Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:19, курс лекций
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ — система наблюдения, обобщения и отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью получения достоверных данных о его деятельности
АУДИТ — предпринимательская деятельность по осуществлению независимых вневедомственных проверок (ревизий), проводимых квалифицированными специалистами (аудиторами), бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг.
Пользователи бухгалтерской Информации: Внутренние (учредители, участники, руководители, менеджеры, специалисты различных уровней управления, работники организации) Внешние пользователи ( инвесторы, поставщики, кредиторы, налоговые органы, органы статистики, аудиторские компании, фондовые биржи, покупатели и др. )
Эффективность
руководства деятельностью
Учет кассовых операций проводится по счетам первого класса активов в группе с- денежные средства. Счет называется «денежные банкноты и монеты кассы».
Увеличение будет по Д-ту, уменьшение – по К-ту.
Учет: 1.Банк оплатил по счету:
Д-т денежные банкноты и монеты кассы
К-т расходы
2.Выдал зар.плату:
Д-т начисление зар.платы
К-т касса
Выдал деньги по чеку на выплату зар.платы:
Д-т расчетный счет (пассивный счет)
К-т касса
Целью аудита кассы и кассовых операций является проверка соблюдения коммерческим банком банковского законодательства в сфере хранения, ведения и учета операций с денежной наличностью.
Аудитором проверяется:
- достаточная
техническая укрепленность
- достаточная
оснащенность операционных
- соблюдение банком установленного порядка ведения кассовых операций; соблюдение порядка расчетов наличными деньгами;
- соблюдение
правил поступления наличных
денег в кассу банка;
- соблюдение лимита расчета наличными деньгами;
- соблюдение
кассового планирования и
- соблюдение полноты и правильности учета ценностей в хранилище;
- состояние
отчетности о кассовых
- количество ревизий по кассе;
- состояние договоров о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за работу с наличностью и другими ценностями.16. Учет расчетных операций КБ
Расчеты пластиковыми картами.
Механизм функционирования системы электронных расчетов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания на дому и рабочем месте.
В случае, когда Клиент приходит в филиал банка для получения перевода, он должен сообщить свой контрольный номер перевода (КНП) сотруднику филиала.
Дт - 11506 Денежные активы к получению по системам ДП
Кт - 10001 Касса банка
В случае, когда Клиент отправляет перевод (сумма перевода + сумма комиссии) и оформляется объявление на взнос наличными.
Дт - 10001 Касса банка
Кт - 21103 Обязательства по системам ДП
При закрытии текущего операционного дня по системам денежных переводов сотрудник филиала проводит следующие действия: распечатывает из программы Денежной системы согласно «Инструкции по работе с системой» отчеты по операционному дню.
Согласно сформированному отчету подсчитывает итоги операционного дня.
Зачисляет все доходы по полученным или отправленным переводам:
Доходы по выданным переводам
Дт - 11506 Денежные активы к получению по системам ДП
Кт - 11519 Позиционный счет (валюта)
Дт - 11519 Позиционный счет (сом)
Кт - 60616 Доходы банка
Доходы по отправленным переводам
Дт - 21103 Обязательства по системам ДП
Кт - 11519 позиционный счет (валюта)
Дт - 11519 позиционный счет (сом)
Кт - 60616 доходы банка
17. Учет основных средств в КБ.
ОС банка включ в себя матер-ые активы. К ОС относятся благоустройства в арендованной собст-ти и активы полученные лизинга.
Фин-кред учреждения сами разраб-ют политику учета ОС на основании рекомендации НБ КР.
ОС поступает в банк в результате:
ОС банк приобретает на основании сметы утвержденный на тек год. При приобретении в учете ОС фиксируется по первонач ст-ти. Туда входят покуп цена, не возмещенные налоги, пошлина и сопутст затраты на приведение данных активов в раб состояние. ОС, к-ые получены в виде гранта учит-ся по обоснованной ст-ти. Сопутст затраты списыв-ся на расходы.
Последующие расходы увеличивают эффективность использования ОС или продлевает срок службы ОС. Послед затратам относят тек обслуживание, ремонт и кап затраты.
Тек обслуживание
и ремонт предст собой затраты
по покраске, очистки, регулировки, смазки
и др затраты, к/ые явл регулярными
и предназначены для поддержани
Кап затраты должны относ/ся на ст/ть ОС. Такие затраты явл довольно редкими и продлев срок службы ОС. Кап затратам относят: затраты по модернизации, замещению, кап ремонту, дополнению.
Амор ОС начисляется с момента их приобретения систематически в течение срока службы ОС в зависимости от того, в течении какого периода времени банк предполагает их использовать. Решение о сроках амортизации оформляется официально и явл-ся основанием для учета
Вбытие ОС может быть вследствии:
*непригодности
для дальней использования
20. Учет запасов в КБ.
Запасы - это активы, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности, созданные в процессе производства для такой продажи, или в форме сырья, материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг Банк очевидно имеет дело в ходе своей деятельности с третьей группой запасов
Формулы расчета себестоимости запасов
1. Специфическая идентификация отдельных затрат.
•
Специфическая идентификация
2. Разрешенные к использованию формулы:
• первое поступление, первый отпуск (ФИФО) (для малоценного инвентаря)
• средневзвешенная стоимость( часто используется для учета аналогичных запасов, использование в производстве которых не зависит от даты
• поступления на склад)
Последовательность применения различных формул. Банк должен применять одинаковые формулы для оценки запасов, сходных по характеру и способц использования.
18. Учет НМА КБ.
Нематериальный актив - это идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий материально-вещественной формы. Некоторые нематериальные активы могут находиться на материальном носителе, например, программное обеспечение может быть записано на дискете либо встроено в аппаратную платформу, поэтому для того, чтобы надлежащим образом классифицировать актив необходимо решить, какой из элементов является более весомым.
Методы амортизации
Методы амортизации: прямолинейный метод, метод уменьшаемого остатка, метод начисления износа по выработке продукции. По умолчанию следует применять прямолинейный метод.
Метод амортизации
выбирается на основе потребления экономических
выгод и последовательно
Амортизация обычно признается в составе расходов компании. Однако иногда экономические выгоды, заключенные в активе, включаются в стоимость производимых активов, не приводя к появлению расходов.
В этих случаях амортизационные отчисления формируют часть себестоимости таких активов и включаются в их балансовую стоимость. Например, амортизация нематериальных активов, используемых в производственном процессе, включается в балансовую величину запасов (см. МСФО 2 Запасы).
Ликвидационная стоимость
Ликвидационная
стоимость нематериального
• есть обязательство третьей стороны приобрести актив по истечении срока его полезной службы, или
• для актива существует активный рынок, а также:
• ликвидационная стоимость актива может определяться на основе рыночных цен и
• есть вероятность, что рынок будет существовать после истечения срока полезной службы актива.
Амортизируемая стоимость актива определяется после вычета его ликвидационной стоимости. Наличие ликвидационной стоимости предполагает, что выбытие нематериального актива должно произойти до завершения срока его использования.
19. Учет
доходов, расходов и фин
Взыскание процентов по кредитам, выданным заемщикам - клиентам банка, производится по счетам следующей проводкой:
Д-т 20000 «Расчетный счет клиента»
К-т 60500 "Процентные доходы по кредитам".
При
отсутствии средств на счетах
клиентов суммы задолженности
по начисленным процентам
Д-т счет 80403 "Кредиты, не погашенные в срок".
К-т счет 21114 "Доходы будущих периодов".
При
поступлении средств на счета
клиентов появляется
Д-т 20000 «расчетный счет клиента»
К-т счет 80403 "Кредиты, не погашенные в срок ".
Одновременно, сумма начисленных процентов зачисляется в доходы текущего периода и делается следующая проводка:
Д-т счет 21114"Доходы будущих периодов",
К-т счет 61099 "прочие доходы".
Суммы начисленных процентов до зачисления их на счет 61099 не включаются в доход банка, формирующий конечный финансовый результат, и в расчете налогооблагаемой прибыли не учитываются. Начисленные проценты по кредитам, выданным заемщикам, не имеющим расчетного счета в данном учреждении банка, отражаются в учете по следующим счетам:
Д-т счет 21199 "Прочие обязательства".
К-т счет 21114 "Доходы будущих периодов".
При поступлении документа по уплате процентов и зачислении суммы на корреспондентский счет банка в учете делается следующая проводка:
Д-т счет 20100 "Корреспондентский счет КБ".
К-т счет 21199 "Прочие обязательства".
Одновременно производится списание начисленных процентов следующей бухгалтерской записью:
Д-т счет 21114 "Доходы будущих периодов".
К-т счет 61099 "Прочие доходы ".
Расходы коммерческого банка - это затраты денежных средств банка на выполнение операций и обеспечение функционирования банка. Анализ расходов в целом осуществляется, прежде всего, с выявления части процентных и непроцентных расходов.
Расходы коммерческих банков КР ведутся на счете 7ххххх или на 8 ххххх , в зависимости от вида процентных расходов, которые содержат в себе 16 групп.
Счет должен иметь дебетовое сальдо. При возникновении расхода счет дебетуется.
Дт Расходы банка
Кт Кор.счет
При закрытии временных счетов в конце финансового года счет кредитуется. Учет процентных расходов осуществляется в национальной валюте.
1.Задачи
и принципы организации бух. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ в банках – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении: об имуществе, обязательствах кредитных организаций и их движении. Бух.учет необходим для контроля, прогнозирования, планирования, оценки. Задачи ком.банка: учет в бане должен быть своевременным, оперативным (бух.операция в течение дня тут же находит отражение в учете), точным (точное отражение сумм) Пользователи бухгалтерской Внутренние (учредители, участники, руководители, менеджеры, специалисты различных уровней управления, работники организации) Внешние пользователи (инвесторы, поставщики, кредиторы, налоговые органы, органы статистики, аудиторские компании, фондовые биржи, покупатели). Главной целью бух. учета является обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей в соответствии с законом и (или) потребностями в информации. Банк.аудит – проверка и вражения мнения о фин.отчетности банка. Бывает: внешний (осуществляется вне зависимости аудиорскими фирмами); внутренний – система мер безопасности банка с целью обеспечения защиты интересов вкладчиков). Цель аудита установление реальности, полноты и достоверности предоставляемой отчетности, соответствие ее действующему законодательству, а также требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности. Особенности банковского аудита: Аудит банков является обязательным, т.к деятельность банков специфична. Они работают с привлеченными средствами, включая средства населения. Это обстоятельство вызывает необходимость особого контроля за деятельностью банков со стороны государства в лице НБКР. Принципы организации бух.учета: непрерывность, существенность, полнота, метод начисления, метод непрерывности.
5.Отчет о прибылях и убытках коммерческого банка. Отчет о совокупном доходе является отчетом, который оценивает успешность операций компании за данный период времени. Используют этот отчет для определения прибыльности, инвестиционной и кредитной стоимости. Он дает инвесторам и кредиторам информацию, которая помогает им прогнозировать суммы, сроки и вероятность будущего движения денежных средств. Банк должен в обязательном порядке раскрывать в отчете о совокупном доходе статьи, касающиеся распределения прибыли или убытка за период: а) прибыль или убыток за период, относящийся к: - неконтрольной доле участия; - владельцам материнской компании; б) суммарный совокупный доход за период, относящийся к: - неконтрольной доле участия; - владельцам материнской компании. Если статьи доходов и расходов являются существенными, банк должен раскрывать их характер и величину отдельно в Отчете о совокупном доходе или в Примечаниях к финансовой отчетности. Банк не должен представлять чрезвычайные статьи в статьях доходов и расходов, ни в отчете о совокупном доходе, ни в отдельном отчете о прибылях и убытках (если такое представляется), ни в Примечаниях к финансовой отчетности. Банк должен раскрывать величину налога на прибыль по каждому компоненту прочего совокупного дохода, включая корректировки по переклассификации, либо в Отчете о совокупном доходе, либо в Примечаниях к финансовой отчетности. Корректировки по переклассификации, относящиеся к компонентам прочего совокупного дохода, также должны раскрываться в обязательном порядке. Банк должен представлять в Отчете о совокупном доходе или в Примечаниях к финансовой отчетности анализ доходов, используя классификацию, основанную на характере доходов. Банк, классифицирующий расходы по назначению, обязан раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, включая расходы на амортизацию и расходы на вознаграждения работникам. Элементы отчета: Доходы – увеличение эконом.выгод в течение отчетного периода в ходе деятельности компании, в форме прироста активов или сокращения обязательств, приводящее к увеличению капитала. Расходы – уменьшение экон.выгод в течение отчетного периода в ходе деятельности компании, в форме оттока активов или увеличения обязательств, приводящее к уменьшению капитала.
3.Документация
и документооборот в ком. В составе док-ов выделяют те, которые содержат эти записи (мемориальные док-ты), и те, которые раскрывают содержание этих записей, подтверждают их правильность и достоверность (первичные док-ты). К числу мемориальных док-ов относятся расчетно-денежные док-ты, мемориальные док-ты, кассовые и внебалансовые ордера. Первичные документы - это акты, справки, счета и другие док-ты, подтверждающие факт совершения операции, ее юридическую законность. Первичные документы, как правило, прилагаются к мемориальным док-там. В последних делается запись о прилагающихся первичных док-тах. Совокупность мемориальных и первичных док-тов, используемых банком для ведения бухгалтерского учета и контроля, образует банковскую документацию. Виды мемориальных банковских документов: - расчетные (поручения, требования, чеки, аккредитивы, платежные ордера, авизо, ордера-распоряжения кредитного отдела); - кассовые (объявления, денежные чеки, приходные, расходные ордера); - документы по внутрибанковским операциям (мемориальные ордера). Все документы по месту их составления подразделяются на банковские, составляемые учреждениями банков, и клиентские, поступающие от предприятий, учреждений и организаций.
13.Учет дивидендов в КБ. С дивидендами связаны три даты - дата объявления, дата регистрации акционеров и дата выплаты. В момент объявления дивидендов у Ко, возникает обязательства по выплате дивидендов. Дт НП Кт Дивиденды к выплате В момент выплаты дивидендов Дт Дивиденды к выплате Кт Денежные средства При объявлении таких дивидендов сначала производится переоценка активов до рыночной стоимости, тогда бухгалтерские записи будут следующими: 1.Переоценка активов до рыночной стоимости При увеличении стоимости активов Дт Актив передаваемый Дт НП Кт Прибыль от переоценки актива Кт Дивиденды к выплате При снижении стоимости активов Дт Нераспределенная прибыль ДтУбыток от переоценки активов Кт Актив передаваемый Кт Дивиденды к выплате 2.На момент выплаты имущественных дивидендов: Дт Дивиденды к выплате Кт Активы передаваемые. Дивиденды в виде долговых обязательствах- это обязательство Ко, выплатить дивиденды в будущем. Дт НП Кт Векселя по выплате дивидендов Если вексель процентный, то по дебету появляются «Расходы в виде процентов» и в момент выплаты дивидендов: Дт Векселя по выплате дивидендов Дт Расходы в виде процентов Кт Денежные средства.
10.Учет и аудит операций Ценна бумага –это активы, находящиеся в распоряжении банка в целях получения прибыли за счет процентов, дивидендов, увеличения стоимости основного капитала. Бухгалтерские проводки по признанию долговых ЦБ: Д-т. ЦБ (отражается номинальная стоимость) Д-т. Начисленные проценты к получению по ЦБ (стоимость приобретенных процентов) Д-т. Премии/Дисконты на ЦБ (на стоимость премии) Д-т. Операционные расходы банка (затраты по сделке по ЦБ, учитываемые по справедливой стоимости) К-т. Денежные средства К-т. Премии/Дисконты на ЦБ (на стоимость дисконта) Бухгалтерские проводки по признанию долевых ЦБ: Д-т. ЦБ (отражается фактическая стоимость ЦБ) Д-т. Операционные расходы банка (затраты по сделке по долевым ЦБ) К-т. Денежные средства Бухгалтерские проводки по увеличению справедливой стоимости ЦБ, учитываемых по справедливой стоимости через прибыль/убыток. Д-т. Корректировка справедливой стоимости ЦБ, учитываемых по справедливой стоимости через прибыль/убыток. К-т. Доход от ЦБ, учитываемых по
справедливой стоимости через прибыль/ Бухгалтерские проводки по снижению справедливой стоимости, учитываемых по справедливой стоимости через прибыль/убыток. Д-т. Доход от ЦБ, учитываемых по справедливой стоимости через прибыль/убыток. К-т.
Корректировка справедливой 16.Учет расчетных операций КБ Расчеты пластиковыми картами. Механизм функционирования системы электронных расчетов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания на дому и рабочем месте. В случае, когда Клиент приходит в филиал банка для получения перевода, он должен сообщить свой контрольный номер перевода (КНП) сотруднику филиала. Дт - 11506 Денежные активы к получению по системам ДП Кт - 10001 Касса банка В случае, когда Клиент отправляет перевод (сумма перевода + сумма комиссии) и оформляется объявление на взнос наличными. Дт - 10001 Касса банка Кт - 21103 Обязательства по системам ДП При закрытии текущего операционного дня по системам денежных переводов сотрудник филиала проводит следующие действия: распечатывает из программы Денежной системы согласно «Инструкции по работе с системой» отчеты по операционному дню. Согласно сформированному отчету подсчитывает итоги операционного дня. Зачисляет все доходы по полученным или отправленным переводам: Доходы по выданным переводам Дт - 11506 Денежные активы к получению по системам ДП Кт - 11519 Позиционный счет (валюта) Дт - 11519 Позиционный счет (сом) Кт - 60616 Доходы банка Доходы по отправленным переводам Дт - 21103 Обязательства по системам ДП Кт - 11519 позиционный счет (валюта) Дт - 11519 позиционный счет (сом) Кт - 60616 доходы банка
Активы, арендованные по операционной аренде, у арендатора учитываются внесистемно. Получаемые в аренду активы не увеличивают имущества, принадлежащего арендатору. Арендные платежи при операционной аренде (исключая стоимость услуг, таких как страховка и обслуживание) должны признаваться в отчете о прибылях и убытках как расход на основе прямолинейного метода в течение срока аренды и отражаются на счетах расходы на аренду. Расходы по текущему ремонту (если, согласно договору их производит арендатор за свой счет) по арендованной операционной аренде имущества отражаются на счете расходов на аренду. Капитальные вложения по операционной аренде учитываются как капитальные вложения в благоустройство арендованной собственности. Расходы по капитальным вложениям в благоустройство арендованной собственности амортизируются на расходы. Амортизация по капитальным вложениям рассчитывается с учетом срока операционной аренды. Учет операционной аренды для арендодателя. При операционной аренде необходимо наличие арендного договора, требующего периодического получения платы за выданную операционную аренду в течение периода действия договора. Активы, сданные в аренду, должны учитываться как основные средства в балансе арендодателя и на них начисляется амортизация в соответствии с методикой расчета амортизации аналогичных собственных активов. Первоначальные прямые затраты, которые несут арендодатели в связи с подготовкой и заключением договоров операционной аренды, подлежат включению в балансовую стоимость арендуемого актива и признанию расходом на протяжении срока аренды на той же основе, что и арендный доход. Доходы от выданной операционной аренды отражаются на счетах прочих доходов и, соответственно, отражаются в отчете о прибылях и убытках арендодателя. 7. Учет
депозитов в коммерческом Депозит – это привлеченные ден.средства, размещенные на счетах клиентов банка, которые клиенты получают обратно либо по требовнию, или в срок и в сумме предварительной одоговоренности,с условиями срочности, платности, возвратности. Лица, не имеющие соответствующей лицензии Национального (Центрального) банка Кыргызской Республики, не имеют право принимать депозиты и использовать термин "депозит". Депозиты носят различные цели: 1.получение дохода; 2.сберегательная цель; 3.безопасность. Классификация:
- депозиты юридических лиц (предприятий, организаций, других банков); - депозиты физических лиц.
- с учетом категорий вкладчиков; - по формам изъятия; - по порядку
использования хранимых 3. По форме изъятия средств депозиты принято подразделять на 3 группы: - срочные депозиты; - депозиты до востребования; - сберегательные вклады населения – с целью сбережения.. Депозиты до востребования представляют собой средства, которые могут быть востребованы в любой момент без предварительного уведомления банка со стороны клиента. К ним относятся средства на текущих, расчетных, бюджетных и прочих счетах, связанных с совершением расчетов или целевым использованием средств. Проценты по вкладам до востребования зачисляются вкладчику один раз в год в начале нового календарного года. Начисление процентов и зачисление их во вклад осуществлялось заключительными оборотами. Депозиты до востребования наиболее ликвидны. Срочные
вклады - это денежные средства, зачисляемые
на депозитные счета на строго оговоренный
срок с выплатой процента. Есть условие,
если срок выдерживаем, то проценты получаем,
если нет, то нет. Ставка по ним зависит
от размера и срока вклада. Владелец срочного
вклада может распоряжаться им только
по истечении оговоренного срока. Капитал банка служит обеспечением прибыльного и устойчивого роста банка, для покрытия потенциальных потерь, свойственных банковскому делу, является гарантом доверия клиентов банку и действует как мера защиты против возможных рисков, которые могут возникнуть при осуществлении банковской деятельности. Уставный капитал банка Структура капитала: а) Оплаченный капитал; 1) Акции: 1.1. Привилегированные акции; 1.2. Простые акции. 2) Капитал внесенный сверх номинала; 3) Доп. капитал внесенный акционерами. б) Нереализованный капитал: 1) Резервы по переоценке ОС; 2) Резервы по пересчету ин. валюты; 3) Резервы по переоценке ц.б. в) Накопленная прибыль: 1) НП; 2) Резервы для будущих потребностей. г) Выкупленные собственные акции. Учет акций. Стоимостть выпущенных собст-х акций банка должно учит-ся на балансовых счетах (простые и привилегированные акции). На счете простые акции учит-ся ст-ть выпущенных простых акций банка. Счет ведется в сомах по номин-ой ст-ти акций. По каждому классу акций открыв-ся отдельные лицевые счета. (+проводки). Продажа акций при их выпуске по цене ниже номинальной ст-ти не допускается. В случае продажи акций по цене больше номинала, на сумму превышения номинала кредитуется счет «Капитал внесенный сверх номинала», к-ые могут иметь только кредитовый остаток. На каждой разнице открыв-ся лицевые счета. Все расходы непосредственно связанные с выпуском и продажей акций относятся на дебет счета НМА. И амор-ся в течении 3-х лет. 20.Учет запасов в КБ. Запасы - это активы, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности, созданные в процессе производства для такой продажи, или в форме сырья, материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг Банк очевидно имеет дело в ходе своей деятельности с третьей группой запасов Формулы расчета себестоимости запасов 1.
Специфическая идентификация • Специфическая идентификация затрат необходима для -', невзаимозаменяемых запасов, и товаров и услуг, произведенных и предназначенных для специальных проектов. 2. Разрешенные к использованию формулы: • первое поступление, первый отпуск (ФИФО) (для малоценного инвентаря) • средневзвешенная стоимость( часто используется для учета аналогичных запасов, использование в производстве которых не зависит от даты • поступления на склад) Последовательность применения различных формул. Банк должен применять одинаковые формулы для оценки запасов, сходных по характеру и способу использования. 2.Выдал зар.плату: Д-т начисление зар.платы К-т касса Выдал деньги по чеку на выплату зар.платы: Д-т расчетный счет (пассивный счет) К-т касса Целью аудита кассы и кассовых операций является проверка соблюдения коммерческим банком банковского законодательства в сфере хранения, ведения и учета операций с денежной наличностью. Аудитором проверяется: - достаточная
техническая укрепленность - достаточная оснащенность операционных касс; - соблюдение
банком установленного порядка
ведения кассовых операций; соблюдение
порядка расчетов наличными - соблюдение
правил поступления наличных
денег в кассу банка; - соблюдение
лимита расчета наличными - соблюдение
кассового планирования и - соблюдение полноты и правильности учета ценностей в хранилище; - состояние отчетности о кассовых оборотах банка; - количество ревизий по кассе; - состояние
договоров о полной 14.Учет операций в Операции в иностранной валюте - это сделки, которые выражены или подлежат урегулированию в иностранной валюте. Основные типы валютных обменных сделок: Контракт «спот» - контракт по сделке, расчет по которой осуществляется в течение двух рабочих дней после заключения контракта по курсу, зафиксированному в момент его заключения. Контракт «форвард» - контракт по сделке, расчет по которой производится более чем через два рабочих дня после заключения контракта по курсу, зафиксированному в момент его заключения. Контракт «своп» - контракт представляет комбинацию «спот» и «форвард» контрактов, которые выполняются на одну и туже сумму, с одним и тем же контрагентом, на определенный момент времени. Для учета валютных обменных операций определяют две даты: дату сделки и валютирования. Дата сделки – это дата заключения контракта с противоположной стороной по сделке. Дата валютирования – это дата, установленная в контракте по валютной обменной сделке, в которую происходит одновременное зачисление средств на счета участников сделки. Примеры проводок по валютным операциям Валютная
книга Покупка безналичной валюты у клиента Дт Валютный счет клиента Дт Сомовый эквивалент спот Кт Спот-позиция по валюте Кт Сомовый счет клиента Начисленные проценты по кредитам, выданным заемщикам, не имеющим расчетного счета в данном учреждении банка, отражаются в учете по следующим счетам: Д-т счет 21199 "Прочие обязательства". К-т счет 21114 "Доходы будущих периодов". При
поступлении документа по Д-т счет 20100 "Корреспондентский счет КБ". К-т счет 21199 "Прочие обязательства". Одновременно
производится списание начисленных
процентов следующей Д-т счет 21114 "Доходы будущих периодов". К-т счет 61099 "Прочие доходы ". Расходы коммерческого банка - это затраты денежных средств банка на выполнение операций и обеспечение функционирования банка. Анализ расходов в целом осуществляется, прежде всего, с выявления части процентных и непроцентных расходов. Расходы коммерческих банков КР ведутся на счете 7ххххх или на 8 ххххх , в зависимости от вида процентных расходов, которые содержат в себе 16 групп. Счет должен иметь дебетовое сальдо. При возникновении расхода счет дебетуется. Дт Расходы банка Кт Кор.счет При закрытии временных счетов в конце финансового года счет кредитуется. Учет процентных расходов осуществляется в национальной валюте.
|
2.План счетов ком. банка, его структура и экономическое назначение. Счет - пред.собой совокупность записей, отслеживающих изменение в объеме определения, однородных по экон. содержанию средств компании, источников средств. План счетов КБ – систематизированный перечень счетов, который используется для регистрации операций банка, он служит для отображения бухгалтерской информации и является составной частью национальной системы бухгалтерского учета. Счета активов и обязательств в плане счетов для ком.банков расположены в порядке убывания ликвидности, что соответствует требованиям Положения о порядке формирования финансовой отчете в ком.банке. Активы и пассивы банка не классифицируются на текущие и долгосрочные ввиду того, что большинство из них может быть продано или погашено в ближайшем будущем. Структура плана счетов, состоит из 3 уровней: 1. Классы (включает 7 классов: активы, обязательства, капитал, доходы, процентные расходы , операционные расходы, забалансовые счета). 2. Группы 3. Балансовые счета Счета по своему характеру делятся на: Активные счета предназначены для отражения в учете активов предприятия. На этих счетах могут быть только дебетовые сальдо. Записи по дебету активного счета означает увеличение активов, а по кредиту их уменьшение. Пассивные счета предназначены для отражения в учете источников образования активов как: собственный капитал и обязательства. Постоянные ( счета бух.баланса) такие счета, которые имеют в конце отчетного периода остаток (сальдо) и предусмотрены для учета активов, обязательств и собственного капитала. Временные (счета ОПУ) называются счета, по которым остаток (сальдо) не имеется, ибо, они в течение отчетного периода учитывают доходы и расходы, в конце отчетного периода закрываются.
6. ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ коммерческого банка. Цель: Отчет о движении денежных средств - предоставление соответствующей информации о получении денежных средств в течение периода. Для достижения цели отчет о движении ден.средств показывает результаты операций с денежными средствами за период, финансовые операции, чистое уменьшение или увеличение денежных средств за период. Денежные поступления и выплаты за период о движении денежных средств классифицируются на 3 деятельности: 1.операционная деятельность – основная, приносящая доход: - денежные поступления от продажи товаров и предоставления услуг; -денежные поступления от аренды, гонорары, комиссионные и прочая выручка - денежные платежи поставщикам за товары и услуги; - денежные платежи служащим и от их лица; - денежное поступление и платежи страховой компании в качестве страховых премий и исков, 2.Инвестиционная деятельность – приобретение и реализация долгосрочных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам (легко конвертируются в наличную сумму денежных средств, краткий срок погашения, несущие риск с изменением процентных ставок). 3.Финансовая деятельность – деятельность, которая приводит к изменениям в размере и составе собственного капитала и заемных средств компании. Отчет составляется с учетом правил:
При использовании косвенного метода чистый поток денежных средств от операционной деятельности определяется путем корректировки чистой прибыли или убытка с учетом следующего:
4.Баланс ком.банка. Баланс – сгруппированная по счетам таблица о средствах банка (актив) и его ресурсах (пассив). Бух.баланс в банке составляется ежедневно. Структура: 1. Активы, расположенные по степени ликвидности.2. Обяз-ва группируются по степени срочности оплаты 3. Капитал Элементы балансового отчета (активы, обяз-ва, капитал) позволяют определить фин.положение банка. Активы - ресурсы, контролируемые компанией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение компанией экон.выгод в будущем (наличные ден.средства, кор.счета, долговые цен. бумаги, удерживаемые до погашения, торговые долговые и долевые ценные бумаги, депозиты в банках и других фин-кред. учреждениях, кредиты банкам и другим фин-кред.учреждениям, операции по РЕПО-соглашению, кредиты клиентам ,РППУ, осн.ср-ва и НМА, инвестиции и финансовое участие, проценты, начисленные к получению по ценным бумагам, прочие Обязательства (депозиты банков, депозиты клиентов, депозитные сертификаты, выпущенные долговые ценные бумаги, расч. (текущие) счета и депозиты до востребования клиентов, Кор.счета банков-нерезидентов, депозиты физ-их лиц, срочные депозиты клиентов, кредиты от банков и других фин-кред. учреждений, депозиты банков и других фин-кред. учреждений, комис.расходы. Капитал - прибыль (убытки) прошлых лет, прибыль (убытки) последнего отчетного года (акции, дополнительно внесенный капитал, резервы по переоценке, нераспределенная прибыль)
9.Учет кредитов коммерческого банка. Кредит – экономическая категория и его сущность заключается в собрании (аккумуляции) свободно денежных средств физических и юридических лиц и размещение их в экономический системе для расширенного воспроизводства на принципах срочности, возвратности и платности. Неклассифицируемую часть кредитного портфеля (вся сумма выданных кредитов - общие резервы):
Классифицируемую часть (специальные резервы):
- Сомнительные – как клиент не оплатил кредит за месяц - 50% - Потери – клиент не в состоянии платить кредит - 100% Согласно Стандартам бух.учета нужно создать резерв на покрытие возможных потерь по кредитам. Должны создавать резерв из своих доходов, в случае форс-мажорных обстоятельствах. Создание РППУ – расход, основанный на предложении, отраженном в отчете о прибылях и убытках. Размер РППУ должен ежемесячно пересматриваться на основе фактических выплат суммы основного долга и процентов по кредитам. По кредитным операциям 1.При выдаче кредита: Д-т. Кредит К-т. Денежные средства (корр.счет в банке) 2.Начисление процентов к получению: Д-т. Начисление % к получению К-т. Процентные доходы по кредитам 3.Получение процентов: Д-т. Денежные средства К-т. Начисленные % к получению 4.Возврат кредита: Д-т. Денежные средства К-т. Кредит 5.Создание РППУ: Д-т. Расходы на РППУ К-т. Общий (специальный) резер
11.УЧЕТ АРЕНДЫ. Аренда - это договор, по которому арендодатель передает арендатору в обмен на арендную плату или серию платежей право на использование актива в течение согласованного срока. Финансовая аренда - это аренда, по условиям которой происходит существенный перенос всех рисков и выгод, сопутствующих владению активом. Правовой титул в итоге может как передаваться, так и не передаваться. Операционная аренда - это аренда, отличная от финансовой. Все прочие виды аренды классифицируются как операционная аренда. Субаренда – это передача арендатором части арендованного имущества в аренду третьему лицу, при которой арендатор становится арендодателем по отношению к этому лицу, выступающему в роли арендатора. Началом срока аренды является она из двух дат: дата подписания арендного соглашения или иная дата, оговоренная в соглашении. Аренда в финансовой отчетности арендаторов Учет финансовой (капитальной) аренды в финансовых отчетах арендатора. Финансовая (капитальная) аренда учитывается арендатором как приобретение актива и принятие обязательства. Активы, принятые в финансовую (капитальную) аренду, учитываются, как основные средства в балансе арендатора и на них начисляется амортизация в соответствии с методикой расчета амортизации аналогичных собственных активов и одновременно, стоимость принятых на баланс активов учитываются в пассиве как задолженность перед арендодателем по капитальной аренде активов. Если нет достаточной уверенности в том, что арендатор станет владельцем арендованного имущества в конце арендного периода, актив должен быть полностью амортизирован за период, наименьший из срока аренды или срока полезной службы Учет операционной аренды для арендатора. При операционной аренде необходимо наличие арендного договора, требующего периодических выплат за использование основного средства в течение этого периода. 17.Учет основных средств в КБ. ОС банка включают в себя матер-ые активы. К ОС относятся благоустройства в арендованной собст-ти и активы полученные лизинга. Фин-кред. учреждения сами разраб-ют политику учета ОС на основании рекомендации НБ КР. ОС поступает в банк в результате: -покупки; Обмена; безвозмездно; стороитель-во. ОС банк приобретает на основании сметы утвержденный на тек год. При приобретении в учете ОС фиксируется по первонач ст-ти. Туда входят покуп цена, не возмещенные налоги, пошлина и сопутствующие затраты на приведение данных активов в раб состояние. ОС, к-ые получены в виде гранта учит-ся по обоснованной стоимости. Сопутствующие затраты списыв-ся на расходы. Последующие расходы увеличивают эффективность использования ОС или продлевает срок службы ОС. Послед затратам относят тек обслуживание, ремонт и кап затраты. Тех.обслуживание и ремонт представляют собой затраты по покраске, очистки, регулировки, смазки и др затраты, которые являются регулярными и предназначены для поддержания ОС в рабочем состоянии. Отличаются незначительными суммами, существенно не увеличивают срок службы актива. Данные расходы включают на операционные расходы КБ. Капитальные затраты должны относ/ся на стоимостьть ОС. Такие затраты являются редкими и продлевают срок службы ОС. Капитальным затратам относят: затраты по модернизации, замещению, кап ремонту, дополнению. Амортизация ОС начисляется с момента их приобретения систематически в течение срока службы ОС в зависимости от того, в течении какого периода времени банк предполагает их использовать. Решение о сроках амортизации оформляется официально и явл-ся основанием для учета Выбытие ОС может быть в следствии: *непригодности
для дальней использования
Бухгалтерские проводки по увеличению справедливой стоимости ЦБ, годных для продажи Д-т. Корректировка справедливой стоимости ЦБ, годных для продажи К-т. Резерв по переоценке ЦБ, годных для продажи Бухгалтерские проводки по снижению справедливой стоимости ЦБ, годных для продажи Д-т. Резерв по переоценке ЦБ, годных для продажи К-т. Корректировка справедливой стоимости ЦБ, годных для продажи Бухгалтерские проводки по прекращению признания ЦБ Д-т. Денежные средства Д-т. Доход/убытки от ЦБ К-т. ЦБ (отражается стоимость ЦБ) К-т. Начисленные проценты к получению
по ЦБ (стоимость начисленных К-т. Доход/убытки от ЦБ Цель аудиторской проверки вложений коммерческого банка в акции и облигации заключается в формировании аудиторского мнения в отношении правильности ведения коммерческим банком бухгалтерского учета операций с такими ценными бумагами и соответствия этих операций действующему законодательству. Проверка правильности выплаты дивидендов акционерам банка является вторым важным направлением аудита операций по акционированию. При этом проверяются: сроки выплаты, размер дивидендов, наличие решения акционеров об их отказе от получения дивидендов, правильность отражения начисленных и выплаченных дивидендов в учете. 18.Учет НМА КБ. Нематериальный актив - это идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий материально-вещественной формы. Некоторые нематериальные активы могут находиться на материальном носителе, например, программное обеспечение может быть записано на дискете либо встроено в аппаратную платформу, поэтому для того, чтобы надлежащим образом классифицировать актив необходимо решить, какой из элементов является более весомым. Методы амортизации Методы амортизации: прямолинейный метод, метод уменьшаемого остатка, метод начисления износа по выработке продукции. По умолчанию следует применять прямолинейный метод. Метод амортизации
выбирается на основе потребления экономических
выгод и последовательно Амортизация обычно признается в составе расходов компании. Однако иногда экономические выгоды, заключенные в активе, включаются в стоимость производимых активов, не приводя к появлению расходов. В этих случаях
амортизационные отчисления формируют
часть себестоимости таких Ликвидационная стоимость Ликвидационная
стоимость нематериального акти • есть обязательство третьей стороны приобрести актив по истечении срока его полезной службы, или • для актива существует активный рынок, а также: • ликвидационная стоимость актива может определяться на основе рыночных цен и • есть вероятность, что рынок будет существовать после истечения срока полезной службы актива. Амортизируемая стоимость актива определяется после вычета его ликвидационной стоимости. Наличие ликвидационной стоимости предполагает, что выбытие нематериального актива должно произойти до завершения срока его использования. 15.Учет и аудит кассовых операций коммерческого банка. К кассовым операциям банка относятся операции по приему и выдаче наличных денег. Рассчетное обслуживание – операции безналичные. Кассовое обслуживание – наличные деньги. К основным кассовым документам относят: 1.кассовые ордера: приходные, расходные; 2.объявление на взнос наличными; 3.чеки на получение наличных денег – это бланк строгой отчетности – эти чеки являются именными. Правило: нельзя заполнять чернилами, нельзя вносить изменения, печать должна быть четкая. Учёт кассовых операций в коммерческом банке имеет особенности – по характеру операций, отражающихся в бухгалтерском учёте, и по организации учётной работы, по форме и содержанию бухгалтерской и другой учётной документации, по основным бухгалтерским проводкам. Для работы бухгалтера необходимы четкие, детализированные, законодательно закреплённые указания по бухгалтерскому и налоговому учёту и контролю за совершением хозяйственных операций Эффективность
руководства деятельностью Учет кассовых операций проводится по счетам первого класса активов в группе - денежные средства. Счет называется «денежные банкноты и монеты кассы». Увеличение будет по Д-ту, уменьшение – по К-ту. Учет: 1.Банк оплатил по счету: Д-т денежные банкноты и монеты кассы К-т расходы сберегательные – относятся вклады, образовавшиеся с целью накопления или сохранения денежных сбережений. Сберегательные вклады населения классифицируются в зависимости от срока и условий вкладной операции: срочные; срочные с дополнительными взносами; условные; на предъявителя. Они вносятся и изымаются в полной сумме или частично и удостоверяются выдачей сберегательной книжки. Учет депозитов ведется по основной сумме согласно депозитному договору. Проценты по депозитам не выплачиваются до наступления срока выплаты. Банк должен учитывать ежемесячный процентный расход по размещенным депозитам. Процент к получению или выплате рассчитываться автоматически компьютерной системой банка. Бухгалтерский учет операций по начислению процентов по вкладам может осуществляться двумя способами: Кассовый метод - банк относит начисленные проценты по депозитам на его расходы, произведенные на дату их уплаты; метод начисления - все проценты, начисленные в текущем месяце не позднее последнего рабочего дня текущего месяца, относятся на расходы банка. Взнос вклада наличными
в кассу банка оформляется
следующей бухгалтерской Д-т Касса К-т депозит (пассивный счет) Начисление процентов: Д-т Начисление процентов к выплате К-т расход Выплата процентов: Д-т выплата процентов К-т касса При желании закрыть вклад клиент должен предоставить в банк договор о вкладе и вкладную книжку, которая должна быть погашена. Банк предлагает клиенту оформить расходный кассовый ордер на сумму вклада и процентов по нему. Простые и сложные проценты: Банк устанавливает 30 дней в месяц, 360 дней в год. Простые – начисление процентов определенное, каждый месяц. Сложные – к сумме каждый месяц начисляются проценты, к предыдущей сумме. Учет прибыли: Для учета чистой прибыли (убытка) текущего года предназначен счет «Прибыль последнего отчетного года». По дебету счета
«Прибыль (убытки) последнего отчетого
года» отражаются: чистый убыток банка
по результатам года, пренос суммы
объявленных к выплате дивиденд Учет дивидендов: Со счета «Прибыль (убытки) последнего отчетного года» выплачиваются дивиденды по итогпм работы за год. Сумма выплат всех дивидендов акционерам по результатам текущего года не может быть больше суммы кредитового остатка данного отчета. 19.Учет
доходов, расходов и фин. Проценты начисленные – это доходы банка. Доходы и расходы отражаются на счете прибылей или убытков периода к которому они относятся не зависимо от факта поступления или снятия средств. В отчете о прибылях
и убытках указываются процентн Чтобы в своих фин.отчетах отразить доход банк должен учитывать ежемесячный % доход, независимо от того, получен платеж или нет в течение месяца. Счет: «начисленные % к выплате», «начисленные % к получению». В банке расходы увелич.по дебиту, уменьш. по кредиту, доходы – наоборот. Начисление % проходит с 25по 30 число каждого месяца; получение % с 1 по 10. Взыскание процентов по кредитам, выданным заемщикам - клиентам банка, производится по счетам следующей проводкой: Д-т 20000 «Расчетный счет клиента» К-т 60500 "Процентные доходы по кредитам". При отсутствии средств на счетах клиентов суммы задолженности по начисленным процентам должны отразиться проводкой по следующим счетам: Д-т счет 80403 "Кредиты, не погашенные в срок". К-т счет 21114 "Доходы будущих периодов". При
поступлении средств на счета
клиентов появляется Д-т 20000 «расчетный счет клиента» К-т счет 80403 "Кредиты, не погашенные в срок ". Одновременно, сумма начисленных процентов зачисляется в доходы текущего периода и делается следующая проводка: Д-т счет 21114"Доходы будущих периодов", К-т счет 61099 "прочие доходы". Суммы начисленных процентов до зачисления их на счет 61099 не включаются в доход банка, формирующий конечный финансовый Покупка наличной валюты у клиента Дт Касса Кт Спот-позиция по валюте Кт Касса Спот покупка валюты у банков-корреспондентов кроме национального банка Дата сделки Дт Незавершенные спот покупки Дт Сомовый эквивалент спот
валюты Кт Спот-позиция по валюте Кт Незавершенные спот Дата валютирования Дт Счет НОСТРО Кт Незавершенные спот Кт Коррсчет в НБКР покупки валюты Спот покупка валюты у Национального банка Дата сделки Дт Незавершенные спот Дт Сомовый эквивалент спот
покупки валюты Кт Незавершенные спот Кт Спот-позиция продажи
валюты Дата осуществления предоплаты Дт Предоплата Дата валютирования Дт Счет НОСТРО /Касса Дт 21175 Незавершенные спот Кт Незавершенные спот Кт 11501 Предоплата покупки валюты
|