Контроллинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:21, реферат

Описание работы

Понятие контроллинга как научной категории возникло в западной экономической науке и впоследствии в конце 90-х гг. было воспринято в Украине в связи с поиском механизмов, способных обеспечить эффективное функционирование хозяйствующих субъектов в рыночных условиях.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).docx

— 122.87 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 1 
КОНЦЕПЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА 
1. Сущность контроллинга. Основные термины и определения 
 
Понятие контроллинга как научной категории возникло в западной экономической науке и впоследствии в конце 90-х гг. было воспринято в Украине в связи с поиском механизмов, способных обеспечить эффективное функционирование хозяйствующих субъектов в рыночных условиях. 
 
В большинстве научных публикаций, посвященных контроллингу или затрагивающих его в какой-то мере, теория контроллинга рассматривается в двух основных аспектах:

анализ основных представленных в научных публикациях концепций  контроллинга;

классификация его видов. 
Традиционно все концепции контроллинга принято делить на три группы.

Контроллинг понимается как функция, интегрированная в систему бухгалтерского учета. При этом основное внимание в ходе экономического анализа сосредотачивается на показателях результатов деятельности предприятия, выраженных в денежном измерении. В данной концепции доминирует ориентация на общие финансовые результаты, без учета вклада каждого подразделения фирм в совокупные итоги и без учета дифференциации результатов функционирования отдельных подразделений и служб предприятия. Главная особенность данной концепции контроллинга заключается в том, что он ориентирован лишь на прошлую динамику и на текущие задачи менеджмента. Данная концепция ориентирована на систему бухгалтерского учета, в последние годы уже не имеет своих сторонников, и может рассматриваться лишь в историческом контексте.

Концепция контроллинга, основанная на приоритетной ориентации контроллинга на обеспечение служб менеджмента информацией, необходимой для принятия решения. Такая информация является комплексной, охватывает качественные и количественные аспекты деятельности предприятия, представлена различными видами показателей, содержит данные о прошлом, настоящем и планируемом или прогнозируемом будущем, т.е. становиться инструментом обеспечения всего информационного поля системы управления организацией.

Концепция контроллинга, ориентированная на управление с акцентом на координацию, или планирование и контроль. 
Каждая из перечисленных концепций носит ограниченный, частный характер и соответствует начальным этапам и раннему опыту внедрения контроллинга в практику управленческой деятельности. 
Более зрелая и завершенная интерпретация сущности контроллинга выражена в современной концепции, которая предусматривает использование контроллинга как инструмента, обеспечивающего ликвидацию узких мест в деятельности организации и ориентированного на будущее в соответствии с поставленными стратегическими целями предприятия. При таком понимании контроллинга он задействован на всех стадиях управленческого процесса, конечной целью которого является обеспечение конкурентоспособности и прибыльности предприятия. 
В общем виде ключевые положения теории контроллинга можно сформулировать следующим образом.

Контроллинг – качественно новый и перспективный инструмент в решении задач управления (менеджмента) предприятием, адекватный условиям информационного общества и эпохи глобализации.

Контроллинг ориентирован на обеспечение более высокой эффективности и конкурентоспособности предприятия в условиях неопределенности и нестабильности рыночной среды.

Контроллинг призван поддерживать, способствовать оптимизации процесса управления (менеджмента) предприятием и принятия управленческих решений.

Контроллинг реализует свои функции, основываясь на базовых положениях системного подхода об интеграции, взаимосвязях, обратных связях при определении комплексной методологии, при охвате всех уровней и сфер управления предприятием.

Структуризация (классификация) контроллинга соответствует уровням принятия решений на предприятии. Общепринятым является разграничение следующих видов контроллинга: стратегического, оперативного, тактического и операционного. 
Исходным положением в теории контроллинга является определение контроллинга как экономической категории. Понятие контроллинга относится к той группе экономических категорий, по которым существует большой разброс мнений специалистов. Систематизировав их можно говорить о наиболее часто встречающихся двух точках зрения:

контроллинг – это концепция управления (или менеджмента);

контроллинг – это система управления. 
Редко встречаются определения контроллинга как направления экономической работы; инструмента управления; информационной системы; учета и контроля (синтеза планирования, учета, контроля и др.). 
^ 2.Задачи и функции контроллинга 
Цель контроллинга - ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. 
Для реализации этой цели решаются следующие задачи: 
1. В сфере учета

создание системы сбора  и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений  на разных уровнях руководства;

разработка и поддержание  системы внутреннего учета информации о протекании технологических процессов;

подбор или разработка методов учета, а также критериев  для оценки деятельности предприятия  в целом и его отдельных подразделений. 
2. В сфере планирования

формирование и развитие системы комплексного планирования;

разработка методов планирования;

определение необходимой  для планирования информации и путей  ее получения;

разработка методов ведения, контроля за реализацией планов, определение места его проведения и объем. 
В рамках системы контроллинга определяется как и когда следует планировать, а также оценивается возможность реализации запланированных мероприятий. Таким образом, служба контроллинга советует как и когда планировать и оценивать возможность реализации запланированных мероприятий, а не определяет что планировать. 
На основании плановых документов разрабатываются контрольные документы, в которых фиксируются сроки проведения контроля и содержание подконтрольных функций. Для этого заранее определяются допустимые отклонения контрольных величин. В соответствии с контрольными документами проводится сопоставление фактических и плановых характеристик и выявляется степень достижения поставленной цели. Далее проводится анализ отклонений с выяснением причин их появления, по результатам анализа вырабатываются предложения по уменьшению отклонений. 
3. В сфере информационного обеспечения:

разработка архитектуры  информационной системы;

стандартизация информационных каналов и носителей;

выбор методов обработки  информации для обеспечения руководства  предприятия аналитической информацией;

проведение специальных  исследований, определяющих состояние  и развитие предприятия в рыночных условиях. 
Система контроллинга должна обеспечивать сбор, обработку и представление руководству существенной для принятия решений информации. 
 
Контроллинг как концепция системы управления послужила ответом на изменения внешних условий функционирования предприятий. 
 
Для реализации перечисленных выше задач контроллинг обеспечивает решение следующих функций:

координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;

информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;

создание и обеспечение  функционирования общей информационной системы управления предприятием;

обеспечение рациональности управленческого процесса;

В каждом отдельном случае функции службы контроллинга зависят от многих обстоятельств, но если обобщить существующую практику предприятий, то можно получить некоторый идеальный перечень основных функций и задач контроллинга: 
Учет:

сбор и обработка информации;

разработка и ведение  системы внутреннего учета;

унификация методов и  критериев оценки деятельности организации и ее подразделений. 
Планирование:

информационная поддержка  при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);

формирование и совершенствование  всей «архитектуры» системы планирования;

установление потребности  в информации и времени для  отдельных шагов процесса планирования;

координация процесса обмена информацией;

координация и агрегирование  отдельных планов по времени и  содержанию;

проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;

составление сводного плана предприятия. 
Контроль и регулирование:

определение величин контролируемых во временном и содержательном разрезах;

сравнение плановых и фактических  величин для измерения и оценки степени достижения цели;

определение допустимых границ отклонений величин;

анализ отклонений, интерпретация  причин отклонений плана от факта  и выработка предложений для уменьшения отклонений. 
Информационно - аналитическое обеспечение:

разработка архитектуры  информационной системы;

стандартизация информационных носителей и каналов;

предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;

сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений  данных;

разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений;

консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений;

обеспечение экономичности  функционирования информационной системы. 
Специальные функции:

сбор и анализ данных о  внешней среде: рынки денег и  капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные  экономические программы;

сравнение с конкурентами;

обоснование целесообразности слияния с другими фирмами  или открытия (закрытия) филиалов;

проведение калькуляции  для особых заказов;

расчеты эффективности инвестиционных проектов. 
Полученный перечень функций и задач контроллинга дает возможность достаточно четко представить сферу его применения Объем реализуемых на предприятии функций контроллинга зависит в основном от следующих факторов:

экономического состояния  предприятия;

понимания руководством важности и полезности внедрения функций  контроллинга;

вида организации (численность  занятых, объем производства);

уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции;

сложившихся уровня и сфер конкурентности;

уровня квалификации управленческого  персонала;

уровня квалификации сотрудников  службы контроллинга; 
Функции и задачи контроллинга постоянно дополняются и изменяются по содержанию, также меняется весомость отдельных задач. 
Роль контроллинга в процессе управления и его связь с другими функциями можно охарактеризовать следующим образом: 
1. В процессе планирования контроллинг осуществляет: 
а) координацию различных планов и разработку общего плана развития; 
б) разработку методики планирования и графиков составления планов; 
в) предоставление информации для составления планов; 
г) проверку планов, составленных структурными подразделениями. 
2. В организационной работе проводится учет и контроль затрат и результатов по подразделениям. 
3. В процессе стимулирования создаются условия для успешного выполнения плана по подразделениям. 
4. В процессе контроля и регулирования: 
а) осуществляет сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели; 
б) устанавливает допустимые границы отклонений от плана; 
в) выполняет анализ отклонений, распределяет их по причинам и вырабатывает предложения для уменьшения отклонений. 
5. В процессе анализа решений и информационных потоков выполняет следующую роль: 
а) участие в разработке структуры управленческой информационной системы; 
б) сбор наиболее значимых для принятия управленческих решений данных; 
в) консультации по выбору корректирующих мероприятий и управленческих решений; 
г) разработка инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений. 
Значит, так как задача контроллинга – нацеливать систему управления предприятием на достижение поставленных целей, то контроллинг, является сложной конструкцией. Она объединяет в себе столь различные элементы, как установление целей, планирование, учет, контроль, анализ, управление информационными потоками и выработку рекомендаций для принятия управленческих решений. Поэтому он обеспечивает синтетический, целостный взгляд на деятельность предприятия в прошлом, настоящем и будущем, комплексный подход к выявлению и решению встающих перед предприятием проблем. Таким образом, исходя из поставленных целей и задач контроллинга, соответственно стратегическому и оперативному менеджменту, он подразделяется на два вида: оперативный и стратегический контроллинг. 
^ 3. Виды контроллинга. Сущность стратегического и оперативного контроллинга. 
Как было показано выше, контроллинг - это система управления достижением целей и неотъемлемая часть управления предприятием. Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Значит, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный. 
 
Стратегический контроллинг должен помогать предприятию эффективно использовать имеющиеся у него преимущества и создавать новые потенциалы успешной деятельности в перспективе. Служба стратегического контроллинга выступает в качестве внутреннего консультанта менеджеров и собственников предприятия при выработке стратегии, стратегических целей и задач. Она поставляет необходимую информацию, ориентирующую руководство в процессе принятия решения. 
 
Основная задача оперативного контроллинга — оказывать помощь менеджерам в достижении запланированных целей, которые выражаются чаще всего в виде количественных значений уровней рентабельности, ликвидности и/или прибыли. Таким образом, оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому его инструментарий принципиально отличается от методов и методик стратегического контроллинга. Сущность каждого из них представлена на рис. 1.1 [7, с. 20]. 
 
Стратегический контроллинг определяет цели и задачи для оперативного контроллинга, т.е. ставит нормативные рамки. 
 
^ Стратегический контроллинг координирует функции стратегического планирования, контроля и системы стратегического информационного обеспечения. 
В отличие от стратегического, оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому инструментарий оперативного контролера принципиально отличается от методик и инструментов стратегического контролера. 
Систему оперативного контроллинга используют для поддержания оперативных решений по недопущению кризисного состояния. 
^ Между стратегическим и оперативным контроллингами существуют характерные отличия:

стратегический контроллинг ориентирован на потенциал, а оперативный - на конкретный результат;

контроль предпосылок, успеха и результата имеет различное  значение для обоих видов контроллинга;

объекты планирования и контроля в оперативном контроллинге совпадают, а в стратегическом они не идентичны;

в области оперативного контроллинга преобладает контроль со стороны отдела контроллинга, а в стратегическом контроллинге - самоконтроль. 
Таблица 1.1 
^ Характеристика оперативного и стратегического контроллинга

 
Признаки

 
Стратегический  контроллинг

 
^ Оперативный контроллинг

 
Ориентация

 
внешняя и внутренняя среда предприятия

 
экономическая эффективность и рентабельность предприятия

 
Уровень управления

 
стратегический

 
оперативный и тактический

 
Цели

  •  
    обеспечение выживаемости;
  •  
    проведение антикризисной политики;
  •  
    поддержание потенциала успеха

 
обеспечение прибыльности и ликвидности  предприятия

 
Главные задачи

  •  
    участие в установлении количественных и качественных целей предприятия;
  •  
    ответственность за стратегическое планирование;
  •  
    разработка альтернативных стратегий;
  •  
    определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов;
  •  
    определение узких и поиск слабых мест;
  •  
    определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями;
  •  
    сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений;
  •  
    анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций).
  •  
    руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование);
  •  
    определение узких и поиск слабых мест для тактического управления;
  •  
    определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями;
  •  
    сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений;
  •  
    анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов;
  •  
    мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений.

Информация о работе Контроллинг