Лекции по " Бухгалтерский учет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:07, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет – это система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах предприятия путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций Главная задача, которая ставится при организации бухгалтерского учета, состоит в создании условий для достижения наилучших результатов хозяйственной деятельности. Для этого необходимо обеспечить контроль за наличием, движением и состоянием имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; иметь полную и достоверную информацию о текущих хозяйственных процессах, что чрезвычайно важно для оперативного управления предприятием.

Содержание работы

Глава 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ВИДЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
ПРАВИЛА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
ПОНЯТИЕ О СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ НА СЧЕТАХ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ
ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЧЕТОВ
УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ
ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Глава 2 УЧЕТ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА
УЧЕТ УСТАВНОГО КАПИТАЛА
УЧЕТ ДОБАВОЧНОГО КАПИТАЛА
УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕТ РЕЗЕРВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
УЧЕТ ФОНДОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Глава 3. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ЗАДАЧИ ИХ УЧЕТА
КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕТ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕТ ЗАТРАТ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
УЧЕТ НДС ПО ПОСТУПИВШИМ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫМ АКТИВАМ
УЧЕТ ТЕКУЩЕЙ И ДОЛГОСРОЧНОЙ АРЕНДЫ
ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И ИХ ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ
УЧЕТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Глава 4 УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ЕЕ СЕБЕСТОИМОСТИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
МЕТОДЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
УЧЕТ ПО ЭЛЕМЕНТАМ ЗАТРАТ
УЧЕТ ЗАТРАТ ПО СТАТЬЯМ КАЛЬКУЛЯЦИИ
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ОСНОВНОЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
СВОДНЫЙ УЧЕТ ЗАТРАТ
УЧЕТ ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Глава 5 УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ И ОЦЕНКА
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
УЧЕТ НА СКЛАДАХ И В БУХГАЛТЕРИИ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
УЧЕТ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
УЧЕТ ИЗНОСА МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
Глава 6 УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ
УЧЕТ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПРЕДПРИЯТИЯ
ДОКУМЕНТЫ ПО УЧЕТУ ТРУДА
УЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
ФОРМЫ И ВИДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА
СОСТАВ СОВОКУПНОГО ДОХОДА, ОБЛАГАЕМОГО ПОДОХОДНЫМ НАЛОГОМ
УЧЕТ ОТЧИСЛЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕТ УДЕРЖАНИЙ И ВЫЧЕТОВ ИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
СОСТАВ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Глава 7 УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ЕЕ ОЦЕНКА
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
УЧЕТ КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ
Глава 8 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
РАСЧЕТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
РАСЧЕТЫ ПО ТОВАРНЫМ И НЕТОВАРНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ
УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В ИНВАЛЮТЕ И ОПЕРАЦИЙ ПО ВАЛЮТНОМУ СЧЕТУ
УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
УЧЕТ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ
Глава 9 УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПРИБЫЛИ
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА
УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
УЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
Глава 10 БУХГАЛТЕСРКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
ВИДЫ И СОСТАВ ОТЧЕТНОСТИ
СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ПОРЯДОК ПУБЛИКАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Глава 11 УЧЕТ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Файлы: 2 файла

Бухгалтерский учет_Мельников И_2009 -304с.pdf

— 927.53 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский учет_Мельников И_2009 -304с.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

Учет расходов на подготовку и освоение производства. Статья «Расходы на подготовку и освоение производства» отражает следующие затраты:

– расходы на создание новых организаций, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы);

– расходы на подготовку и освоение производства продукции, не предназначенной для серийного и массового производства;

– затраты по подготовительным работам в добывающих отраслях.

Пусковые  расходы в себестоимость отдельных  видов продукции включаются по нормам погашения, устанавливаемым на единицу продукции исходя из общей суммы расходов, длительности периода их погашения и планового объема выпуска продукции в этом периоде.

К расходам на подготовку и освоение производства продукции, не предназначенной для  серийного или массового производства, относят затраты на проектирование и конструирование, разработку технологии изготовления продукции, переоснастку и переналадку оборудования и др.

Перечисленные расходы предварительно учитывают  на счете 31, а с момента перехода к индивидуальному и мелкосерийному производству перечисляют со счета 31 в дебет счета 20.

Следует отличать расходы на подготовку и  освоение производства новых видов  продукции серийного и массового  производства и технологических  процессов. Эти расходы не относят  на себестоимость продукции (работ, услуг) и возмещают за счет внебюджетных фондов финансирования отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции.

Затраты по подготовительным работам в добывающих отраслях предварительно учитывают на счете 31 «Расходы будущих периодов», а затем списывают на себестоимость продукции на основании расчетов и исходя из сроков погашения.

Учет расходов по обслуживанию производства и управлению. Это расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Первые два вида включаются в себестоимость продукции по статье «Общепроизводственные расходы» и учитываются на синтетическом счете 25 «Общепроизводственные расходы». Общехозяйственные расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и по такой же статье включаются в себестоимость продукции.

Эти счета  активные, собирательно-распределительные. На дебете счетов в течение месяца отражаются затраты, по кредиту ведется списание затрат на производственные счета. По завершению месяца остатки на этих счетах отсутствуют.

Для названных  расходов установлена единая методика контроля затрат: по каждому виду составляется плановая смета с подразделением по статьям, аналитический учет затрат ведется по статьям в соответствии с установленной номенклатурой, фактические затраты по статьям сопоставляются со сметными и фиксируются отклонения.

Этим  расходам характерны некоторые различия. Так, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования считаются условно-переменными, т. е. зависящими от объема производства продукции, а цеховые и общезаводские расходы – условно-постоянными, т. е. не зависящими от объема производства продукции. Кроме того, в составе общехозяйственных расходов размер многих из них регламентируется государством.

На  отдельном субсчете счета 25 «Общепроизводственные  расходы» учитываются расходы на содержание и эксплуатацию машин  и оборудования. Для аналитического учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования используют ведомости учета затрат цехов (ф. № 12), которые открывают на каждый цех в отдельности. Запись в ведомость производят на основании первичных документов и разработочных таблиц распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств, износа МБП и листков-расшифровок по прочим денежным расходам, отраженным в журналах-ордерах.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования по окончании месяца списывают на счета 20 «Основное производство»  и 28 «Брак в производстве» (для исправимого брака) и распределяют между отдельными видами продукции и незавершенным производством пропорционально нормативным ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования. Если сметных ставок нет, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют между видами продукции пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.

Распределение косвенных расходов между объектами  калькуляции осуществляют несколькими  способами: пропорционально основной заработной плате, нормативным или плановым затратам, сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования, массе и объему продукции, количеству отработанных рабочими человеко-часов, количеству машино-часов работы оборудования и др. Выбирая способ распределения косвенных расходов, организация должна учитывать специфику своей работы, в том числе уровень механизации и автоматизации отдельных подразделений, квалификацию учетных работников и др.

На  другом субсчете счета 25 «Общепроизводственные расходы» ведут учет расходов по обслуживанию, организации и управлению структурным подразделением. Аналитический учет второй части общепроизводственных расходов ведут по каждому цеху в отдельности в ведомости учета затрат цехов. По истечении месяца собранные в ведомости ф. № 12 расходы списываются на счета 20 «Основное производство' и 28 «Брак в производстве».

От  раздельного учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования и других общепроизводственных расходов в малых  организациях можно отказаться. Организация сама устанавливает номенклатуру статей общепроизводственных расходов с выделением наиболее существенных. Эти расходы целесообразно закрепить за центрами затрат и центрами ответственности для усиления контроля за затратами.

Расходы, общие для всей организации, учитываются на активном синтетическом счете 26 «Общехозяйственные расходы». Аналитический учет ведут по отдельным статьям, сгруппированным в четырех разделах:

А. Расходы  на управление организацией.

Б. Общехозяйственные  расходы.

В. Сборы  и отчисления.

Г. Общезаводские  непроизводительные расходы.

Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут  в ведомости учета общехозяйственных  расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов (ф. № 15). Ведомость составляют на основании первичных документов распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств, износа МБП и листков-расшифровок по прочим денежным расходам. По окончании месяца общехозяйственные расходы распределяют и списывают на основное, вспомогательное и непромышленное производства и хозяйства и другие счета затрат.

Для распределения  общепроизводственных и общехозяйственных  затрат составляют специальные ведомости  их распределения. В организациях промышленности общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяют между объектами калькуляции пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих. Списание общехозяйственных расходов по назначению отражается при журнально-ордерной форме учета в журналах-ордерах 10 и 10/1 и оформляется бухгалтерскими записями:

Д-т счета 20 «Основное производство»  – на сумму расходов, относящихся  к основному производству;

Д-т счета 23 «Вспомогательные производства»  – на сумму расходов, относящихся  к вспомогательным производствам;

Д-т счета 63 «Расчеты по претензиям»  – на сумму расходов, причитающихся  к получению от поставщиков в  возмещение потерь от простоев но внешним  причинам;

Д-т счета 80 «Прибыли и убытки»  – на сумму расходов, понесенных предприятиями в результате временной остановки производства и др.;

К-т счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Многие  виды затрат в составе общехозяйственных  и общепроизводственных расходов ограничены утвержденными в установленном  порядке лимитами, нормами и нормативами  для налогообложения, контроля затрат и других целей. Это командировочные, представительские расходы, расходы на подготовку и переподготовку кадров и др.

По  командировочным расходам в соответствии с письмом Минфина РФ от 27 мая 1996 г. № 48 оплата найма жилого помещения возмещается командированному работнику по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, но не более 145 руб. в сутки (при отсутствии подтверждающих документов – 4,5 руб. в сутки), оплата суточных – 22 руб. за каждый день нахождения в командировке. Эти лимиты введены в действие с 1 июня 1996 г. Затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями возмещают по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами.

Указанные расходы отражают также на счете 25 «Общепроизводственные расходы».

Представительские расходы – это затраты организаций  по приему и обслуживанию представителей других организаций, прибывших для  переговоров с целью установления взаимовыгодного сотрудничества, а  также участников, прибывших на заседания совета (правления) организации и ревизионной комиссии. Представительские расходы признаются налоговыми органами в пределах, утвержденных советом (правлением) смет на отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические расходы не должны превышать предельных размеров, исчисленных по нормативам, установленным Минфином РФ.

Включение представительских расходов в себестоимость  продукции (работ, услуг) разрешается  только при наличии оправдательных первичных документов, в которых  должны быть указаны дата и место, программа проведения приема, приглашенные лица, участники со стороны организации, расходы.

Предприятия должны определить конкретный порядок  расходования средств на представительство, их документального оформления и  контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой стороне деятельности организации. Расходы, по которым невозможно предоставить оправдательные документы (посещение буфета в театре и др.), принимаются к учету по актам или докладным запискам, с решением администрации организации о принятии их к учету.

Представительские расходы отражаются по счету 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Суммы представительских расходов включаются в себестоимость продукции без НДС.

Надо  иметь в виду, что представительские  расходы нормируются не только в  зависимости от объема реализации продукции, но и с учетом ранга участников делегации. Минфин РФ 27 мая 1996 г. установил следующие нормы расходов на 1 человека: оплата питания в сутки – до 85 руб.; оплата завтрака, ужина, обеда, связанного с официальным приемом, в зависимости от ранга участников – от 95 до 115 руб.; буфетное обслуживание – до 5 руб.; культобслуживание – до 12 руб.; бытовое обслуживание и прочие расходы – до 4,7 руб.; приобретение сувениров – 45 руб. для членов делегации и 76 руб. для руководителя делегации; оплата труда переводчиков – до 24 руб.

Нормы и порядок возмещения расходов при направлении работников организаций для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевые работы, за постоянную работу в пути регламентирует Минтруда РФ.

Учет потерь от брака. Одним из резервов повышения производительности труда и рентабельности производства является недопущение потерь от брака и переделок некачественно выполненных работ (услуг, изготовленных изделий). Между тем, надо признать, учет брака является одним из недостаточно разработанных вопросов и ведется далеко не на всех предприятиях.

Основанием  для учета потерь от брака является акт о браке.

Статья  «Потери от брака» есть, как правило, только в отчетных калькуляциях. Браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые по качеству не соответствуют установленным стандартам, техническим условиям или договорам. В зависимости от характера дефектов, обнаруженных при оценке готовой продукции или полуфабрикатов, брак делят на исправимый и неисправимый (окончательный).

Работники отдела технического контроля при выявлении  брака делают соответствующие отметки  в первичных документах по учету  выработки. Неисправимый брак оформляется  актом о браке или ведомостью о браке, в которых фиксируется несколько фактов брака. Акт составляется работником технического контроля, мастером и начальником цеха и передается в бухгалтерию, где калькулируется себестоимость брака. Акт утверждается руководителем организации, который принимает решение о порядке списания потерь от брака (за счет виновных лиц или за счет производства).

Себестоимость внутреннего окончательного брака  складывается из фактических затрат по установленным статьям расходов, за исключением затрат по статьям: «Расходы на подготовку и освоение производства»; «Общехозяйственные расходы»; «Потери от брака»; «Прочие производственные расходы». При большой номенклатуре изделий брак обычно оценивают исходя из плановой или нормативной себестоимости.

Себестоимость исправимого брака определяют исходя из стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, израсходованных на исправление брака, заработной платы рабочих, занятых исправлением брака, отчислений на социальные нужды и соответствующей доли общепроизводственных расходов. Потери от внутреннего исправимого брака определяют вычитанием из его себестоимости сумм, которые удерживают с виновников.

При вине в браке поставщиков сырья, материалов и полуфабрикатов в себестоимость  внутреннего окончательного и исправимого  брака включают также долю общезаводских расходов в процентном отношении по утвержденному плану и заработной плате, начисленной за операции до момента обнаружения окончательного брака или до момента доработки исправимого брака.

Информация о работе Лекции по " Бухгалтерский учет"