Материальные расходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 00:22, реферат

Описание работы

Каждая организация сталкивается со сложными ситуациями при налоговом учете материальных расходов. Предлагаем рассмотреть арбитражную практику и официальные разъяснения, связанные с их учетом.

Материальные расходы в целях исчисления налога на прибыль перечислены в статье 254 Налогового кодекса. Поскольку статья содержит ограниченный перечень позиций, в зависимости от специфики хозяйственной деятельности постоянно возникают спорные ситуации, которые по мере необходимости находят отражение в разъяснениях финансового и налогового ведомств.

Файлы: 1 файл

учете материальных расходов.docx

— 64.91 Кб (Скачать файл)

Подпунктом 6 пункта 7 статьи 254 НК РФ установлено, что к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика  на приобретение работ и услуг  производственного характера, выполняемых  сторонними организациями или индивидуальными  предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. При этом к работам (услугам) производственного  характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль соблюдения установленных  технологических процессов, техническое  обслуживание основных средств и  другие подобные работы.

К работам (услугам) производственного  характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая  индивидуальных предпринимателей) и  структурных подразделений самой  организации по перевозкам грузов внутри организации, так называемое «внутризаводское перемещение грузов, и расходы  по доставке готовой продукции в  соответствии с условиями договоров (контрактов).

Согласно подпункту 7 статьи 254 НК РФ к материальным расходам относятся  расходы, связанные с содержанием  и эксплуатацией основных средств  и иного имущества природоохранного назначения, в том числе:

ü   расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов,

ü   расходы на захоронение экологически опасных отходов,

ü   расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированию санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими нормативами;

ü   платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы.

Выбросы (сбросы) загрязняющих веществ подразделяются на нормативные (предельно допустимые) и сверхнормативные (превышающие установленные нормы). В целях налогообложения признается только плата за выбросы в пределах установленных нормативов. Величина платы за загрязнение окружающей среды определяется в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, и определяется путем умножения соответствующих ставок на величину указанных видов загрязнения. Данная сумма и будет включена в состав материальных расходов. Сумма же платежей за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не признаются расходом в целях налогообложения прибыли, что определено пунктом 4 статьи 270 НК РФ.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических  и физических лиц, оказывающих воздействие  на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Статьей 19 Закона №7-ФЗ «Об  охране окружающей среды» в целях  государственного регулирования воздействия  хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду осуществляется нормирование в этой области охраны окружающей среды, в том числе  утверждение нормативов допустимого  воздействия на окружающую среду.

Согласно статье 16 Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия  на окружающую среду относятся:

«выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов  в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов  производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного  воздействия на окружающую среду».

Нормативы платы за загрязнение  окружающей среды утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации  от 12 июня 2003 года №344 «О нормативах платы  за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными  и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные  и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». Для целей подпункта 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ организации – налогоплательщики должны руководствоваться Постановлением №344.

Включение в состав расходов на формирование санитарно-защитных зон  в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами  и нормативами задевают, как это  не покажется странным, огромное количество организаций, например розничной торговли, бытового обслуживания или связи. При  этом появляется возможность учесть не капитальную часть затрат на внешнее  благоустройство.

И это существенно. Дело в  том, что у нас всегда возникают  сложности с благоустройством территории. Все мы хотим, чтобы вокруг офиса  или магазина было хотя бы чисто. Но по факту налоговые органы затраты  на благоустройство территории не относили к расходам, на которые нужно уменьшать  сумму полученных доходов для  целей налогообложения. Действует  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 мая 2001 года №15 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «Санитарно-защитными  зонами и санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов. САНПИН 2.2.1/2.1.1.1031-01»).

Согласно документу санитарно-защитные зоны должны формироваться в радиусе 50 метров от объекта. Что включается в формирование таких санитарно-защитных зон? В 5 класс санитарно-защитных зон попадают склады, станции технического обслуживания автомобилей, торговые комплексы, мелкооптовые рынки, продовольственные рынки и рынки промышленных товаров, мойки автомобилей более, чем на 2 поста, автоматические телефонные станции, объекты торговли и общественного питания, химчистки и спортивно-оздоровительные комплексы. Но это противоречило статье 256 НК РФ, в соответствии с которой не подлежат амортизации объекты внешнего благоустройства, объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства и другие аналогичные объекты. По сути, данное положение статьи 256 НК РФ не давало нам возможность благоустроить территорию. Теперь же в связи с изменениями, которые внесены в главу 25 НК РФ, начиная с 1 января 2006 года и базируясь на санитарных нормах, мы обязаны благоустраивать территорию и учитывать эту сумму для целей налогообложения прибыли.

До 1 января 2006 года такие  расходы по нашему мнению можно было относить к прочим экономически обоснованным расходам.

При этом обращаем внимание на Письмо УФНС по городу Москве от 13 октября 2005 года №18-11/2/73604 в котором разъясняется, что, организация не вправе учесть для  целей исчисления налога на прибыль  расходы по содержанию прилегающих  к зданию территорий, если у этой организации отсутствуют документы, оформленные согласно законодательству РФ, подтверждающие ее права пользования  земельным участком, прилегающим  к сдаваемому в аренду зданию, находящемуся в собственности организации-арендодателя.

Согласно пункту 2 статьи 254 НК РФ, стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен  их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных  НК РФ). В стоимость включаются также  комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные  таможенные пошлины и сборы, расходы  на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 254 НК РФ установлен порядок определения  стоимости материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или  разборке выводимых из эксплуатации основных средств. Порядком определено, что стоимость рассчитывается как  сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного пунктами 13 и 20 части  второй статьи 250 НК РФ. Положения указанных  пунктов определяют, что признаются внереализационными доходами:

ü   доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, когда они получены при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении);

ü   доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

Пунктом 5 статьи 274 НК РФ установлено, что внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 НК РФ.

Ранее налоговые органы в  Письме МНС Российской Федерации  от 29 апреля 2004 года №02-5-10/33 «О применении норм главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» сообщали: учитывая, что  расходы на приобретение имущества  в виде излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации, материалов, полученных при демонтаже или разборке при  ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, отсутствуют, то в  целях налогообложения прибыли  такое имущество не учитывается.

Теперь методика оценки такого имущества установлена НК РФ.

Пример.

В 2006 году при проведении инвентаризации организация выявила  излишки материально-производственных запасов. Излишки оценены по цене возможной реализации в сумме 1000 рублей. Позже было принято решение  о реализации излишков.

В этом случае организация  в соответствии с установленной  методикой расчета определяет сумму  расходов в следующем порядке:

1 000 х 24% = 240 рублей.

Окончание примера.

Настоятельно рекомендуем  налогоплательщикам разработать налоговый  регистр для учета стоимости  излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, выявленного в результате инвентаризации, и материалов или иного имущества  при демонтаже или разборке при  ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, так как дальнейшая реализация этого имущества не всегда происходит в одних и тех же налоговых периодах. В бухгалтерским  учете разница между рыночной стоимостью и стоимостью для целей  налогового учета будет формировать  постоянную разницу в момент списания материалов. Обращаем ваше внимание на следующий момент, возникший при  введении в действие данного пункта. В налоговом учете стоимость  материально-производственных запасов  определяется как сумма налога, исчисленная  именно с дохода, а не как сумма  налога на прибыль, то есть это условный расчет и возможно, применяя данную методику, даже в убыточных налоговых  периодах увидеть в декларации данную сумму, подлежащую уплате в бюджет, невозможно.

В НК РФ есть неустранимое противоречие, которое могут применять те, кто  считает данное изменение не справедливым или те, кто правильно вел хозяйственную  деятельность в 2002 – 2005 годах и проводил выявление материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или  разборке выводимых из эксплуатации основных средств. В качестве аргумента  для оспаривания точки зрения налоговых органов, изложенной в  Письме МНС Российской Федерации  от 29 апреля 2004 года №02-5-10/33 может служить  текст четвертого абзаца пункта 3 статьи 248 НК РФ, где сказано, что суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в  состав его доходов. Соответственно, налогоплательщик может принять  решение не учитывать вышеуказанные  суммы стоимости материально-производственных запасов при формировании расходов, но на сумму стоимости материально-производственных запасов производит уменьшение налогооблагаемого  дохода. Например, при инвентаризации выявлен излишек товаров, который  стоит (в соответствии с 40 статьей  НК РФ) 1000 рублей, далее налогоплательщик продает имущество за 1100 рублей, в облагаемый доход ставится в  момент проведения инвентаризации 1000 рублей, а в момент реализации только 100 рублей. В итоге налогообложению  подлежит вся сумма дохода и не произойдет повторного включения в  состав доходов сумм, отраженных в  составе доходов налогоплательщика  ранее. При использовании материалов в производстве или создании основного  средства данный метод применим исключительно при соблюдении строгих стандартов специального регистра налогового учета.

Пунктом 3 статьи 254 НК РФ установлен порядок списания стоимости тары. Если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с материально-производственными  запасами, включена в цену этих ценностей, то из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость  возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость  невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с материально-производственными  запасами, включается в сумму расходов на их приобретение. Отнесение тары к возвратной или невозвратной должно быть определено условиями договора (контракта) на приобретение материально-производственных запасов.

В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию  собственного производства, а также  в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов  работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со статьей 319 НК РФ. В этой статье установлен порядок  оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров, для целей налогового учета.

Информация о работе Материальные расходы