Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:07, курс лекций
Бухгалтерский учет – это система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах предприятия путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций Главная задача, которая ставится при организации бухгалтерского учета, состоит в создании условий для достижения наилучших результатов хозяйственной деятельности. Для этого необходимо обеспечить контроль за наличием, движением и состоянием имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; иметь полную и достоверную информацию о текущих хозяйственных процессах, что чрезвычайно важно для оперативного управления предприятием.
Глава 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ВИДЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
ПРАВИЛА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
ПОНЯТИЕ О СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ НА СЧЕТАХ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ
ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЧЕТОВ
УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ
ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Глава 2 УЧЕТ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА
УЧЕТ УСТАВНОГО КАПИТАЛА
УЧЕТ ДОБАВОЧНОГО КАПИТАЛА
УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕТ РЕЗЕРВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
УЧЕТ ФОНДОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Глава 3. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ЗАДАЧИ ИХ УЧЕТА
КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕТ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕТ ЗАТРАТ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
УЧЕТ НДС ПО ПОСТУПИВШИМ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫМ АКТИВАМ
УЧЕТ ТЕКУЩЕЙ И ДОЛГОСРОЧНОЙ АРЕНДЫ
ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И ИХ ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ
УЧЕТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Глава 4 УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ЕЕ СЕБЕСТОИМОСТИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
МЕТОДЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
УЧЕТ ПО ЭЛЕМЕНТАМ ЗАТРАТ
УЧЕТ ЗАТРАТ ПО СТАТЬЯМ КАЛЬКУЛЯЦИИ
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ОСНОВНОЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
СВОДНЫЙ УЧЕТ ЗАТРАТ
УЧЕТ ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Глава 5 УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ И ОЦЕНКА
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
УЧЕТ НА СКЛАДАХ И В БУХГАЛТЕРИИ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
УЧЕТ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
УЧЕТ ИЗНОСА МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
Глава 6 УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ
УЧЕТ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПРЕДПРИЯТИЯ
ДОКУМЕНТЫ ПО УЧЕТУ ТРУДА
УЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
ФОРМЫ И ВИДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА
СОСТАВ СОВОКУПНОГО ДОХОДА, ОБЛАГАЕМОГО ПОДОХОДНЫМ НАЛОГОМ
УЧЕТ ОТЧИСЛЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕТ УДЕРЖАНИЙ И ВЫЧЕТОВ ИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
СОСТАВ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Глава 7 УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ЕЕ ОЦЕНКА
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
УЧЕТ КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ
Глава 8 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
РАСЧЕТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
РАСЧЕТЫ ПО ТОВАРНЫМ И НЕТОВАРНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ
УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В ИНВАЛЮТЕ И ОПЕРАЦИЙ ПО ВАЛЮТНОМУ СЧЕТУ
УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
УЧЕТ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ
Глава 9 УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПРИБЫЛИ
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА
УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
УЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
Глава 10 БУХГАЛТЕСРКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
ВИДЫ И СОСТАВ ОТЧЕТНОСТИ
СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ПОРЯДОК ПУБЛИКАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Глава 11 УЧЕТ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Центр прибыли контролирует затраты и доходы (выручку). Менеджер этого центра контролирует затраты, объем реализации и продажную цену (внешнюю или трансфертную). Деятельность центра оценивают по отчетности, составляемой по форме отчета о прибылях и убытках организации.
Центр инвестиций контролирует затраты, доходы и капитальные вложения. Центры инвестиций создаются, как правило, в крупных структурных подразделениях организаций. Для оценки деятельности этих центров применяют дополнительно показатели рентабельности активов, эффективности капитальных вложений и использования прибыли.
Инструменты управленческого учета по центрам ответственности – сметы и отчеты. Смета для центра ответственности должна содержать данные об ожидаемых затратах на определенный объем продукции или объем работы за определенный период. Все затраты должны быть закреплены за определенными подразделениями и конкретными работниками.
Кроме обычных смет при этой системе целесообразно применять гибкие сметы, позволяющие пересчитывать ожидаемые затраты на фактический объем производства. Надо иметь в виду, что по переменным расходам зависимость затрат от объема производства прямо пропорциональная. По условно-переменным расходам их зависимость от объема производства выражают коэффициентом зависимости, который можно рассчитать методами корреляции. Постоянные расходы принимаются за независящие от объема производства.
Содержание
отчетов центров
Целесообразно при использовании гибких смет в отчетах по каждой контролируемой статье расходов показывать расходы по смете; расходы, скорректированные на фактический объем; фактические расходы; отклонения фактических расходов от расходов по смете и от скорректированной величины. В отчете по предприятию кроме контролируемых расходов по предприятию дают данные о затратах по каждому цеху. В отчете по цеху кроме контролируемых расходов по цеху приводят данные по участкам.
Отчеты центра прибыли должны содержать показатели, формирующие прибыль – объем реализации, производственная себестоимость, коммерческие расходы, операционные расходы, – а также вычеты из прибыли и различные показатели прибыли.
Производственные запасы по своей экономической природе являются предметами труда. Вместе со средствами труда и рабочей силой материалы обеспечивают производственный процесс, в котором используются однократно. Себестоимость производственных запасов полностью переносится на созданный продукт.
В процессе производства материалы используются различно: они могут полностью потребляться в процессе производства (сырье и материалы), или изменять свою форму (например, смазочные материалы). Некоторые материалы входят в изделие без каких-либо изменений (запасные части), другие вообще не входят в массу или химический состав продукции, но способствуют ее изготовлению (быстроизнашивающиеся предметы).
Производственные запасы в зависимости от своей роли в производстве подразделяют на следующие виды:
– сырье (продукция добывающих отраслей производства);
– основные материалы (материалы, образующие основу продукции или являющиеся компонентом для ее создания);
– топливо;
– покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия (предметы, приобретаемые для создания и комплектования изделия);
– вспомогательные материалы (материалы, которые при участвуют в изготовлении продукции и потребляются на технические и хозяйственные нужды – краски, обтирочные материалы и др.);
– запчасти (детали оборудования для замены изношенных);
– малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;
– тара (предметы для упаковки, транспортировки и хранения материалов и продукции);
– прочие материалы.
Производственные запасы классифицируют и по техническим свойствам, выделяя черные металлы, цветные металлы, прокат, химикаты и т. д. В разрезе этих групп предприятия и ведут учет поступления, расхода и остатков производственных запасов.
Основные задачи учета материальных ценностей следующие:
– правильное формирование затрат и выявление результатов по изготовлению и потреблению материальных ценностей;
– правильное и своевременное документирование операции по движению материальных ценностей;
– обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
– организация контроля за наличием и сохранностью материалов в местах хранения материально ответственными лицами;
– систематическое наблюдение за наличием запасов материальных ценностей в соответствии с утвержденными нормами;
– своевременное выявление ненужных (сверхнормативных) запасов материальных ценностей, подлежащих реализации.
Правильная организация учета наличия и движения материальных ценностей на малых предприятиях, усиление контроля за их сохранностью и целевым использованием в значительной мере зависят от условий:
– наличия в организации разработанных ею единых номенклатурных ценников с указанием в них по каждому номенклатурному номеру сырья и материалов покупных договорных цен, розничных, оптовых и планово-учетных цен длительного пользования (не менее 1 года), используемых в текущем аналитическом учете движения материальных ценностей;
– проведения ежемесячной инвентаризации остатков сырья и материалов, находящихся на рабочих местах у мастеров и в кладовых структурных подразделений;
– применения типовых форм первичной документации по оформлению движения материальных ценностей.
Для правильной организации учета
материалов на предприятиях разрабатываются
специальные документы –
Номенклатура материальных ценностей должна содержать исчерпывающую информацию о каждом материале:
– наименование в соответствии с установленными стандартами;
– полную характеристику материала (марку, сорт, размер, единицу измерения и пр.);
– номенклатурный номер – условное обозначение, заменяющее все перечисленные признаки материала.
Если в номенклатуре указана также учетная цена каждого вида материалов, то она называется номенклатурой-ценником.
В ходе производства в документах по учету материалов на предприятии указывается не только наименование материала, но и его номенклатурный номер, что позволяет избежать ошибок, связанных с применением разных названий для обозначения одного материала и с применением различных единиц измерения.
В балансе и синтетическом учете материальные ценности отражают по фактической себестоимости приобретения, в которую включаются покупная цена материала и транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) наценок и расходов по заготовке и доставке материалов на склад потребителя. К ТЗР относят:
2. 1. наценки снабженческих организаций;
2. 2. содержание пунктов в местах заготовления сырья;
2. 3. расходы по командировкам, связанным с приобретением материалов;
2. 4. стоимость услуг бирж;
2. 5. проценты за приобретение материалов в кредит;
2. 6. таможенные пошлины и налоги на импорт;
2. 7. страхование и охрана груза;
2. 8. оплата перевозки груза;
2. 9. расходы по доставке и разгрузке;
2.10. потери от недостач в пути в пределах норм естественной убыли.
Определение
фактической себестоимости
– покупная цена;
– средняя покупная цена;
– средняя фактическая себестоимость приобретения (заготовления);
– плановая себестоимость приобретения (заготовления) и пр.
Для оценки материалов используются также методы ФИФО и ЛИФО.
В соответствии с методом ФИФО («первым поступил, первым продан») отпускаемые в производство материалы учитываются по фактической себестоимости первой партии, а затем, когда объем первой партии иссяк, по стоимости второй, третьей и т. д. в хронологическом порядке приобретения данного вида материала.
По методу ЛИФО («последним поступил, первым продан») материалы учитываются в обратном порядке: сначала по себестоимости последней партии, затем – предпоследней и т. д. Этот метод более эффективен в условиях инфляции, поскольку позволяет увеличить себестоимость и уменьшить прибыль.
При использовании в текущем учете учетных оценок производственных запасов их фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода (месяца) корректировкой учетной оценки израсходованных на производство материалов на величину отклонений от фактической себестоимости приобретения.
А в
итоге все материалы
Материалы, цена на которые в течение года снизилась, если они морально устарели или потеряли качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, когда она ниже стоимости заготовления (приобретения). Разницу в ценах относят на результаты хозяйственной деятельности.
Оформление поступления материальных ценностей.
Сырье и материалы поступают:
– от поставщиков или подотчетных лиц, которые закупили материалы за наличный расчет;
– от списания пришедших в негодность основных средств и МБП;
– могут быть собственного производства.
Поступающие
материалы оформляются
– платежное требование в двух экземплярах (один – покупателю, другой – в банк);
– товарно-транспортные накладные;
– квитанцию к железнодорожной накладной и др.
Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, направляют в бухгалтерию для проверки правильности оформления, после этого передают ответственному исполнителю по снабжению.
В отделе снабжения по документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и прочих договорных условий и делают отметку о полном или частичном акцепте. В обязанности отдела снабжения, кроме того, входит контроль за поступлением грузов и их розыск. Чтобы вести эту работу, в отделе снабжения ведут журнал учета поступающих грузов. Проверенные платежные требования отдел снабжения передает в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов.
Экспедитор принимает прибывшие материалы по количеству мест и массе. При появлении сомнений в сохранности груза, экспедитор может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи (мест или массы), повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.
При получении материалов со склада иногородних поставщиков экспедитор берет наряд и доверенность. В этих документах дается перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит количественную и качественную приемку. Принятые материалы экспедитор доставляет на склад и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика.
Принятые материалы кладовщик оформляет приходными ордерами (однострочным или многострочным). Однострочный ордер составляют только на один вид материала, в многострочном записывают все принятые материалы. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.
Материалы приходуются в соответствующих единицах измерения – весовых, объемных, линейных, счетом. Если материалы поступают в одной единице измерения, а расходуются в другой, то их учитывают одновременно в двух единицах измерения.