Маржинальный доход и ставка покрытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать теоретические основы выявления маржинального дохода и разработать рекомендации по его формированию, обеспечивающему увеличение прибыли предприятий. С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть экономическую сущность маржинального дохода и определить подходы к его оценке.
2. Исследовать практику выявления и обосновать основные направления совершенствования механизма формирования маржинального дохода.
3. Разработать методы оценки и систему показателей маржинального дохода.
4. Разработать методику анализа формирования маржинального дохода с целью выявления его состава, структуры, и приоритетных источников формирования.
5. Разработать схему управления формированием маржинального
дохода промышленных предприятий.

Содержание работы

Введение.
Глава 1.Понятие и экономическая сущность маржинального дохода.
Глава 2. Влияние маржинального дохода на безубыточность производства.
Глава 3. Маржинальный доход, как инструмент оценки финансовых результатов.
Глава 4. Расчет маржинального дохода как важнейший фактор совершенствования деятельности предприятия.

Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

моржинальный доход.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем необходимо иметь ввиду, что рассмотренные выше методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений. Во-первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может.

Во-вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении следующих условий и соотношений:

  • переменные расходы и выручка от продаж имеют линейную зависимость от уровня производства;
  • производительность труда не меняется внутри масштабной базы;
  • удельные переменные затраты и цены остаются неизменны в течение всего планового периода;
  • структура продукции не изменяется в течении планируемого периода;
  • поведение постоянных и переменных расходов может быть измерено точно;
  • на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они не существенны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.

Несоблюдение даже одного из этих условий может привести к ошибочным результатам. [11, c88]

 

 

 

 

3. Маржинальный доход, как инструмент оценки финансовых результатов

 

Задачи определения  финансовых результатов от текущей  деятельности заключаются в анализе  и контроле величины прибылей (убытков) от реализации продукции. На основании получаемых данных принимаются решения относительно снабжения, производства и сбыта продукции. Текущие финансовые результаты определяют, как правило, ежемесячно или за более короткие промежутки времени с целью принятия оперативных решений. Различают следующие методы определения текущих финансовых результатов: по данным о совокупных издержках производства, по данным о полной себестоимости реализованной продукции, по данным о величине переменных затрат (расчет маржинального дохода).

Первые два способа  являются традиционными инструментами  ретроспективного анализа. Сегодня же наиболее актуален перспективный анализ. Третий метод как раз и является инструментом перспективного анализа. В рамках этого метода величину выручки от реализации продукции сопоставляют только с переменными издержками по данной продукции. Разность этих величин по каждому виду продукции выражает долю этого вида продукции в покрытии постоянных издержек производства. Из суммы долей покрытия постоянных издержек по каждому виду продукции вычитают общую величину постоянных издержек. Таким образом, величина доли покрытия постоянных издержек по каждому продукту показывает степень его участия в возмещении этих издержек, а также в достижении прибыли.

Для того чтобы получить более полную информацию о структуре доходов предприятия, совокупные постоянные издержки делят на группы по степени их отношения к производимым изделиям. Различают следующие основные группы постоянных издержек: относящиеся к определенному виду продукции, относящиеся к товарной группе, относящиеся к определенному производственному участку, общехозяйственные постоянные издержки.

На основе этого разделения можно предложить поэтапное определение  финансового результата.

I Доля покрытия постоянных  издержек = выручка от реализации данного вида продукции- переменные издержки

II Доля покрытия постоянных  издержек = доля покрытия постоянных  издержек I – постоянные издержки, относящиеся к данному виду продукции

III Доля покрытия постоянных  издержек = сумма долей покрытия постоянных издержек II – постоянные издержки, относящиеся к данному участку или подразделению

IV Доля покрытия постоянных  издержек = сумма долей покрытия  постоянных издержек III - постоянные издержки данного вида деятельности.

Результат деятельности предприятия = сумма долей покрытия постоянных издержек IV на предприятии - общехозяйственные постоянные издержки.

Алгоритм расчета финансовых результатов следующий.

1. Выручка от реализации  за анализируемый период:

Si = PiQi                                                                            (1)

где    Pi цена реализации i-того вида продукции,

Qi-объем производства i-того вида продукции.

2. Доля покрытия I –  маржинальный доход по i-тому виду  продукции:

GMi = Si - VCi                                                   (2)

3. Доля покрытия II –  промежуточный маржинальный доход  по видам продукции

GMiII = GMi - FCi                                              (3)

где FCi – постоянные затраты, относящиеся к данному виду продукции.

4. Сумма долей покрытия  по отдельным товарным группам:

GMiIIO= GMiII/n

где     n - количество видов продукции в товарной группе.

5. Доля покрытия III –  промежуточный маржинальный доход  по местам возникновения затрат (участков или подразделений):

 

GMmIII = GMII - FCj                                                   (5)

где     FCj –  постоянные затраты участков или  подразделений.

6. Сумма долей покрытия  по участкам или подразделениям

GMmIIIO= GMmIII/m

где     m – количество участков или подразделений.

7. Доля покрытия IY –  промежуточный маржинальный доход по видам деятельности:

GMrIY = GMIII - FCr                                         (7)

где FCr – постоянные затраты, относящиеся к данному виду деятельности.

8. Сумма долей покрытия  по видам деятельности:

GMrIYO= GMrIY/f

где     f – количество видов деятельности.

 

Прибыль от продаж:

I = GMIY – FC                                                        (9)

где     FC –  общехозяйственные постоянные затраты.

 

При помощи поэтапного определения  доли покрытия постоянных издержек можно наглядно оценить рентабельность отдельных видов продукции, товарных групп, участков, то есть, проследить географию формирования финансовых результатов Он базируется на взаимосвязи выручки, издержек и объема производства, а значит, управляя этими параметрами, можно прогнозировать финансовые результаты.

На величину порога рентабельности влияют три основных фактора: цена реализации, переменные затраты на единицу продукции и совокупная величина постоянных затрат. Уровень постоянных затрат свидетельствует о степени предпринимательского риска. Чем выше постоянные затраты, тем выше порог рентабельности, и тем значительнее предпринимательский риск.

Рассмотрим, как маржинальный доход используется для принятия ценовых решений. Размер коэффициента маржинального дохода, рассчитанного в процентах к цене товара, является важным показателем операционного анализа. По сути дела, он показывает ту долю абсолютной величины цены, которая способствует увеличению прибылей фирмы или сокращению ее убытков.

Следует отличать этот показатель от показателя, рентабельности продаж, который широко используется в системе финансового анализа (например, для анализа динамики финансовых результатов предприятия по годам или сравнения успешности деятельности различных предприятий одной и той же отрасли). Однако рентабельность продаж характеризует среднюю долю прибыли в выручке от продаж (цене) после вычета всех видов затрат.

Между тем для обоснования  ценовых решений, как мы установили выше, важны не столько средние, сколько  приростные показатели, позволяющие четко определить меру положительного или отрицательного влияния того или иного ценового решения на прибыльность предприятия в результате увеличения или сокращения продаж. А разница возникает из-за того, что даже при неизменных переменных затратах уровень прибыльности по дополнительно проданной продукции может быть выше средней величины, поскольку часть затрат предприятия являются по природе постоянными или вообще невозвратными. Таким образом, коэффициент маржинального дохода может быть еще определен как та доля цены дополнительно проданного товара, которая остается после покрытия дополнительных затрат на его производство и сбыт.

Если удельные переменные затраты для всего объема продаж, затрагиваемого ценовым решением, одинаковы, можно без особых погрешностей рассчитать коэффициент маржинального дохода на основе сводных данных о продажах. Для этого вначале надо определить выручку от реализации и маржинальный доход в результате роста объема продаж, а затем провести расчет на основе следующей формулы:

 

KGM = (GM/S) х 100                              (14)

где     KGM —  коэффициент маржинального дохода, %;

GM— маржинальный доход,  руб;

S — выручка от реализации, руб. 

 

Если ситуация иная —  когда удельные переменные затраты  при выпуске дополнительного количества товаров неодинаковы (например, часть этого количества выпускается за счет сверхурочной работы персонала, что сопровождается повышенной оплатой труда), тогда расчет надо вести по-иному.

Вначале надо определить удельный маржинальный доход только для того объема товаров, который затрагивается ценовым решением. Он рассчитывается следующим образом:

 

AGM = P – AVC                                       (15)

где     AGM —  удельный маржинальный доход, руб.;

P — цена, руб.;

AVС — удельные переменные  затраты, руб.

 

При этом, конечно, речь идет только о тех переменных затратах, которые необходимы для производства именно этого объема товаров. Определив удельный маржинальный доход, можно корректно определить величину коэффициента маржинального дохода и для ситуации, когда величины удельных переменных затрат различаются. Для такого расчета можно воспользоваться следующей формулой:

 

KGM = ( AGM / P) х 100                              (16)

 

Коэффициент маржинального  дохода по своей экономической сути характеризует степень влияния роста объемов продаж на прибыль и тем самым позволяет прямо увязать маркетинговую политику с финансовыми результатами, а значит — принимать ценовые решения более обоснованно.

Так, чем выше коэффициент  маржинального дохода для того или иного товара, тем легче предприятие может пойти на снижение его цены ради увеличения объема продаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Расчет маржинального дохода как важнейший фактор совершенствования деятельности предприятия

 

В процессе анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия наряду с применением показателей прибыли и рентабельности применяется показатель маржинального дохода, расчет которого лежит в основе исследования взаимосвязи себестоимости, объема производства и прибыли.

Применение маржинального  дохода дополнительно к показателю прибыли позволяет более точно оценить доходность отдельных хозяйственных операций и устранить неопределенность в ее оценке при обосновании оперативных и прогнозных управленческих решений. Рассматривая маржинальный доход как промежуточный финансовый результат, его можно оценивать на основе сопоставления выручки и прямых затрат, что позволяет избежать распределения косвенных затрат и искажения величины экономического эффекта от отдельных хозяйственных операций.

Расчет показателя маржинального  дохода имеет бесспорную практическую значимость, однако, его применение затруднено тем, что имеют место различные трактовки понятия маржинального дохода.

На основании вышеизложенного, целью исследований было:

- исследовать теоретические  основы выявления маржинального  дохода и разработать рекомендации  по его формированию, обеспечивающему увеличение прибыли предприятий.

В экономических словарях и в учебных пособиях по экономической  теории под маржинальным (предельным) доходом понимается «...изменение общего дохода (выручки), возникшее в результате продажи дополнительной единицы произведенной продукции» Другие авторы понимают под маржинальным доходом экономический эффект, рассчитанный на основе сравнения выручки и затрат. Так, Ковалев В. В., Бланк И. А., Энтони Р., Рис Дж. понимают под маржинальным доходом разность между выручкой и переменными затратами. Существуют и другие трактовки понятия маржинального дохода, однако, общим признаком  понятия маржинального дохода является сопоставление выручки с неполной себестоимостью.

Понятие предельной маржи  ученые трактуют как собой разность предельного дохода и предельных затрат. Величина предельной маржи не должна быть отрицательной. Превышение предельного дохода над предельными затратами является необходимым условием обоснования решений о производстве дополнительного количества продукции. Графическое представление предельной маржи позволяет определить диапазон объемов производства, в котором предельный доход превышает предельные затраты.

В целом, расчет маржинального  дохода и предельной маржи позволяет  определить, какой производственный процесс является наиболее экономически предпочтительным.

Рассчитаем маржинальный доход основных производственных процессов на конкретном примере - ООО «Сервис».

Таблица 2.

 

Расчет маржинального  дохода основных производственных процессов  в ООО «Сервис», за 2008 г. (тыс. руб.)

Информация о работе Маржинальный доход и ставка покрытия