру;
б) стандарты, регламентирующие этику поведения аудитора, дополняющие и конкретизирующие действующие нормативные документы в области аудиторской деятельности;
в) стандарты, содержащие положения о внутренней структуре и организации деятельности аудиторской организации;
г) стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутрифирменного контроля качества выполнения аудита, а также ответственность аудиторов;
2) порядок проведения аудита:
а) стандарты, регламентирующие ответственность аудитора;
б) стандарты, регламентирующие порядок планирования аудита;
в) стандарты, регламентирующие порядок изучения и оценки внутреннего контроля;
г) стандарты, регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств;
д) стандарты, регламентирующие порядок использования работы третьих лиц;
3) порядок формирования выводов и заключений аудиторов:
а) стандарты, описывающие концепцию и подход к порядку составления аудиторских заключений;
б) стандарты, регламентирующие подготовку письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
в) стандарты, регламентирующие порядок подготовки иных аудиторских отчетов, в том числе по дополнительной информации, содержащейся в документах, связанных с бухгалтерской отчетностью;
4) специализированные стандарты (стандарты в области методологии проведения аудиторских проверок по различным направлениям деятельности экономических субъектов, а также по различным целям проведения аудита);
5) сопутствующие услуги:
а) стандарты, регламентирующие подготовку заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям [14];
б) стандарты, описывающие порядок изучения прогнозной финансовой информации;
6) стандарты, определяющие образование и подготовку кадров (устанавливают требования к образованию, профессиональному уровню аудиторов и специалистов, регламентируют порядок подготовки и повышения квалификации кадров аудиторской организации).
Проверка наличия разработанных и принятых внутренних стандартов в аудиторской организации должна проводиться системно по приведенным выше объектам стандартизации.
В приложении 6 представлен «Контрольный лист по проверке наличия разработанных и принятых внутренних стандартов аудиторской организации», в котором сгруппированы все действующие стандарты в соответствии с приведенной выше классификацией объектов стандартизации. Таким образом, контрольный лист представляет собой проверочный тест, который следует заполнять в ходе проверки внутренних регламентирующих документов.
2. Проверка соответствия. Данное направление включает проверку соответствия:
1) требованиям, предъявляемым к назначению и разработке внутренних стандартов аудиторской организации, установленным положениями п. 2.1–2.16 правила (стандарта) «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций». В приложении 7 представлен «Контрольный лист по проверке на соответствие требованиям, предъявляемым к назначению и разработке внутренних стандартов аудиторской организации». Данный проверочный тест кроме вопросов о соответствии правилу (стандарту) включает также вопросы по проверке соответствия п. 6 и 7 ст. 9 Закона об аудиторской деятельности, требования которых были рассмотрены выше [4];