Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:01, курсовая работа
Цель исследования: исследовать теоретические основы выявления маржинального дохода и разработать рекомендации по его формированию, обеспечивающему увеличение прибыли предприятий. С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть экономическую сущность маржинального дохода и определить подходы к его оценке.
2. Исследовать практику выявления и обосновать основные направления совершенствования механизма формирования маржинального дохода.
3. Разработать методы оценки и систему показателей маржинального дохода.
4. Разработать методику анализа формирования маржинального дохода с целью выявления его состава, структуры, и приоритетных источников формирования.
5. Разработать схему управления формированием маржинального
дохода промышленных предприятий.
Введение.
Глава 1.Понятие и экономическая сущность маржинального дохода.
Глава 2. Влияние маржинального дохода на безубыточность производства.
Глава 3. Маржинальный доход, как инструмент оценки финансовых результатов.
Глава 4. Расчет маржинального дохода как важнейший фактор совершенствования деятельности предприятия.
Заключение.
Список литературы.
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
на тему:
Маржинальный доход и ставка покрытия
Ульяновск
2009
Содержание
Введение.
Глава 1.Понятие и экономическая сущность маржинального дохода.
Глава 2. Влияние маржинального дохода на безубыточность производства.
Глава 3. Маржинальный доход, как инструмент оценки финансовых результатов.
Глава 4. Расчет маржинального дохода как важнейший фактор совершенствования деятельности предприятия.
Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе экономического реформирования и рыночной трансформации России значение управления внутренними и внешними факторами, воздействующими на деятельность хозяйствующих субъектов, возрастает, поскольку предприятия вынуждены функционировать в условиях неопределенности и нестабильности, свойственных рыночной децентрализованной системе. В такой ситуации на эффективность хозяйствования существенное влияние оказывает принятие грамотных, обоснованных управленческих решений. Необходимым условием обоснования управленческих решений является оценка экономического эффекта от хозяйственной деятельности на основе соизмерения результатов и затрат.
На российских предприятиях для оценки экономического эффекта, основанного на соизмерении результатов и затрат, традиционно применяются показатели прибыли. Однако этого недостаточно, поскольку расчет прибыли затрудняет проведение оперативного анализа вследствие того, что определение полной себестоимости, необходимой для расчета прибыли, возможно только по окончании отчетного периода работы предприятия. Кроме того, прибыль является синтетическим показателем, характеризующим эффект всей хозяйственной деятельности предприятия, в то время как расчет прибыли от отдельных видов деятельности требует распределения косвенных затрат между объектами калькулирования, что может исказить себестоимость отдельных видов деятельности и, соответственно, повлиять на величину прибыли от их реализации.
Наряду с применением
Существующие расхождения в
трактовке понятия
1. Раскрыть экономическую
2. Исследовать практику
3. Разработать методы оценки и систему показателей маржинального дохода.
4. Разработать методику
анализа формирования
5. Разработать схему управления формированием маржинального
дохода промышленных предприятий.
Предмет исследования - механизм формирования маржинального дохода и прибыли предприятий.
1.Понятие и экономическая сущность маржинального дохода
Прибыль является важным источником финансирования развития предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность на условиях полной самоокупаемости. Прибыль промышленных предприятий формируется как в основной, так и в не основной деятельности.
В основной деятельности промышленных предприятий экономический эффект оценивается по показателям валовой прибыли и прибыли от реализации продукции (оказания работ, выполнения услуг) [4]. Валовая прибыль определяется как разность между выручкой от реализации продукции без косвенных налогов и производственной себестоимостью продукции (без учета общехозяйственных и коммерческих расходов). Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между валовой прибылью и общехозяйственными и коммерческими расходами.
В не основной деятельности промышленных предприятий прибыль формируется от реализации имущества, от торговых операций, операций на фондовом рынке, от участия в уставных капиталах сторонних организаций, операций по предоставлению займов как формы финансовых вложений.
В сумму прибыли включаются результаты от внереализационных операций: суммы штрафов, пеней, неустоек полученных и уплаченных, процентов, полученных за размещение денежных средств на депозитах банком процентов, уплаченных за привлечение средств, прочих платежей за счет собственных средств.
Любая хозяйственная операция промышленных предприятий связана с затратами на ее осуществление. По способу включения в себестоимость отдельных хозяйственных операций затраты принято делить на прямые и косвенные. Прямые затраты непосредственно включаются в себестоимость хозяйственных операций, тогда как косвенные затраты распределяются между хозяйственными операциями в основной деятельности, поскольку прибыль от основной деятельности занимает наибольший удельный вес в структуре прибыли от хозяйственной деятельности промышленных предприятий.
Применение показателей прибыли для обоснования управленческих решений затруднено по ряду причин. Поскольку при определении прибыли в расчет принимаются постоянные затраты, прибыль на единицу продукции зависит от изменения объема производства. По этому поводу Н. Г. Чумаченко отмечает, что «…прибыль на единицу продукции без указания к какому объему и составу продукции она отнесена, теоретически несостоятельна». В зависимость от изменения объема производства попадают и показатели эффективности» рассчитанные на основе прибыли. Так, рентабельность реализованной продукции при разных объемах производства различна, поскольку ее расчет основан на сопоставлении прибыли и выручки от продаж. В связи с тем, что с ростом объема продаж снижается доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции, рост прибыли опережает рост выручки, что обусловливает зависимость рентабельности продаж от изменения объема продаж. Зависимость прибыли и рентабельности продукции от изменения объема продаж осложняет принятие оперативных и прогнозных управленческих решений, поскольку создает неопределенность при оценке доходности отдельных видов продукции, работ, услуг.
Применение маржинального дохода дополнительно к показателю прибыли позволяет более точно оценить доходность отдельных хозяйственных операций и устранить неопределенность в ее оценке при обосновании оперативных и прогнозных управленческих решений. Рассматривая маржинальный доход как промежуточный финансовый результат, его можно оценивать на основе сопоставления выручки и прямых затрат, что позволяет избежать распределения косвенных затрат и искажения величины экономического эффекта от отдельных хозяйственных операций.
Обычно оперативная и перспективная оценка маржинального дохода основана на исследовании зависимости между затратами, объемом производства и прибылью. Исследование этой зависимости осуществляется в рамках бухгалтерской модели анализа, которая построена на ряде ограничений [3, с. 87].
- переменной величиной
в зависимости «затраты —
- исследуется единственное
изделие или постоянная
- затраты на производство и реализацию продукции можно точно разделить на постоянные и переменные по отношению к изменению объема производства;
- анализируется только
тот диапазон объемов
- полная себестоимость
продукции есть линейная
В рамках этих ограничений переменные затраты на единицу продукции и цена продукции постоянны; соответственно, маржинальный доход на единицу продукции также постоянен при любом объеме производства. Следовательно, доля маржинального дохода в выручке также не зависит от изменения объема производства, поскольку увеличение объема производства при прочих равных условиях приводит к прямо пропорциональному увеличению переменных затрат и выручки. При расчете относительной величины прямо пропорциональное изменение числителя и знаменателя не изменяет показателя, и доля маржинального дохода в выручке при соблюдении указанных ограничений постоянна при любом объеме производства.
Расчет показателя маржинального дохода имеет бесспорную практическую значимость, однако, его применение затруднено тем, что имеют место различные трактовки понятия маржинального дохода. В экономических словарях и в учебных пособиях по экономической теории под маржинальным (предельным) доходом понимается «...изменение общего дохода (выручки), возникшее в результате продажи дополнительной единицы произведенной продукции» [8, с. 109]. Другие авторы понимают под маржинальным доходом экономический эффект, рассчитанный на основе сравнения выручки и затрат. Так, Ковалев В. В. , Бланк И. А., Энтони Р., Рис Дж. понимают под маржинальным доходом разность между выручкой и переменными затратами. При расчете маржинального (предельного) дохода выручка не сопоставляется с затратами, что отличает понятие маржинального дохода как предельной величины от маржинального дохода, определяемого на основе сравнения выручки и затрат.
Поскольку предельная маржа представляет собой разность предельного дохода и предельных затрат, ее величина не должна быть отрицательной. Превышение предельного дохода над предельными затратами является необходимым условием обоснования решений о производстве дополнительного количества продукции.
Под маржинальным доходом большинство авторов понимает разность между выручкой и переменными затратами. Это же содержание вкладывается в понятие маржинальной прибыли. Относительно понятия валовой маржи существуют расхождения. В частности, Е.С. Стоянова и Е. В. Быкова полагают, что понятие валовой маржи имеет то же содержание, что и маржинальный доход и маржинальная прибыль. Однако Ч. Г. Хоргрен утверждает, что в отличие от маржинального дохода «...валовая маржа, или валовая прибыль, исчисляется как разница между выручкой и цеховой (производственной) себестоимостью реализованной продукции (включая постоянные косвенные производственные расходы)» [12, с. 252]. Под маржой (или маржинальным вкладом) Ткач В. И. и Ткач М. В. понимают разность между выручкой и переменными затратами, при этом авторы выделяют несколько видов полумаржи:
- полумаржа I- разность между выручкой от реализации изделия и прямыми затратами на изделие;
- полумаржа II- разность между выручкой от реализации всего ассортимента продукции и прямыми затратами на весь ассортимент продукции;
- полумаржа III- разность между выручкой от хозяйственной деятельности предприятия и прямыми затратами на хозяйственную деятельность;
- полумаржа IV- разность
между выручкой от
Помимо вышеперечисленных, аналогами маржинального дохода являются:
- валовая прибыль - разность между выручкой и переменными затратами;
- сумма покрытия I- разность между выручкой и переменными затратами и сумма покрытия II- разность между суммой покрытия I и «специальными» постоянными затратами, под которыми понимаются прямые постоянные затраты.
- контрибуция — разность между выручкой и переменными затратами/
Однако общий для всех определений маржинального дохода признак -неполная себестоимость - в каждом случае проявляется по особому, с различными вариациями, что свидетельствует о наличии различных видов.
Маржинальный доход (англ. marginal revenue дословно «предельный доход»), изменение общего дохода (выручки) из-за продажи дополнительной единицы произведенной продукции. Маржинальный доход (одна из категорий экономической теории маржинализма, в основе которой лежит анализ предельных величин (предельная полезность и др.), или маржинальный анализ.