Лекции по "Основам аудита"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:32, курс лекций

Описание работы

Возникновение аудита. Необходимость аудита. Сущность аудита и его экономическая обусловленность. Пользователи материалов аудиторских заключений, их направленности и содержание. Цели и задачи аудита. Принципы аудита. Основные принципы проведения аудита. Связь аудита с другими формами экономического контроля. Государственный финансовый контроль. Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия. Судебно-бухгалтерская экспертиза. Отличие аудита от ревизии. Взаимосвязь аудита и бухгалтерского учета. Виды и классификация аудита.

Файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_Osnovy_audita.doc

— 696.00 Кб (Скачать файл)

-проверка ведения  бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;

-помощь в организации  бухгалтерского учета;

-помощь в восстановлении  и ведении учета, составлении  бухгалтерской (финансовой) отчетности;

-помощь в налоговом  планировании и расчете налогов;

-консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;

-экспертные оценки  и анализ результатов хозяйственной  деятельности;

-консультирование по  широкому кругу финансовых и  правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;

-разработка учредительных  документов и др.;

-предоставление информации  о будущих партнерах;

-информационное обслуживание  клиентов;

-другие услуги.

Все виды аудиторских услуг приведены  в Федеральном  Законе «Об аудиторской деятельности».

       

Профессиональный  кодекс этики аудитора.

Этика - это система  норм нравственного поведения человека или какой либо общественной или профессиональной группы. Поскольку в современном обществе деятельности аудиторов отводится весьма важная роль, существует объективная необходимость поддерживать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора. Для поддержания высоких моральных качеств и профессиональной ответственности аудиторов профессиональные аудиторские организации разрабатывают этические кодексы аудиторов.

Существует  международный этический кодекс аудитора и на его основе разработан Кодекс этики аудиторов России.

Кодекс этики аудиторов  России принят Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, протокол № 16 от 28 августа 2003 г., согласован с Координационным советом российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров, протокол № 2 от 25 июля 2003 г. Содержит 16 статей.

Кодекс устанавливает  правила поведения аудиторов России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности.

Основной   целью   аудиторской   профессии   является   деятельность специалистов       на       самом       высоком       профессиональном       уровне.

Для достижения профессиональных целей аудитор  обязан соблюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов. Такими фундаментальными принципами являются - честность; независимость; объективность; профессиональная компетентность и должная тщательность; конфиденциальность;  профессиональное поведение; регламентирующие документы.

Этический кодекс содержит следующие статьи:

  1. Честность и объективность.
  2. Разрешение этических конфликтов
  3. Профессиональная компетентность.
  4. Конфиденциальность.
  5. Налоговая практика.
  6. Аудиторская деятельность, осуществляемая вне территории России.
  7. Обеспечение публичности.
  8. Независимость.
  9. Привлечение экспертов для оказания профессиональных услуг.
  10. Гонорар.
  11. Деятельность, не совместимая с аудиторской практикой.
  12. Денежные средства аудируемой организации.
  13. Отношения с другими аудиторам.
  14. Реклама и предложение услуг.
  15. Представление информации.
  16. Принцип лояльности

 

Независимость аудитора.

В интересах общества все аудиторы и аудиторские организации должны быть не зависимы от аудируемых организаций и третьих лиц.

Под независимостью подразумевается;

-независимость мышления;

-независимость поведения.

Термин «независимость»  в каждом случае его применения может  иметь различное толкование, поскольку можно предположить, что лицо, высказывающее профессиональное суждение, должно быть свободно от всех экономических, финансовых и иных отношений. Но это невозможно, поскольку каждый член общества поддерживает отношения с другими лицами. Поэтому оценку значимости экономических, финансовых и иных отношений следует проводить с позиций того, что разумная и информированная сторона, располагающая всей надлежащей информацией, обоснованно сочтет неприемлемым.

Аудиторские заключения предоставляют  информацию широкому кругу потенциальных пользователей, поэтому помимо независимости мышления особо важное значение имеет независимость поведения. Следовательно, при работе с аудируемыми организациями, аудиторы должны быть не зависимыми от них.

Потенциальную угрозу независимости  представляют личная заинтересованность, заступничество, близкое знакомство и шантаж.

«Угроза личной заинтересованности»  возникает, когда аудитор или  аудиторская организация имеет возможность получить какие-то выгоды от наличия финансовой заинтересованности в аудируемой организации, или в иных случаях конфликта личных интересов с интересами аудируемой организации. К примерам ситуаций, в которых может возникнуть такая угроза, в частности, относятся:

- наличие прямой финансовой  заинтересованности или существенной  косвенной финансовой заинтересованности в аудируемой организации;

-предоставление кредитов или  гарантий аудируемой организации  или любому из членов ее Совета директоров (Наблюдательного совета) или должностных лиц или получение от них кредитов или гарантий;

-существенная   зависимость   от   общего   размера   гонорара,   получаемого   от аудируемой организации;

-тесные деловые отношения с  аудируемой организацией;

-возможность   получения   работы   на   предприятии   (организации)   аудируемой организации;

-зависимость размера гонорара от результата проверки.

«Угроза близкого знакомства»  возникает, когда в силу тесных деловых  отношений с аудируемой организацией, ее Советом директоров, должностными лицами или работниками аудиторская организация или аудитор начинают с излишней симпатией относиться к интересам аудируемой организации.

К  примерам  ситуаций,  в  которых  может возникнуть такая  угроза,  в частности, относится   давление   со   стороны   аудируемой   организации,   оказываемое   с    целью необоснованного сокращения объема работ для снижения размера оплаты услуг.

 

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ   АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Правовые основы  аудиторской деятельности в России.

2.2. Органы, регулирующие  аудиторскую деятельность в Российской  федерации.

 Уполномоченный  Федеральный орган - Минфин России.

2.3. Совет по аудиторской деятельности

  2.4. Аккредитованные   профессиональные  аудиторские объединения.

  2.5. Права, обязанности и ответственность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц

           2.6. Страхование профессиональной ответственности аудиторов. 

           2.7. Аудиторская тайна.

Правовые основы  аудиторской  деятельности в России

Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней.

Эта система  расположена сверху вниз. Каждый уровень обладает определенными видами документов, областью регулирования  и степенью их разработанности.

Первый (верхний) уровень включает:  Закон «Об аудиторской деятельности», Кодексы РФ, Указы Президента РФ.

Закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ  в России относится  к основным законодательным актам,  принят 30 декабря 2008  г. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для  РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля.

Второй  уровень - Постановления  Правительства РФ, нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования  аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.

К документам  третьего  уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные  для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принято Правительством РФ  31 федеральных стандартов.

Четвертый уровень - охватывает внутренние стандарты профессиональных объединений а также нормативные акты  министерств  и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Пятый уровень - внутренние стандарты  аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений  правил (стандартов) аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами  на базе  федеральных правил (стандартов).  Они обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации. Содержание и форма  таких документов - прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. Такие стандарты  определяют качество работы  и престиж аудиторских фирм.

 

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Уполномоченный Федеральный орган- Министерство финансов РФ

Для обеспечения   принципов  аудита   необходимо регулирование  аудиторской деятельности со стороны государственных органов  (государственное регулирование) и  общественных аудиторских организаций (саморегулирование).

Уполномоченный  Федеральный орган - совершенно новая структура, призванная осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности.

Во исполнение Закона «Об аудиторской деятельности» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, определяется Минфином России.

Основные функции органа по государственному регулированию аудиторской деятельности можно свести к следующим:

-издание в  пределах своей компетенции нормативных  правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

-организация  разработки и представление на  утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

-организация  в установленном законодательством  Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;

-организация  системы надзора за соблюдением  аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и 
условий;

-контроль  за соблюдением аудиторскими  организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской 
деятельности;

-определение  объема и разработка порядка  представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций 
и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности;

-ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных 
аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утвержденному уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, 
содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

-аккредитация профессиональных аудиторских объединений. 
Минфин России возложил выполнение данных функций на созданный в этом министерстве - Департамент  регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Данный департамент  является подразделением Министерства финансов РФ, обеспечивающим формирование, функционирование и развитие системы аудита в России. Основной задачей Департамента является обеспечение государственного регулирования  аудиторской деятельности в РФ и разработка единой политики в области аудита.

Департамент выполняет следующие основные функции:

-  разрабатывает и организует реализацию единой государственной

политики  в области аудита;

-обеспечивает  формирование законодательной, нормативной  и методологической базы аудиторской деятельности в РФ;

-организует  разработку через Совет по  аудиторской деятельности 
экспертизу и представление на утверждение Правительства РФ федеральных стандартов аудита;

-организует  и реализует системы обучения, аттестации и повышения 
квалификации аудиторов;

Информация о работе Лекции по "Основам аудита"