Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:48, курс лекций
1. Управленческий учет в информационной системе предприятия
Переход к рыночной экономике требует от организации значительного увеличения объема информации, возникающей как внутри предприятия, так и за его пределами. Со стороны внешних организаций также возникает определенный интерес либо к деятельности предприятия, либо к результатам его деятельности.
В отношении конкретного предприятия это может быть разнообразная информация. По большинству предприятий информационные потребности приблизительно одинаковы и их можно сгруппировать.
Доходы от реализации продукции |
|||||||||
- |
|||||||||
Переменные издержки производства |
Переменные издержки реализации |
I | |||||||
= |
|||||||||
Маржинальный доход |
|||||||||
- |
|||||||||
Постоянные прямые издержки производства |
Постоянные прямые издержки реализации |
II | |||||||
= |
|||||||||
Маржинальный вклад |
|||||||||
- |
|||||||||
Постоянные косвенные издержки: административные, производственные, сбытовые, исследовательские, конструкторские и т.д. |
III | ||||||||
= |
|||||||||
Чистый доход = Прибыль |
IV |
I – Переменные индивидуальные затраты;
II – Постоянные затраты,
III – Постоянные затраты по
местам возникновения и
IV – Чистый доход или прибыль
Учет возмещения постоянных затрат на производство – вариант, основная суть которого – в соединении учета переменных затрат с учетом полных затрат. Эта система имеет много общего с многоступенчатым учетом. Особенность заключается в применяемых учетных процедурах. Так, сначала сравнивают рыночную цену с себестоимостью, затем по каждой стадии производственного процесса устанавливается, в какой мере цена покрывает издержки. При неизвестной цене берут прямые переменные затраты на единицу продукции и на каждую следующую ступень добавляют постоянные затраты.
Учет возмещения предельных стандартных затрат на производство – вариант, основанный на предпосылке, что между объемом производства и затратами существует жесткая линейная зависимость. В этом случае выделяют постоянные и пропорционально переменные затраты по местам их возникновения. Расчет отклонений выполняют по методике нормативного учета, т.е. с помощью эластичной сметы. Фактические затраты рассчитывают с добавлением к сумме нормативных затрат выявленных отклонений.
Любое предприятие нуждается в постоянном наблюдении и контроле за результатами своей деятельности, чтобы вовремя установить правильность проводимой им политики, планов предпринимательской деятельности. Одной из важнейших проблем управления выступает инвестирование и получение доходов от инвестиций.
Решения об инвестициях являются наиболее рискованными, т.к. они вовлекают в производственный процесс значительную долю ресурсов текущего периода в расчете на получение дохода в предстоящем периоде. Краткосрочные решения касаются вопросов вклада единицы продукции в общую прибыль в результате управления ассортиментом продукции, объемом заказа, объемом спроса и продаж, себестоимостью и ценами, а также вопросов безубыточности производства и сбыта, производить или закупать и т.п. Они не затрагивают затрат на вложенный капитал. Долгосрочные решения о капитальных вложениях касаются инвестиций в основные фонды, НИОКР, рекламу и сооружение складских помещений.
Действия организации по инвестированию вследствие большого риска должны опираться на результаты анализа, которые учитывают фактор времени и альтернативность выбора решений.
Информационное обеспечение
Дифференцированными доходами называют такие поступления, величина которых при определенных условиях отличается от той, которая возможна при других условиях. При решении проблем альтернативного выбора в расчет принимается прибыль, полученная на вложенный капитал. Целью предприятия является максимизация прибыли на вложенный капитал, если они совместима с другими целями.
Анализ проблем инвестирования проводят в путь пять этапов:
1) определение проблемы;
2) выбор альтернативных решений;
3) измерение и оценка
4) отбор тех последствий,
5) принятие решения.
Дифференцированные издержки не отражаются в системе учета издержек на регулярной основе. Их состав подбирается для проведения анализа по каждой конкретной проблеме. В дифференцированные издержки включают только те статьи себестоимости, которые являются различными при разных условиях. Дифференцированные издержки всегда относятся к будущему и показывают какими они будут при определенной модели поведения. В большей мере это вероятностные издержки.
Общий подход позволяет сравнивать издержки с доходами. Во-первых, должны быть средства, предназначенные для инвестирования того или иного варианта, которые предоставляются в начале осуществления проекта. Во-вторых ожидается поток денежных средств при разных вариантах на протяжении нескольких лет в будущем как результат этих инвестиций. Эти две величины денежных средств - инвестиции и доходы в целях корректного сравнения сводят в эквивалентным величинам, рассчитанным на один и тот же момент времени.
Источниками информации служат прежде всего сметы инвестиций. Они представляют собой перечень проектов инвестирования, по которым было принято решение. Информацию дают многочисленные расчеты планового и аналитического характера, касающиеся размера и направлений инвестирования, нормы прибыли, чистой текущей стоимости, чистого приведенного эффекта, рентабельности, срока окупаемости, эффективности инвестиций, стоимости капитала, учетных ставок, дисконтируемой стоимости и т.д.
Определение путей сокращения издержек
и повышения эффективности
Первая концепция - основные (прямые) издержки.
Условия: подсчитанные цены и издержки, базирующиеся на точной информации об объеме производства, виде сырья и материалов, эффективности методов закупок; нормативы по рабочей силе, рассчитанные исходя из применяемой технологии, методов обработки, имеющегося оборудования, системы стимулирования; накладные производственные расходы, основывающиеся на заранее определенных или плановых стандартах.
Процедуры разработки мероприятий по снижению основных (прямых) издержек включают:
- прямые отклонения затрат по материалам и живому труду. Систематизация информации и анализ отклонений при закупке материалов относительно объемов и рыночной ситуации, методов и стоимости собственного производства; решение вопроса закупать или производить; регулирование стоимости рабочей силы; решение вопроса эффективности труда. Издержки могут быть сокращены благодаря улучшению хранения, переработки сырья, минимизации потерь при транспортировке, складировании и отходов при производстве;
- анализ нормативов затрат живого труда. Систематизация нормативно-справочной информации проводится с позиций полноты охвата производственных затрат труда; установленных и оптимальных методов производства и обработки; условий производства как имеющихся, так и стандартных;
- анализ стоимости продукта. Каждый вырабатываемый или планируемый к выпуску продукт рассматривается с точки зрения его общей стоимости и конкурентоспособности. Стоимость служит оценочным показателем конструкции отдельного продукта в сопоставлении с его внешним видом и спросом на него. Стоимостный анализ позволяет проанализировать выводы, прежде чем они сделаны, сравнить результаты альтернативных вариантов, ориентируясь на максимальную прибыль.
Вторая концепция – косвенные издержки.
Условия: труд вспомогательных рабочих, работа по обслуживанию и ремонту оборудования, вторичное сырье, поставки должны быть оценены как живой труд; использование методов гибкого планирования, когда изменяются цели или пересматривается основа расчета накладных расходов; применение стимулирующих контрольных планов сокращения накладных расходов, разработанных для всех производственных и непроизводственных отделов; регулирование материально-технического обслуживания на основе пересмотра нормативов времени вследствие повышения квалификации, приобретения трудовых навыков и т.п.; расчет регулирующих коэффициентов, позволяющих наладить процедуры контроля за издержками.
Процедуры разработки мероприятий по снижению косвенных (накладных) расходов включают:
- косвенные или вторичные отклонения затрат. Систематизация информации о производственном плане, об использовании производственных мощностей, о стандартах живого труда и анализ отклонений при благоприятных и неблагоприятных ситуациях по использованию производственных мощностей; утилизации оборудования; введении новой базы расчета нормативов накладных расходов;
- гибкое планирование и анализ нормативов для отделов и служб обслуживания. Анализируют жесткие и измененные цели, поставленные перед каждым производственным и непроизводственным отделом предприятия; определяют уровень регулируемых и нерегулируемых расходов; степень, полноту и соответствие распределяемых накладных расходов объему работ, выполняемых отделами и службами предприятия;
- анализ нормативов материально-технического обслуживания при принятии решения проводят в нескольких аспектах, исходя из основной задачи - увеличить объем производства, обеспечить максимальную производительность и качество.
- стимулирование сокращения накладных расходов может базироваться на снижении общих и почасовых расходов на материально-техническое обслуживание;
- анализ эффективности существующих норм основывается на расчете регулирующих коэффициентов. Важнейшими являются соотношение: эффективность производства; переменные издержки к объему реализации; прибыль по продукту к его стоимости; постоянные издержки к переменным; запланированная реализация продукции к фактической; запланированная (нормативная) себестоимость продукта к фактической и т.д.
- анализ рентабельности продукта с точки зрения исследования величины нормативных допусков и величины накладных расходов по продуктам. Общий ассортимент продукции рассматривается в направлении выделения маржинальных продуктов, выявления избыточных прямых накладных расходов.
Создание и хранение запасов сопряжено с большими затратами. Поэтому важно, чтобы при минимальных затратах был обеспечен уровень запасов производства, необходимый для выполнения целей предприятия, компании.
Управление запасами - это функциональная деятельность, цель которой - довести общую сумму ежегодных затрат на содержание, запасов до минимума при условии удовлетворенного обслуживания клиентов. Управление материальными запасами подразделяется на две области - плановое управление и непосредственное управление производством.
Плановое управление состоит из: определение целей и задач моделей управления запасами; поиск путей поддержания оптимального запаса; сбор данных о нормированных и фактических запасах; выбор вариантов действий; принятие решений. Процедуры контроля и регулирования содержат: сравнение фактических запасов с оптимальным уровнем; процедуры заявок, поставок и отпуска материалов; сравнение фактических запасов с уровнем заказа. Плановое управление включает процедуры поддержания достаточного запаса каждого вида сырья и материалов, покупных деталей и вспомогательных материалов, необходимых для производства данного продукта. Чрезмерное образование запасов приводит к увеличению денежных ресурсов в обороте и замедлению их оборачиваемости, к снижению дохода на вложения в оборотные средства, повышению суммы налога на имущество.
Управление запасами можно разделить на технику управления запасами и практику управления ими. Техника управления запасами включает определение следующих показателей: продолжительности страховых циклов; продолжительности циклов поставки; размера заказываемых партий, суммарного цикла заказа (продолжительность страхового цикла и цикла поставки). Установление оптимального запаса является базой контроля.
Практика управления запасами заключается в изменении условий или в разработке мероприятий в целях уменьшения общей ежегодной суммы затрат на обеспечение запасов. Объем капиталовложений в запасы, необходимые для удовлетворения предполагаемого спроса, и ежегодная общая сумма затрат на обеспечение запасов зависят от целого комплекса мероприятий, условий и решений.
Для того чтобы найти возможности для таких изменений, необходимо рассмотреть влияние следующих видов деятельности на ежегодную общую сумму затрат на обеспечение запасов: проектирование изделий; составление спецификаций; выбор оборудования; проектирование инструментов; планировка предприятия в пространстве; выбор места для предприятия; размещение складов; выбор поставщиков; выбор методов транспортировки; заключение договоров с поставщиками; планирование организации работ; выбор методов управления производством; определение объема поставок; пересмотр объема поставок; пересмотр сроков поставки; выбор методов прогнозирования; подготовка данных для прогноза.