Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:06, дипломная работа
Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что за последние годы изменилось Законодательство РФ, регулирующее бухгалтерский учет внеоборотных активов, в большей степени это касается основных средств, а именно: был осуществлен пересмотр самого понятия амортизируемого имущества в соответствии с Международными принципами бухгалтерского учета и отчетности, с 1 января 2001 года все предприятия РФ перешли на новый план счетов, было утверждено положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.
Введение.....................................................................................................................10
1. Теоретические аспекты учета внеоборотных активов.....................................14
1.1 Понятие внеоборотных активов их характеристика, классификация и назначение..................................................................................................................14
1.2 Законодательное и нормативное регулирование.............................................23
1.3 Учет внеоборотных активов в соответствии с МСФО
2 Анализ учета внеоборотных активов ОАО "Элекон"........................................35
2.1 Характерстика ОАО "Элекон"..........................................................................35
2.2 Первичная документация по движению основных средств и нематериальных активов..........................................................................................39
2.3 Учет поступления и выбытия основных средств............................................41
2.4 Учет поступления и выбытия нематериальных активов................................51
2.5 Учет амортизации основных средств и нематериальных активов.................56
2.6 Анализ движения и эффективности использования основных средств на ОАО "Элекон"............................................................................................................63
2.7 Анализ движения и эффективности использования
нематериальных активов..........................................................................................68
3 Разработка инвестиционной стратегии в части формирования внеоборотных активов........................................................................................................................73
На финансирование капитальных вложений могут быть направлены средства, полученные от органов страхования в возмещение потерь по страховым случаям. Учет расходов со страховщиком осуществляется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».
При использовании заемных
Для учета целевых источников финансирования долгосрочных инвестиций (бюджетных средств, средств, поступивших от других организаций и лиц) используется счет 86 «Целевое финансирование», аналитический учет по которому осуществляется по назначению средств и в разрезе источников их поступления.
Капитальные вложения группируются по ряду направлений. По направлениям воспроизводительной структуры они подразделяются:
1. На новое строительство – строительство комплекса объектов (основного, обслуживающего и вспомогательного назначений), вновь создаваемых, которые после ввода в эксплуатацию будут иметь самостоятельный баланс;
2. Расширение действующих предприятий – строительство дополнительных производств на действующих предприятиях, а также возведение новых и расширение существующих цехов и объектов основных средств на старых площадях. К этой же группе относится строительство филиалов, которые не будут учитываться на самостоятельном балансе;
3. Реконструкция действующих предприятий – переустройство действующих цехов, корпусов, объектов основных средств без расширения площадей;
4. Техническое перевооружение – комплекс мероприятий, направленных на повышение технико-экономического уровня отдельных производств, цехов, участков, замена физически и морально устаревшего оборудования.
По технологической структуре капитальных вложений различают:
1. Строительные работы. К ним относят работы по возведению, расширению и реконструкции зданий, сооружений и монтажу конструкций. В эту же группу включаются работы по сооружению внешних и внутренних сетей (водоснабжение, канализация, теплофикация и др.), по освоению земельных участков, благоустройству территорий и др.;
2. Оборудование, требующее и не требующее монтажа.
К оборудованию, требующему монтажа, относят оборудование, которое можно ввести в эксплуатацию после сборки или установки на специальных фундаментах или опорах.
К оборудованию, требующему монтажа, относят объекты основных средств, для эксплуатации которых не требуется сборка или установка на специальных фундаментах или опорах (подвижной состав и др.);
3. Монтажные работы – работы по установке и сборке оборудования на месте эксплуатации, устройству подводок к оборудованию (вода, воздух), изоляции и окраске оборудования;
4. Оборудование, входящее и не входящее в сметы строительства.
К оборудованию, входящему в сметы,
относят объекты, перечисленные
в проектах и сметах на реконструкцию,
расширение и техническое перевооружение
действующих и новых
К оборудованию, не входящему в
сметы, относят объекты, не включенные
в проектно-сметную
5. Затраты на оборудование, инструменты, инвентарь, включаемые в сметы на строительство, - это затраты на приобретение оборудования; стоимость контрольно-измерительных приборов, средств амортизации и связи, чертежей для изготовления нестандартного оборудования, объектов, приобретенных по лизингу;
6. Стоимость проектно-изыскательных работ, затраты по содержанию дирекция строящихся предприятий или затраты по содержанию аппарата подразделений капитального строительства, действующих предприятий; расходы по отводу земельных участков, озеленению, на организованный набор рабочей силы;
7. Другие расходы (стоимость запасных частей для оборудования, расходы на исправления дефектов), не включаемые в капитальные вложения.
Хозяйствующие субъекты (застройщик) могут осуществлять строительство объектов основных средств (капитальные вложения) подрядным и хозяйственным способами.
При подрядном способе все работы выполняет подрядная организация (подрядчик). При хозяйственном способе весь объем строительно-монтажных работ осуществляется застройщиком.
В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 стоимость
объекта основных средств, который
выбывает или не способен приносить
организации экономические
Варианты выбытия основных средств на ОАО "Элекон" различны:
1. Списание вследствие физического или морального износа;
2. Ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
3. Продажа юридическому или физическому лицу;
4. Вклад в уставный (складочный) капитал других организаций;
5. Передача по договору дарения и мены;
6. Выявление недостачи или порчи активов при их инвентаризации;
7. В иных случаях.
При списании объектов основных средств
в случае невозможности или
Прием на склад полученных от ликвидации материалов оформляется накладными на внутреннее перемещение. Отходы, образующиеся при ликвидации объектов основных средств, принимаются на склад по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов организация определяет исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь на рынке продаж (п.9 ПБУ 6/01).
При решении комиссии о нецелесообразности дальнейшего использования и списании объекта оформляется акт на списание основных средств формы №ОС-4 с указанием данных, характеризующих объект: дата принятия к учету, сумма накопленной амортизации, проведение ремонта, причины выбытия и т.д. Акт утверждается руководителем организации.
При списании объектов основных средств вследствие аварий к акту прикладывается копия акта об аварии, указываются причины, вызвавшие аварию, и виновные лица. Отметки о выбытии основных средств делают и в инвентарной карточке формы №ОС-6. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в организации не менее пяти лет.
Если в результате списания объекта основных средств при его разборке, демонтаже имеются пригодные к использованию материальные ценности в виде запасных частей, прочих материалов (лом, утиль), они принимаются к учету по текущей рыночной стоимости.
Доходы и расходы от списания объектов основных средств учитываются в качестве операционных в том отчетном периоде, к которому относятся.
В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению к счету 01 «Основные средства» может быть открыт отдельный субсчет «Выбытие объектов основных средств». По окончании процедуры выбытия основных средств происходит списание их остаточной стоимости на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Д-т сч 01 субсч. «Выбытие объектов основных средств» - К-т сч. 01 «Основные средства» - на сумму первоначальной стоимости списываемых с учета объектов основных средств;
Д-т сч.02 «Амортизация основных средств» - К-т сч. 01 субсч. «Выбытие объектов основных средств» - на сумму начисленной амортизации по списываемым с учета объектам основных средств;
Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы» - К-т сч.01 субсч. «Выбытие объектов основных средств» - н сумму остаточной стоимости списанных объектов основных средств;
Д-т 91-2 «Прочие расходы» - К-т сч.69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму расходов по оплате труда (и ЕСН) работников, занятых продажей, ликвидацией и демонтажем основных средств;
Д-т сч.10 «Материалы» - К-т сч. 91-1 «Прочие доходы» - на сумму принятых к учету материалов, деталей, узлов, полученных от разборки и иной ликвидации объектов основных средств, по рыночной стоимости;
Д-т сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - К-т сч.99 «Прибыль и убытки» - на сумму финансового результата по прочим доходам и расходам организации – прибыль (в том числе по суммам от реализации и списания объектов основных средств) в конце месяца и
Д-т сч. 99 «Прибыль и убытки» - К-т сч.91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - на сумму финансового результата по прочим доходам и расходам организации – убыток (в том числе по суммам от продажи и списания объектов основных средств) в конце месяца;
Д-т сч. 83 «Добавочный капитал» - К-т сч.84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - на сумму ранее проведенной дооценки по выбывающему объекту основных средств (п.15 ПБУ 6/01).
2.4 Учет поступления и выбытия нематериальных активов
Учет нематериальных активов организуется в ОАО "Элекон" в соответствии с требованиями МСФО 38 «Нематериальные активы».
Учет и оценка нематериальных (неосязаемых) активов всегда вызывали много споров. Во многом это связано с трактовкой самого понятия «нематериальный актив». В свою очередь, «нематериальный» (англ. – intangible) означает неосязаемую, нематериальную собственность, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна.
Бухгалтерский учет наличия, движения и использования нематериальных активов в ОАО "Элекон" осуществляется на двух счетах:
04 «Нематериальные активы»,
05 « Амортизация нематериальных активов».
Главный счет 04 «Нематериальные активы» по своему отношению к балансу является активным и размещается в 1 разделе актива баланса «Внеоборотные активы» по статье «Нематериальные активы( 04,05)» в остаточной стоимости.
Главный счет 05 «Амортизация нематериальных активов» предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время использования объектов нематериальных активов организации.
Отражение нематериальных активов в балансе производится в нетто-оценке, т.е. по остаточной стоимости. Остаточная стоимость равна разнице между первоначальной стоимостью нематериальных активов и суммой начисленной по ним амортизации. В бухгалтерском учете НМА принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая зависит от способа приобретения объекта. Первоначально все затраты по приобретению скапливаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Объект готовый к использованию принимается на счете 04 «Нематериальные активы».
Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету на счете 04 «НМА» по первоначальной стоимости и в зависимости от источника поступления в ОАО "Элекон" оформляются по разному:
1). Приобретение за плату (Поступил от поставщика Дт 08 Кт60; принят к учету Дт 04 Кт 08)
2). Создание (изготовление) в организации,
3). Поступление от учредителей в счет вклада в уставный капитал,
4). Безвозмездное получение,
5). Поступление в обмен на другое имущество.
Первоначальная стоимость НМА, приобретенных за плату, определяется как сумма всех фактических расходов на создание и приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость, и иных возмещаемых налогов.
Поступил от поставщика нематериальный актив: Дт 08 Кт60;
Принят к учету: Дт 04 Кт 08
В случае если организация создает объект НМА своими силами, к расходам на его создание относятся:
1). Материальные ресурсы (Дт 08 Кт 10);
2). Зарплата занятых созданием работников (с ЕСН и взносами на страхование от несчастных случаев) (Дт 08 Кт 70; Дт 08 Кт 69)
3). Амортизация основных средств (ОС) и НМА, используемых при его создании (Дт 08 Кт 02);
4). услуги сторонних организаций (Дт 08 Кт 60);
5). Сборы, пошлины, связанные с получением патентов и др.
Помимо понесенных затрат организации необходимо получить документы, подтверждающие право на этот актив (например, свидетельство на товарный знак, патент и др.).
При вносе НМА в счет вклада в уставный (складочный) капитал, первоначальной стоимостью их признается денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) (Дт 08 К 75/1). В налоговом учете вклад не является доходом, то есть не подлежит налогообложению налогом на прибыль.