Лекции по "Управленческому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:48, курс лекций

Описание работы

1. Управленческий учет в информационной системе предприятия
Переход к рыночной экономике требует от организации значительного увеличения объема информации, возникающей как внутри предприятия, так и за его пределами. Со стороны внешних организаций также возникает определенный интерес либо к деятельности предприятия, либо к результатам его деятельности.
В отношении конкретного предприятия это может быть разнообразная информация. По большинству предприятий информационные потребности приблизительно одинаковы и их можно сгруппировать.

Файлы: 1 файл

2.doc

— 530.00 Кб (Скачать файл)

Анализ динамики себестоимости  продукции дает представление об эффективности механизма хозяйствования как предприятия, так и производственного  подразделения. Анализ представляет собой инструмент управления формированием прибыли по принципу:

Издержки ® Объем производства ® Прибыль.

Эта формула управления требует  наличия информации об издержках, нормативах, отклонениях от стандартных норм и смет данных о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, учете результатов реализации по видам изделий. На величину валовой прибыли влияют следующие группы факторов:

- отклонения по выручке от  реализации продукции; 

- отклонения от норм производственных затрат;

- отклонения от норм затрат  по реализации продукции. 

Система анализа состоит из трех элементов исследования:

горизонтального анализа - выявление отклонений от прошлого периода или смет за отчетный год;

вертикального анализа - исследование составных частей каждого показателя и их изменений в общем размере отклонений;

трендового  анализа - изучение динамики изменений за ряд отчетных периодов.

Цель анализа динамики затрат - установление цены на продукты путем  подбора большого количества факторов, позволяющих поддерживать доставочный для предприятия уровень эффективности производства. Как форму предварительного контроля затрат анализ динамики издержек использует два подхода к реализации цели: поиск путей снижения затрат в процессе разработки изделия; выявление путей снижения затрат в процессе производства. Этим двум направлениям анализа и подчинена классификация затрат для принятия управленческих решений.

Принятие решений на длительный период требует применения первою подхода, а для краткосрочных решений в анализе динамики издержек необходим второй подход.

Исследование динамики издержек содержит анализ:

- эффективности функционирования  предприятия и отчетов по исполнению смет;

- сравнения за ряд отчетных  периодов финансовых смет, отклонений  от нормативов;

- расходов, связанных с ремонтом, приобретением и содержанием  оборудования;

- расширения предприятия для  снижения совокупных издержек  производства;

- необходимости снятия с производства  определенных продуктов для повышения  прибыли при оставшемся ассортименте;

- увеличения объема реализации  отдельных продуктов при снижении  на них цен в целях перераспределения накладных расходов;

- качества и сроков годности материалов, находящихся в запасе;

- списания незавершенного производства  по аннулированным заказам; 

- расходов на упаковку и доставку  продукции до потребителя;

- освоения выпуска новых продуктов  и проведения исследовательской  работы;

- оценки и подготовки персонала;

- тенденций получения прибыли  и общей финансовой политики  предприятия с учетом результатов  предыдущего периода.

Главной частью анализа является выбор  продуктов. Признаки выбора:

- признак конкурентоспособности;

- признак валовой прибыли основывается на величине объема производства;

- высокий или низкий уровень  переменных и постоянных издержек.

Особый методический прием выбора продуктов – метод анализа  стоимости, который означает изыскание  путей снижения издержек путем проверки возможностей замены частей продукта или изменения в чертежах. Другой важный момент анализа - исследование с точки зрения использования производственных мощностей.

 

42. Анализ безубыточности производства и CVP-анализ

Анализ величины объема, издержек производства и прибыли представляет собой анализ соотношения между суммовыми затратами, доходами и объемом производства предприятия (CVP-анализ).

В целях изучения зависимости между  зависимости между изменениями  объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определять критические точки. Критической считается точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации.

Анализ безубыточности является вариантом  CVP-анализа. Отличие между двумя методами заключается в разных формах представления и анализа данных, а также в различных областях соотношений, на которых сосредоточен каждый из методов. Исследование такого соотношения может быть использовано предприятием при учете предположительного и ограниченного анализа различными способами:

1. Сметное  планирование - анализ CVP может быть использован для прогнозирования объема продаж, необходимого предприятию для безубыточного ведения дела ил получения определенной суммы прибыли.

2. Установление  цен - цена, устанавливаемая предприятием на свой товар или услугу, должна быть достаточна для покрытия суммовых затрат предприятия при ожидаемом объеме продаж по данной цене. CVP-анализ охватывает издержки, объем производства и прибыли и таким образом может быть использован для прогнозирования общей прибыли, которую предприятие получит при различных продажных ценах.

3. Решение  о структуре затрат - структура затрат предприятия, т.е. доля возникающих постоянных и переменных затрат влияет на точку безубыточности и прибыльность предприятия при различных уровнях деловой активности. CVP-анализ может быть использован для оценки воздействия изменений в структуре затрат на общую прибыльность предприятия.

4. Решения  по объемам продаж - CVP-анализ может быть использован для оценки воздействия изменений в структуре затрат на общую прибыльность предприятия.

Основными допущениями, на которых основывается CVP-анализ являются:

1) все затраты могут быть рассмотрены  либо как постоянные, либо как  переменные;

2) постоянные затраты не изменяются  вместе с изменениями объема  производства;

3) переменные затраты на единицу  продукции являются постоянными,  т.е. суммарные переменные затраты изменяются вместе с объемом производства;

4) продажная цена единицы продукции  является постоянной;

5) объем производства является  единственным фактором, влияющим  на изменение затрат и доходов предприятия;

6) объем продаж равен объему  производства, т.е. в течение рассматриваемого периода изменений в уровнях запасов не происходит;

7) ассортимент продукции на предприятии  где производится ряд различных  товаров ил оказывается несколько  видов услуг, является неизменным. Переменные затраты и продажная цена на единицу продукции, используемые для анализа, представляют собой средневзвешенный показатель затрат на различные единицы продукции и цен на соответствующие товары или услуги;

8) если продажи равны нулю, тогда  маржинальный доход (валовая прибыль) также равен нулю. Из-за нулевого объема продаж должен получаться убыток, понесенный предприятием за период времени, равный сумме постоянных затрат за этот период;

9) суммарные затраты, т.е. общие  постоянные и переменные затраты  увеличиваются или уменьшаются на величину удельных переменных затрат при каждом повышении или снижении соответственно на единицу продукции приведет к росту общей суммы прибыли предприятия на величину, равную удельному маржинальному доходу.

Недостатки CVP-анализа:

1) постоянные затраты являются неизменными только в течение короткого периода времени и при ограниченных уровнях деловой активности;

2) удельные переменные затраты  являются постоянными только  в течение короткого периода  времени и невозможно всегда  прогнозировать увеличение затрат на зарплату и материалы, которые будут влиять на переменные затраты;

3) продажная цена единицы продукции  является постоянной только в  течение короткого периода времени;

4) помимо объема производства  на затраты и доходы предприятия  оказывают воздействие другие факторы, например, производительность, рыночные факторы и т.д.;

5) как бы хорошо не был налажен  процесс планирования на предприятии,  объем производства очень редко точно соответствует продажам. Некоторые предприятия чаще производят для пополнения запасов, чем для продаж. И поэтому уровни запасов скорее отражают уровни будущих продаж, нежели текущих;

6) ассортимент продукции редко  остается неизменным.

CVP-анализ является грубым инструментом для руководства при планировании и принятии решений.

В международной практике для определения  критической точки используются методы уравнения, маржинального дохода, графический.

Метод уравнения: чистая прибыль от реализации = выручка от реализации - переменные затраты за объем реализации - постоянные затраты в общей сумме. Или: чистая прибыль от реализации = (количество единиц ´ цена единицы продукции) - (количество единиц ´ переменные расходы на единицу) - постоянные затраты в общей сумме.

Метод маржинального  дохода - разновидность метода уравнения основывается на формуле: маржинальный доход = выручка от реализации - переменные затраты на этот же объем реализации, тогда критическая точка = постоянные расходы в общей сумме / маржинальный доход на единицу.

Маржинальность  продукта - это маржинальный доход, приходящийся на единицу продукции, выраженный в процентном соотношении к выручке (цене).

Графический метод выявляет теоретическую зависимость совокупного дохода от реализации, издержек и прибыли от объема производства на основе построения графиков экономической и бухгалтерской моделей безубыточности.

Возрастающий  эффект масштаба - переменные издержки на единицу продукции резко возрастают за пределами эффективного уровня производства вследствие дефицита ресурсов и кризисных ситуаций.

Отрицательный эффект от масштаба - переменные издержки на единицу продукции выше при низких уровнях производства и выравниваются при наиболее эффективном уровне производства.

 

43. Принятие решений по производству новой продукции

Выработка концепции производства нового продукта требует подробного анализа проводимой политики, планов и опыта работы. Важным при этом является определение - совершенно новый продукт или модификация уже производимого продукта.

Новым называют продукт, который обладает новыми свойствами и добавляется к существующему ассортименту. Изделия могут быть абсолютно новыми или состоять из комбинаций новых приспособлений и механизмов без изменения самом продукта. Производство абсолютно новых продуктов требует инвестиций. Поэтому принятие решения по производству новой продукции опирается на процедуры принятия решения по инвестициям, осуществляется на высшем уровне управления предприятием.

Инновационная политика в области  разработки новой продукции задает вид, объем и содержание информации, необходимой для принятия решения. Процесс инноваций можно подразделить на шесть этапов.

1. Сбор и систематизация информации  о технологических изменениях  на рынке, нововведениях, поступающих из отделов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), маркетинговых подразделений, аппарата отдела сбыта, торговых посредников, покупателей; сбор и систематизация информации о потенциальных возможностях предприятия в отношении разработки и освоения новой продукции, определение степени и размеров риска; о целевых рынках и тенденциях их развития.

2. Отбор информации, касающейся  идей нового продукта, определение  возможностей и практической  реализации идей; выявление общности  и различий в технологии новых  и старых продуктов; соответствие  новой продукции специализации  предприятия; определение патентной чистоты будущем изделия.

3. Анализ экономической эффективности  нового продукта проводится вместе  с разработкой программы маркетинга: техническая разработка проекта новой продукции; выбор технико-экономических характеристик продукта, оценка его качества и потребительских свойств; оценка спроса и объема продаж; определение расходов на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции; наличие необходимых ресурсов для производства новой продукции; сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок; анализ и оценка прибыльности производства новой продукции.

4. Организация производства нового  продукта - планирование объема производства  каждому производственному подразделению,  занятому производством нового  изделия; создание образца и проведение технических испытаний на экологичность, безопасность и пр.; разработка наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки.

5. Исследования на ограниченном  рынке относительно цены на  продукт и других коммерческих условий (предоставление скидок с цены, коммерческого кредита и т.п.) в течение не менее трех месяцев; выбор оптимальных каналов реализации; выбор средств и методов рекламы.

6. Принятие решения о запуске  нового продукта в производство (массовое, серийное) на основе расчетов объема продаж, рентабельности продукции, степени удовлетворения спроса и предложения, стабильности связей с покупателями; производственных мощностей, ресурсов, квалификационного состава персонала; общей суммы инвестиций в производство и сбыт, источников финансирования, предполагаемых результатов по прибыли или убыткам на расчетный период.

В качестве важнейшего критерия принятия решения используется оценка влияния  внедрения нового продукта на объем  реализации в целом по предприятию и объем реализации других изделий, а также оценка времени окупаемости затрат на разработку, производство, сбыт, рекламу (обычно считается не более пяти лет, включая трехлетний период от начала массового производства до момента безубыточности).

Существуют различные методы оценки эффективности разработки нового продукта:

- экспертная оценка;

- ожидаемая норма прибыли; 

- вероятностный подход;

- оценка динамики ожидаемой  прибыли; 

- многомерность критериев оценок: притягательность отрасли, влияние и проникновение в нее конкурентов; возможности использования новых разработок для усовершенствования уже производимых товаров; влияние производства и сбыта нового продукта на финансовое положение предприятия.

Информация о работе Лекции по "Управленческому учету"