Лекции по "Основам аудита"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:32, курс лекций

Описание работы

Возникновение аудита. Необходимость аудита. Сущность аудита и его экономическая обусловленность. Пользователи материалов аудиторских заключений, их направленности и содержание. Цели и задачи аудита. Принципы аудита. Основные принципы проведения аудита. Связь аудита с другими формами экономического контроля. Государственный финансовый контроль. Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия. Судебно-бухгалтерская экспертиза. Отличие аудита от ревизии. Взаимосвязь аудита и бухгалтерского учета. Виды и классификация аудита.

Файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_Osnovy_audita.doc

— 696.00 Кб (Скачать файл)

Этические принципы аудита

Независимость аудитора - предполагает свободу аудитора от влияния давления, контроля, как со стороны проверяемого субъекта, так и со стороны любых третьим лиц. Независимость аудитора - отсутствие какого-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме; аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является; не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают  родственные отношения.

Честность аудитора - предполагает приверженность аудитора профессиональному долгу.

Объективность аудитора - беспристрастность аудитора при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.

Профессиональная  компетентность  аудитора - аудитор должен обладать необходимым объемом знаний и умением квалифицированно применять эти знания при рассмотрении конкретных ситуаций.

Добросовестность  аудитора- оказание аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей.

Конфиденциальность  информации - аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия проверяемого субъекта.

Профессиональное  поведение аудитора- принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков,  способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.

Основные  принципы проведения аудита

Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:

-определение  объема  аудита; ФПСАД  №1 «  Цель  и основные принципы аудита  финансовой      (бухгалтерской отчетности»

- планирование аудита; ФПСАД №3 «Планирование аудита»;

- оценка систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля;

-аудиторские доказательства; ФПСАД №5 «Аудиторские доказательства»

- аудиторская документация; ФПСАД №2 «Документирование аудита»

-аудиторское заключение . ФПСАД №6 «Аудиторское заключение  по финансовой  (бухгалтерской  отчетности»

 

 

 

Связь аудита с другими формами экономического контроля

Контроль — неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает реальную информацию о действительном состоянии управляемой системы.

Контроль  обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.

Существуют  различные принципы и классификации  основных видов и методов контроля, применяемых для осуществления финансового контроля и аудиторских проверок.

По организационным  формам контроль подразделяется на:

-государственный;

-ведомственный;

-вневедомственный;

-аудиторский;

-внутрихозяйственный;

-общественный.

Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Он в свою очередь подразделяется на общегосударственный (налоговый, таможенный, валютный и др.), бюджетно-финансовый (денежно-кредитный, административный и др.) и парламентский контроль.

Главной целью  государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачам финансовой политики государства.

Государственный контроль ведется в масштабе Российской Федерации и ее субъектов, а также на уровне местного (муниципального) самоуправления.

Государственный контроль осуществляют: Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (бывшее КРУ) - состоящий из Департамента государственного  финансового контроля и департамента бюджетного надзора, а также субъектов РФ, Федеральная таможенная служба,  Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю, Федеральная Налоговая служба, Министерство финансов РФ, контрольные органы  законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Ведомственный контроль — это внутренний контроль отдельных государственных ведомств (министерств, комитетов, департаментов) за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Его проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомства. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок. Целью осуществления ведомственного контроля является установление законности расходования государственных средств, полноты и своевременности исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета, рационального использования ресурсов и т.п.

Вневедомственный контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении различных предприятий и организаций. Примером вневедомственного контроля может являться судебно-бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Аудит также представляет собой форму вневедомственного контроля.

Аудиторский контроль представляет собой независимую проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и аудиторами (имеющими лицензию), по договору с заказчиком. Назначение аудиторского контроля — это удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.

Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности его организации определяются спецификой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, объемами и видами деятельности. Ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутрихозяйственного контроля несет руководство предприятия или организации. В экономическом субъекте в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть создана ревизионная комиссия, отдел «внутреннего аудита» или назначен ревизор.

Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу. Большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений.

В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий.

Предварительный контроль проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический, упреждающий характер. Его субъектами могут быть внутрихозяйственные планы, бизнес-планы, проектно-сметная документация, документы на выдачу денежных средств, на отпуск продукции и др. Цель предварительного контроля — предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономически нецелесообразные хозяйственные операции.

Текущий контроль, как правило, организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций. Именно поэтому текущий контроль называют также оперативным контролем. Действительно, этому виду контроля присуща максимальная оперативность. Субъекты текущего контроля значительно более разнообразны, чем предварительного.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций. Количество объектов последующего контроля определяется самим проверяющим исходя из различных факторов задач и целей проверки, финансовых затрат на его осуществление и др. Последующий контроль применяется и при проведении ревизии, и при организации аудиторской проверки. 

В зависимости  от    источников    информации контроль подразделяется на документальный и фактический.

Документальный контроль предусматривает использование первичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, составления учетных регистров и отчетности.

Фактическим является контроль, при котором количественное и качественное состояния проверяемого объекта устанавливаются путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и других способов проверки фактического состояния объектов. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, товарно-материальные ценности, готовая продукция, выполненные работы и услуги

Документальный  и фактический контроль тесно  взаимосвязаны и зачастую используются совместно, позволяя установить действительное состояние объекта проверки.

Применяемые методы контроля и система контрольных  действий позволяют организовать проверку, используя для этих целей ревизии, аудит, судебно-бухгалтерскую экспертизу, тематическую проверку, следствие, служебное расследование.

Ревизия — это система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором, за деятельностью подведомственных предприятий, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвовавших в их проведении. Ревизия проводится одновременно с внутриведомственным контролем, при организации финансового государственного контроля и др.

Аудит — независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов.

В условиях рыночной экономики значение аудита, как одной из форм экономического контроля, неуклонно возрастает. Это обусловлено практической необходимостью т.к. именно предприятие (хозяйствующий субъект) в первую очередь заинтересовано в том, чтобы подтвердить достоверность годового отчета предприятия, предоставляемого всем заинтересованным пользователям. Несмотря на тесную связь аудита с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия.

Судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций. Судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).

Аудитор может быть привлечен  в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Российской Федерации  не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.

В условиях рыночной экономики  значение  аудита неуклонно растет. Это обусловлено практической необходимостью  т.к. именно предприятие в первую очередь заинтересовано в том, чтобы  подтвердить достоверность годового отчета предприятия, предоставляемого  всем заинтересованным пользователям. Несмотря на тесную  связь аудита  с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия.

Отличительные черты аудита, ревизии, налоговых проверок и судебно-бухгалтерской экспертизы   представлены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Отличие  аудита от других видов контроля

 

 

Признаки

 

Аудит

 

Ревизия

 

Налоговая проверка

Судебно-бухгалтерская  экспертиза

             1

            2

                3

            4

           5

Право

Гражданское право на основе договоров

Административное право на основе законов и инструкций

Налоговое, уголовное право на основе законов и инструкций

Уголовное право  на основе законов и инструкций

Цели

Проверка  финансовой отчетности с целью выражения мнения о ее достоверности

Выявление и  оценка недостатков, нарушений, злоупотреблений, с целью их устранения и наказания виновных

Определение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей

Осуществление независимых экспертиз бухгалтерской отчетности, налоговых декларации, первичных документов с целью обоснования исковых требований, поданных в следственные или судебные органы

1

2

3

4

5

Задачи

Устанавливаются заказчиком  при заключении договора

Определяются  органом, назначившим ревизию

Налоговая проверка организаций проводится на основании решения руководителя налогового органа

Судебно-бухгалтерская  экспертиза организации проводится на основании постановления следователя или суда для сбора доказательств нарушений законодательства

Объект

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность

Устанавливается органом, назначающим проверку

Расчеты с  бюджетом

Исследование  конкретных фактов, определенных правоохранительными органами

Достаточность

Принцип разумной уверенности

Принцип максимально возможной точности в выявление виновных лиц и размера ущерба

Принцип максимально возможной законности и выявление налоговых правонарушений

Принцип максимально возможной точности и законности и выявление нарушений законодательства

Методы

Идентичны, но используются в различных пропорциях, исходя из  конкретно поставленных целей и задач

Имеются ограничения в части используемых методов проверки (нельзя проводить инвентаризации, получать информацию от 3-их лиц, привлекать экспертов и др.)

Управление

Связи горизонтальные, добровольные

                                      Связи вертикальные

Оплата труда

Заказчик  услуг или орган, нуждающийся в подтверждении достоверности отчетности

Государственный орган

Оплата производится за счет проверяемого субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг

Результат

Аудиторское заключение

Акт ревизии

Акт налоговой  проверки

Заключение  эксперта-бухгалтера

Информация о работе Лекции по "Основам аудита"