Контроллинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:21, реферат

Описание работы

Понятие контроллинга как научной категории возникло в западной экономической науке и впоследствии в конце 90-х гг. было воспринято в Украине в связи с поиском механизмов, способных обеспечить эффективное функционирование хозяйствующих субъектов в рыночных условиях.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).docx

— 122.87 Кб (Скачать файл)
    •  
      в каждом центре затрат должны быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения расходов;
    •  
      в каждом центре должен быть ответственный;
    •  
      степень детализации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было слишком трудоемким;
    •  
      желательно, чтобы для любого вида затрат предприятия существовал такой центр, для которого данные затраты являются прямыми;
    •  
      на центры затрат желательно относить только прямые затраты (непосредственно связанные с его работой), а распределение общехозяйственных затрат не учитывать;
    •  
      поскольку деление предприятий на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителей соответствующих центров, необходимо учитывать социально-психологические факторы.

 
Выделение на предприятии центров  ответственности и классификация  затрат по степени регулируемости являются фундаментом для создания на предприятии  системы управленческого учета, представляющей собой важнейший  элемент всей системы контроллинга. 

ТЕМА 4

 
^ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ КАК ОСНОВА КОНТРОЛЛИНГА 
 
План 
 
1. Управленческий учет и его задачи 
 
2. Классификация методов учета затрат, используемых в контроллинге. Достоинства и недостатки методов управленческого учета 
 
^ 3. Отличие контроллинга от управленческого учета 
 
1.Управленческий учет и его задачи 
 
Основополагающим элементом системы контроллинга на предприятии является управленческий учет. Каждое предприятие ведет бухгалтерский (финансовый) учет на основании законодательства Украины. Но для принятия управленческих решений в системе контроллинга необходимо вести специальный управленческий учет, который можно совмещать с финансовым и выделять отдельным блоком. 
 
^ Управленческий учет обычно определяется как процесс выявления, измерения, накопления, анализа, переработки и передачи информации о хозяйственной деятельности, используемой в управлении для планирования, оценки и контроля затрат и результатов внутри организации. 
 
^ Выделяются три этапа зарождения управленческого учета: 

  1.  
    Этап приходиться на середину XIX века. Развитие железнодорожных и морских сообщений, резко раздвигают границы коммерческой деятельности, что требует составления перспективных прогнозных расчетов, исчисления себестоимости товаров, услуг, а также различных способов их транспортировки.
  2.  
    Этап пришелся на 70-е годы XIX столетия. Управленческий учет был выделен в самостоятельную подсистему.
  3.  
    Этап – 90-е годы XIX века. Тейлор создал системы производственного нормирования, которая привела к формированию принципов управления по отклонениям.

 
Существует мнение, что управленческий учет возник вследствие недостатков  традиционной бухгалтерии, так как  данные бухгалтерской отчетности не могут быть пригодны для управления предприятием, поскольку они хронически устаревают и лишены оперативности, не дают информации для прогноза хозяйственной  деятельности и принятия своевременных  управленческих решений. 
 
За рубежом существуют разные подходы к этому вопросу. Например, во Франции используется два плана счетов, а взаимодействие между ними осуществляется через специальные счета-экраны; в Германии для управленческого и финансового учета существуют специальные планы счетов; в США управленческий учет представляет собой отдельный блок внутри финансового. 
 
На большинстве предприятий России система управленческого учета встроена в систему обычного финансового учета. 
 
Управленческий учет в Украине сильно интегрирован с бухгалтерским, так как в плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета для учета производственных (операционных) затрат и результатов деятельности. Для решения задач управленческого учета можно модернизировать существующую систему учета. 
 
Принято выделять 4 основные цели управленческого учета: 

  1.  
    Оказание информационной помощи управляющим предприятия.
  2.  
    Контроль и прогнозирование расходов.
  3.  
    Выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.
  4.  
    Принятие оперативных управленческих решений.

 
Функции управленческого  учета: 

    •  
      планирование и координирование будущего развития предприятия;
    •  
      оперативное управление;
    •  
      оперативный контроль и оценка результатов работы предприятия и отдельных подразделений.

 
Основными объектами управленческого учета  являются: 

  •  
    издержки производства;
  •  
    результаты деятельности (сопоставляются с затратами);
  •  
    центры ответственности (отдельные структурные подразделения предприятия; руководители, которые несут ответственность за целесообразность понесенных расходов, за величину полученной прибыли, т.е. за достижения какого-то показателя).

 
^ Примеры задач, решаемых в рамках управленческого учета: 

  •  
    определение ожидаемого дохода от того или иного экономического мероприятия;
  •  
    составление прогноза рентабельности выпуска новых видов продукции;
  •  
    составление прогноза финансового положения фирмы на перспективу;
  •  
    финансовая оценка вариантов развития предприятия.

 
Основные различия между управленческим и финансовым учетом представлены в  табл. 4.1.  
 
^ 2. Классификация методов учета затрат, используемых в контроллинге. Достоинства и недостатки методов управленческого учета 
 
Существующие методы управленческого учета классифицируются по основным признакам: 

    •  
      по объектам учета (учет по видам затрат; учет по центрам затрат; учет, дифференцированный по базам распределения затрат);
    •  
      по полноте включения затрат в себестоимость (учет по полной стоимости, учет по усеченной стоимости (маржинальный учет или директ-костинг));
    •  
      по интерпретации понятия затрат (учет по фактической себестоимости; учет по нормативной себестоимости; учет по плановой себестоимости (стандарт-костинг));

 
Таблица 4.1

 
^ Основные различия между управленческим и финансовым учетом

 
Области сравнения

 
Финансовый  учет

 
^ Управленческий учет

 
Основные потребители информации

 
Внешние пользователи информации (банки, налоговая инспекция и т.д.) 

 
Внутренние пользователи информации (руководитель предприятия, руководители подразделений, сотрудники)

 
Цели учета

 
Информирование внешних пользователей (банков, деловых партнеров и т.д.) о финансовом состоянии предприятия, расчет налоговых платежей 

 
Обеспечение информационной поддержки  принятия управленческих решении

 
Обязательность

 
Требуется по законодательству

 
Применяется по решению руководства  предприятия

 
Свобода выбора систем бухгалтерского учета

 
Система двойной записи. Обязательное соответствие нормативным актам

 
Ограничений по выбору систем учета  не существует

 
Теоретическая база

 
Нормативные акты

 
Экономическая теория, теория принятия решений

 
Используемые измерители

 
Денежные единицы

 
Денежные или натуральные единицы

 
Основной объект анализа

 
Предприятие в целом

 
Центры ответственности внутри предприятия, виды продукции, проекты

 
Частота составления отчетности

 
Периодически в соответствии с  требованиями законодательства

 
По мере необходимости, в соответствии с потребностями руководителей  предприятия

 
Степень надежности

 
Требует объективности, ориентирован на контроль прошлого

 
Зависит от целей планирования, ориентирован на прогноз будущего

 
Главное требование к информации

 
Точность

 
Релевантность 
 
Является коммерческой тайной


 

    •  
      по характеру данных (данные о прошлом, данные о настоящем, данные о будущем, данные для контроля, данные для оперативного управления, данные для планирования).

 
Классификация методов управленческого  учета по перечисленным признакам  представлена на рис. 4.1. 
 
Кратко характеризуя существующие системы управленческого учета, можно отметить, что каждая из них наряду с большим количеством достоинств имеет и значительное количество недостатков. Например: 
 
1. Учет по фактической себестоимости (базовый вариант) при отражении фактических затрат без каких - либо корректировок достаточно простой в использовании, но имеет большое количество недостатков: 

    •  
      отсутствие нормативов для контроля использованных ресурсов и цен на них;
    •  
      отсутствие возможности анализа причин отклонений;
    •  
      сложность процедуры расчета фактических цен при обмене услугами между подразделениями;
    •  
      «скачки» себестоимости вследствие невозможности создания резервов (например, на выплату отпускных);
    •  
      трудоемкость пересчета цен на каждую единицу использованных ресурсов;
    •  
      необходимость расчета себестоимости каждой партии изделий, что при массовом производстве трудоемко;

 
2. Учет по фактической себестоимости  (в ценах прошлого периода)  имеет следующие достоинства: 

    •  
      упрощение сравнения затрат за различные периоды;
    •  
      возможность контроля;
    •  
      упрощение ведения учета, так как нет необходимости каждый раз пересчитывать фактическую цену;

 
При этом имеются отличительные недостатки: 

    •  
      использование в качестве норматива средней цены за прошлый период, что не соответствует целям предприятия и затрудняет контроль;
    •  
      отсутствие нормативов по количеству использования ресурсов;

 
 

 

    •  
      «скачки» себестоимости вследствие невозможности создания резервов.

 
3. Учет по фактической себестоимости  (в плановых ценах) удобен тем,  что прямые затраты отражаются  в плановых ценах, отклонения  прямых затрат от запланированного  уровня списывается в конце  периода. В сравнении с учетом  по фактической себестоимости  (базовый вариант) имеет преимущества: 

    •  
      устранение колебаний цен (в случае прямых затрат );
    •  
      возможность сравнения затрат различных периодов;
    •  
      возможность планирования прямых затрат;
    •  
      возможность сравнения фактических и плановых значений (но только для прямых затрат). 

 
Метод имеет всего два существенных недостатка: 

    •  
      отсутствие возможности контроля и анализа отклонений косвенных затрат;
    •  
      «скачки» себестоимости вследствие отсутствия резервирования. Более детальная характеристика систем управленческого учета представлена в приложении. 

 
При выборе оптимального для применения метода учета затрат, необходимо оценить  каждый из существующих методов с  точки зрения решения задач контроллинга. 
 
При решении задач контроллинга по разделам «планирование» и «учет, контроль затрат и результатов и анализ отклонений» из всех систем управленческого учета наиболее подходящими для целей контроллинга являются системы учета по плановой себестоимости (стандарт-костинг) в сочетании с различными вариантами учета по усеченной себестоимости. Именно эти системы обеспечивают максимум информации для принятия управленческих решений. 
 
Использование вышеуказанных методов учета затрат не дает должного эффекта в управлении затратами, если на предприятии не применяется система разработки бюджетов, которая позволяет не только определять плановые затраты структурных подразделений, но и оценивать степень выполнения плана. 
 

  1.  
    ^ Отличие контроллинга от управленческого учета

 
Функции управленческого учета реализуются  планово-экономическим, финансовым и  иными отделами предприятия. В управленческом учете комплексно используются такие  источники информации, как материалы  бухгалтерского учета и отчетности, данные статистического учета и  отчетности, техническая документация, административная информация, материалы  из внешних источников. 
 
На основе материалов управленческого учета топ-менеджеры не только принимают решения по текущим вопросам, но и разрабатывают стратегические цели, осуществляют стратегическое и текущее планирование. Вместе с тем, как показывает практика, стратегически ориентированное управление предприятием нуждается в комплексном информационно-аналитическом, организационном и методологическом сопровождении, которое не может быть обеспечено в полной мере в рамках управленческого учета. Эту потребность призван удовлетворять контроллинг, который представляет качественно новую, наиболее эффективную форму поддержки функций управления предприятием. 
 
В концепции контроллинга развиты и углублены основы управленческого учета. Но, прежде всего, сформирован принципиально новый подход к обслуживанию информационных потребностей менеджмента по всем функциям управления предприятием, среди которых ключевую роль играет стратегическое планирование. Контроллинг создает наиболее совершенную информационно-аналитическую базу стратегически ориентированного управления предприятием, не подменяя и не отрицая значимости управленческого учета. 
 
Наиболее существенные отличия контроллинга от управленческого учета состоят в следующем. 

Информация о работе Контроллинг