Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:01, курсовая работа
Цель исследования: исследовать теоретические основы выявления маржинального дохода и разработать рекомендации по его формированию, обеспечивающему увеличение прибыли предприятий. С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть экономическую сущность маржинального дохода и определить подходы к его оценке.
2. Исследовать практику выявления и обосновать основные направления совершенствования механизма формирования маржинального дохода.
3. Разработать методы оценки и систему показателей маржинального дохода.
4. Разработать методику анализа формирования маржинального дохода с целью выявления его состава, структуры, и приоритетных источников формирования.
5. Разработать схему управления формированием маржинального
дохода промышленных предприятий.
Введение.
Глава 1.Понятие и экономическая сущность маржинального дохода.
Глава 2. Влияние маржинального дохода на безубыточность производства.
Глава 3. Маржинальный доход, как инструмент оценки финансовых результатов.
Глава 4. Расчет маржинального дохода как важнейший фактор совершенствования деятельности предприятия.
Заключение.
Список литературы.
Термин маржинальный доход, от англ. marginal revenue, используется в двух значениях:
-предельный доход — дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара.
-доход, полученный
от реализации после
Это разночтение обусловлено многозначностью английского слова marginal:
-предельный, отсюда происходят слова «маргинал, маргинальный» — находящийся на границе, на пределе общепринятого;
-изменение, разница, отсюда происходят слово «маржа» — разница процентных ставок и т.п.
Формула расчета маржинального дохода ( маржинальной прибыли):
TRm = TR - TVC, где
TRm — Маржинальный доход
TR — Доход (total revenue)
TVC — Переменные затраты (total variable cost)
Таким образом маржинальный доход это постоянные затраты и прибыль. Часто вместо маржинального дохода используется термин «вклад на покрытие»: маржинальный доход — это вклад на покрытие постоянных затрат и формирование чистой прибыли.
Формула расчета маржинального дохода не показывает его зависимость от постоянных затрат, переменных затрат и цены. Но в примерах расчета маржинального дохода видно, что эта зависимость есть.
Маржинальный доход особенно интересен в том случае, если на предприятии выпускают несколько видов продукции и необходимо сравнить, какой вид продукции дает больший вклад в общий доход. Для этого вычисляют, какую часть составляет маржинальный доход в доле выручки (дохода) по каждому виду продукции или товару.
2. Влияние маржинального дохода на безубыточность производства
Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности (деловой активности) организации.
Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.
По существу анализ сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия) такого объема производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, т. е. предприятие уже не несет убытков, но еще не имеет прибылей.
В системе бухгалтерского
управленческого учета для
1) математический метод (метод уравнения);
2) метод маржинального дохода (валовой прибыли);
3) графический метод.
Математический метод (метод уравнения). Для вычисления точки безубыточности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:
Выручка от продаж продукции (работ, услуг)-Совокупные переменные расходы -Постоянные расходы =Прибыль
Цена единицы продукции *Х-Переменные расходы на единицу продукции *Х - Постоянные расходы = Прибыль,
где Х-объем реализации в точке безубыточности, шт.
Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (Х),а правая часть- прибыль -приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета- в определении точки, где у предприятия нет прибыли):
Х*(Цена единицы продукции-Переменные расходы на единицу продукции) - Совокупные постоянные издержки=0
При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции. (Следует помнить, что маржинальный доход – это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными издержками). Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:
Х= Совокупные постоянные издержки/Маржинальный доход на единицу продукции, шт.
Пример. В качестве исходных взяты данные организации, занимающейся оптовой торговлей сантехникой, закупаемой по импорту. Предположим, что реализуется только один вид комплекта сантехники.
Для простоты расчетов все расходы и продажные цены приведены без НДС, так как этот налог рассчитывается самостоятельно и не влияет на прибыль. Закупочная цена включает таможенные платежи и сборы. Ставки налогов с фонда оплаты труда и объема реализации принимаются приблизительно.
К переменным издержкам отнесены услуги банка по конвертации валюты и процента по краткосрочным кредитам, поскольку они зависят от объема импортируемых товаров. Все остальные расходы считаем постоянными для определения приемлемого диапазона товарооборота (масштабной базы).
Таблица 1.
Исходные данные для расчета, руб.:
Постоянные расходы (в месяц): |
Руб. |
Переменные расходы (за штуку): |
Руб. |
Аренда офиса |
8000 |
Закупочная цена |
600 |
Заработная плата персонала |
4000 |
Услуги банка по конвертации валюты (0,5%) |
3 |
Налоги на ФОТ (40%) |
1600 |
Проценты за кредит (2%) |
12 |
Складские расходы |
3500 |
Налоги с товарооборота, включаемые в издержки обращения (2,5%) |
15 |
Абонентная плата за телефон |
1000 |
|
|
Амортизация основных средств и нематериальных активов |
800 | ||
Реклама |
800 | ||
Услуги банка |
300 | ||
Хозяйственные расходы |
1000 | ||
ИТОГО |
21000 |
ИТОГО |
630 |
Цена реализации одного комплекта сантехники- 700 руб., текущий объем реализации – 350 комплектов.
Приемлемый диапазон товарооборота ограничен, с одной стороны, количеством комплектов сантехники, которое перевозит машина (192 шт.), а с другой – площадью арендуемых складских помещений, где можно единовременно разместить не более 4000 комплектов. При реализации, превышающей 400 комплектов, требуется увеличить некоторые расходы, которые считаются постоянными (заработная плата, складские расходы, амортизация основных средств, услуги банка, хозяйственные расходы). Поэтому масштабной базой является товарооборот в диапазоне от 192 до 400 комплектов сантехники.
Определим для этих данных объем продаж, при котором организация будет работать безубыточно.
Постоянные расходы составляют 21000 руб., переменные расходы на единицу продукции- 630 руб. Цена реализации одного комплекта- 7000 руб. Приняв за Х точку безубыточности, получим уравнение
700Х-630Х-21000=0.
Отсюда точка безубыточности:
Х=21000:(700-630)=300 (комплектов)
или в денежном измерении:
700*300=210000 (руб.)
Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу.
В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Вышеупомянутая организация так должна реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда полученный маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.
Альтернативная формула
Совокупный маржинальный доход - Совокупные постоянные издержки = Прибыль.
Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется следующим образом:
Маржинальный доход на единицу продукции *Объем реализации (шт.)=Совокупные постоянные расходы
Точка безубыточности = Совокупные постоянные расходы/ Маржинальный доход на единицу продукции (шт.)
Организация в результате реализации одного комплекта сантехники имеет маржинальный доход в размере: 700-630=70 (руб.)
Постоянные издержки составляют 21000 руб., следовательно, точка безубыточности равна:
21000:70=300 (комплектов).
Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального расхода и выручки от продаж, т. е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. Для этого выполняют следующий расчет:
Маржинальный доход (руб.)/Выручка от продаж (руб.)*100%.
В данном примере маржинальный доход на 1 комплект составляет 70 руб., выручка от продаж-700 руб. за штуку, следовательно, соотношение маржинального дохода и выручки – 10%. Это значит, что на каждые 100 руб. реализации маржинальный доход составляет 10 руб. При постоянных значениях маржинального дохода и цены реализации их соотношение также будет постоянным.
Таким образом, запланировав выручку от продаж продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода. Если, например, выручка от продаж продукции должна составить 245000 руб., то этой сумме будет соответствовать маржинальный доход в размере 24500 руб.[1, c248]
Продолжая анализ, определим кромку безопасности, которая показывает, насколько может сократится объем реализации, прежде чем организация начнет нести убытки.
Было установлено, что точек безубыточности находится на уровне 300 шт., что в денежном выражении составляет 210000 руб. Если объем реализации ожидается в количестве 350 шт. (или 245000 руб.), то кромка безопасности определится как 350-300=50 шт. (или 35000руб.).
Далее можно спрогнозировать момент времени, когда наступит состояние равновесия.
По плану месячный объем реализации должен составить 4000 комплектов, а точка безубыточности, по расчетам достигается после продажи 300 комплектов.
Составим пропорцию:
400 комплектов -1 месяц,
300 комплектов – Х месяцев.
Тогда Х=(300*1):400=0,75 месяца.
По истечении трех недель предприятие окупит все свои издержки, и доходы начнут превышать расходы.
Графический метод. Точку безубыточности можно определить, воспользовавшись данным методом (Рис. 1).
График состоит из двух прямых - прямой, описывающей поведение совокупных затрат ( ), и прямой, отражающей поведение выручки от продаж продукции (работ, услуг, товаров) ( ), в зависимости от изменения объемов реализации.
На оси абсцисс откладывается объем реализации в натуральных единицах измерения, на оси ординат – затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения этих прямых будет свидетельствовать о состоянии равновесия.
рис.1. График безубыточности
В приведенном примере поведения совокупных затрат выражается:
=21000+630Х
где Х- объем реализации, шт.
Зависимость выручки от продаж (дохода) предприятия от количества проданных комплектов сантехники может быть представлена в виде =700Х.
Прямые затраты и выручки и пересекаются в точке Б, соответствующей объему реализации в 300 комплектов.
Вертикальными линиями из точек с координатами 192 и 400 обозначается масштабная база, в рамках которой выполнялись расчеты. Вероятность того, что за пределами этих линий соотношение издержек, объема реализации и прибыли, как правило, невелика.
Интервал в объеме продаж от 192 до 300 комплектов представляет собой зону убытков.
На рис. 1 видно, что в этом интервале прямая затрат находится над прямой, иллюстрирующей поведение выручки . Если объем реализации превышает 300 шт., прямая затрат оказывается под прямой доходов , а это означает, что предприятие работает прибылью.
Например, для определения возможных финансовых результатов при объеме продаж в 350 шт. (рис 1) восстанавливаем из точки А перпендикуляр до пересечения его с прямыми и , получаем соответственно точки В и Г. Отрезок АВ характеризует выручку от продаж в точке А, отрезок АГ – размер совокупных расходов в этой точке. Следовательно, отрезов ВГ- прибыль в точке А.
Для графического определения величины маржинального дохода в точке А с помощью прямой отобразим поведение переменных издержек при изменении объема продаж, которое описывается формулой
=630Х.
На графике эта прямая проходит точку с координатами (0,0) и расположена параллельно прямой .
Пересечение перпендикуляра с прямой обозначим точкой Д. Тогда отрезок АД будет иллюстрировать размер совокупных переменных расходов при реализации 350 комплектов сантехники.
Маржинальный доход- это разница между выручкой от продаж продукции и переменными расходами. Следовательно, на графике маржинальному доходу в точке А будет соответствовать отрезок ВГ, который в свою очередь состоит из двух отрезков: отрезка ВГ, иллюстрирующего прибыль, и отрезка ГД, иллюстрирующего сумму постоянных расходов.
Рассчитаем размер маржинального дохода и прибыли в точке А:
=21000+630*350=241500 руб.;
=700*350=245000 руб.
Определим прибыль как разницу между выручкой от продаж продукции и суммой совокупных расходов:
245000-241500=3500 руб.
Для расчета маржинального дохода увеличим полеченный результат на сумму постоянных издержек:
3500+21000=24500 руб.
Проблема определения точки безубыточности приобретает в современных условиях особое значение. Это важно для предприятий при формировании обоснованных цен на продукцию. Владея рассмотренными выше методами, бухгалтер-аналитик имеет возможность моделировать различные комбинации объема реализации (товарооборота), издержек и прибыли (наценки), выбирая из них наиболее приемлемый, позволяющий предприятию на только покрыть свои издержки, учесть темпы инфляции, но и создать условия для расширенного воспроизводства.