Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:06, дипломная работа
Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что за последние годы изменилось Законодательство РФ, регулирующее бухгалтерский учет внеоборотных активов, в большей степени это касается основных средств, а именно: был осуществлен пересмотр самого понятия амортизируемого имущества в соответствии с Международными принципами бухгалтерского учета и отчетности, с 1 января 2001 года все предприятия РФ перешли на новый план счетов, было утверждено положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.
Введение.....................................................................................................................10
1. Теоретические аспекты учета внеоборотных активов.....................................14
1.1 Понятие внеоборотных активов их характеристика, классификация и назначение..................................................................................................................14
1.2 Законодательное и нормативное регулирование.............................................23
1.3 Учет внеоборотных активов в соответствии с МСФО
2 Анализ учета внеоборотных активов ОАО "Элекон"........................................35
2.1 Характерстика ОАО "Элекон"..........................................................................35
2.2 Первичная документация по движению основных средств и нематериальных активов..........................................................................................39
2.3 Учет поступления и выбытия основных средств............................................41
2.4 Учет поступления и выбытия нематериальных активов................................51
2.5 Учет амортизации основных средств и нематериальных активов.................56
2.6 Анализ движения и эффективности использования основных средств на ОАО "Элекон"............................................................................................................63
2.7 Анализ движения и эффективности использования
нематериальных активов..........................................................................................68
3 Разработка инвестиционной стратегии в части формирования внеоборотных активов........................................................................................................................73
Сведения об изменениях в наименовании и организационно-правовой форме предприятия:
Государственное предприятие «Завод Элекон» научно-производственного объединения «Элекон» преобразовано в Открытое акционерное общество «Завод Элекон» в соответствии с Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом «О преобразовании государственного предприятия «Завод Элекон» научно- производственного объединения «Элекон» от 08.10.1999 г., № 286.
Сведения о государственной регистрации предприятия:
Свидетельство о государственной
регистрации юридического лица
Структура управления предприятия:
- общее собрание акционеров,
- Совет директоров,
- генеральный директор.
Уставный капитал: 106625 тыс. руб., в том числе:
- собственность ОПК «ОБОРОНПРОМ»
- собственность трудового
Основной вид деятельности:
Промышленное производство и реализация военной продукции (электроразрывные агрегаты, электросоединители) и гражданской продукции (светотехника, ТНП).
Основные способы ведения
бухгалтерского учета,
-Линейный способ начисления амортизации основных средств, нематериальных активов.
-Использование счета 15 «Заготовление
и приобретение материальных
ценностей» при поступлении
-Учет готовой продукции по
фактической себестоимости.
-Учет незавершенного
-и др.
2.2 Первичная документация по движению основных средств и нематериальных активов
Поступающие в хозяйство основные средства должны быть документально оформлены и сразу же оприходованы. Основным документом на оприходование основных средств является акт приема - передачи основных средств (прил.30).
В акте должны быть приведены краткая
характеристика принятого объекта,
соответствие его техническим условиям,
результаты пробных испытаний. Если
обнаружены отдельные недоделки, то
устанавливаются сроки их устранения.
Акт утверждается руководителем
предприятия и предоставляется
в бухгалтерию. К нему прилагается
вся техническая документация, относящаяся
к данному объекту. На основании
этих
документов бухгалтер делает соответствующие
записи в инвентарных карточках учета
основных средств (прил.31). После этого
техническая документация передается
в службу главного инженера. Акт утверждает
руководитель предприятия.
Основные средства в процессе эксплуатации, постепенно изнашиваясь, приходят в такое состояние, когда дальнейшее их использование становится невозможным или экономически нецелесообразным. Полностью износившиеся основные средства подлежат ликвидации и списанию с баланса. Вместе с тем в хозяйственной деятельности имеется много других причин, вследствие которых из производства выбывают основные средства: они могут, переданы другим хозяйствам по каким - либо причинам безвозмездно; излишние и неиспользуемые основные средства могут быть проданы другим предприятиям; основные средства могут быть переданы межхозяйственным организациям в порядке долевого участия; не исключены случаи, когда основные средства разрушаются или уничтожаются в результате стихийных бедствий (пожар, наводнение, землетрясение и др.); часть инвентарного объекта может быть ликвидированы в связи с переоборудованием и модернизацией и т.п. Для списания основных средств приказом руководителя на предприятии создана постоянно действующая комиссия, которая составляет соответствующие документы.
Для оформления выбытия (списания) объектов основных средств используется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма ОС-4) (прил.32), акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а) (прил33). Акты составляются в двух экземплярах (один - в бухгалтерию, второй - материально-ответственному лицу), подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации. При списании автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом передается документ, подтверждающий снятие его с учета в ГИБДД.
Все объекты основных средств в обязательном порядке подлежат закреплению по местам их нахождения и эксплуатации за материально-ответственными лицами.
В каждом подразделении для объектного учета основных средств по местам их закрепления (эксплуатации) имеются вторые экземпляры инвентарных карточек учета основных средств.
2.3 Учет поступления и выбытия основных средств
Поступление основных средств на предприятие может осуществляться разными путями, например путем купли-продажи, аренды, вклада в уставный капитал, строительства или обмена на другие материальные ценности. Их можно получить безвозмездно в виде финансовой помощи.
Основные средства, приобретаемые ОАО "Элекон" с целью использования в хозяйственной деятельности по назначению, отражаются в составе основных средств, а с целью перепродажи - в составе товарно-материальных запасов.
Основные средства поступают в ОАО "Элекон" (кроме оборудования к установке) через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете собираются все затраты, связанные с покупкой и установкой оборудования или с его возведением и строительством. Исключение составляют общехозяйственные и иные расходы, не имеющие прямого отношения к приобретению или строительству объектов. Когда предмет по решению специальной комиссии предприятия может быть запущен в эксплуатацию, составляется акт приемки и все расходы со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» переводятся на счет 01 «Основные средства».
Д 60 – К 51 11 800 – оплачено поставщику за основное средство;
Д 08 – К 60 10 000 – отражена стоимость основного средства без НДС;
Д 19-1 – К 60 1 800 – учтен НДС по приобретенным основным средствам;
Д 76 – К 51 3 540 – оплачена доставка основного средства;
Д 08 – К 76 3 000 – учтены затраты на доставку основного средства (без НДС);
Д 19-1 – К 76 540 – отражен НДС по транспортным расходам на основное средство;
Д 01 – К 08 13 000 – определена балансовая стоимость основного средства;
Д 68-2 – К 19-1 2 340 – осуществлен зачет с бюджетом по НДС, где счет 51 «Расчетные счета», счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет 68-2 «Расчеты с бюджетом по НДС», счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Материальная ценность (в данном случае объект основных средств) оплачена, поэтому предприятие вправе уплаченный при его приобретении НДС предъявить к зачету с бюджетом.
Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарный объект – это объект основных средств со всеми принадлежащими ему приспособлениями или конструктивно-обособленный объект, выполняющий самостоятельные функции. Для организации учета контроля основных средств каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер на весь период его нахождения на данном предприятии. Во всех первичных документах и регистрах по учету движения объектов проставляется этот номер.
Пообъектный учет основных средств осуществляется на инвентарных карточках типовой формы (форма ОС-6) «Инвентарная карточка учета объекта основных средств». Карточка содержит следующие обязательные реквизиты: наименование объекта, инвентарный номер, изготовитель, номер документа, первоначальная стоимость, дата приемки, срок полезного использования, место эксплуатации, метод начисления амортизации, краткая техническая характеристика. В инвентарную карточку вносятся все изменения, которые происходят с инвентарным объектом.
На группу объектов основных средств одинаковой стоимости, поступивших в одно время, заполняется инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма ОС-6а). На малых предприятиях пообъектный учет основных средств может осуществляться в инвентарной книге учета объектов основных средств (форма ОС-6б).
Инвентарные карточки, составленные на объекты основных средств, группируются в картотеке по классификационным группам, внутри каждой группы – по местам нахождения, видам, инвентарным номерам. Инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы (форма ОС-7). По местам эксплуатации объектов основных средств ведутся инвентарные описи (форма ОС-9).
В конце месяца данные инвентарных
карточек и ведомости начисления
амортизации являются основанием для
составления карточки учета движения
основных средств (форм ОС-8), данные которой
в конце года используются для
составления оборотной
Аналитический учет основных средств основывается на использовании типовых форм первичных документов, разработанных применительно к использованию средств вычислительной техники.
Синтетический учет основных средств ведется на предусмотренных действующим планом ряде счетов.
Счет 01 «Основные средства»
Счет 02 «Амортизация основных средств» предназначен для начисления амортизации (износа) собственных и арендованных основных средств.
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» служит для исчисления фактических затрат на приобретение основных средств.
Счет 19 «Налог на добавленную стоимость
по приобретенным ценностям» используется
для отражения сумм уплаченного
НДС при осуществлении
Счет 83 «Добавочный капитал» используется для отражения информации об изменении капитала в результате переоценки имущества.
Счет 98 «Доходы будущих периодов»,
субсчет «Безвозмездные поступления»,
применяется для отражения
Основные средства поступают в организации по различным направлениям:
Схема 2. Направления поступления основных средств
Строительство и покупка объектов основных средств рассматриваются как долгосрочные инвестиции в основные средства (капитальные вложения). Под капитальными вложениями понимают затраты на создание, реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующих предприятий, осуществляемые за счет собственных или заемных источников.
К собственным источникам финансирования долгосрочных инвестиций относятся прибыль, оставшаяся в распоряжении организации, амортизационные отчисления и средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и др.
К заемным источникам финансирования
капитальных вложений относятся: кредиты
банков; средства инвестиционных фондов
и страховых компаний; облигационные
займы и государственные
Учет собственных источников финансирования долгосрочных инвестиций осуществляется на счетах 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»; 83 «Добавочный капитал». Аналитический учет по этим счетам осуществляется так, чтобы обеспечить получение информации по направлениям использования средств. На счете 02 «Амортизация основных средств» отражается величина собственного источника финансирования долгосрочных инвестиций в основные средства в сумме, равной начисленной амортизации за период с начала текущего года.