Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 00:22, реферат
Каждая организация сталкивается со сложными ситуациями при налоговом учете материальных расходов. Предлагаем рассмотреть арбитражную практику и официальные разъяснения, связанные с их учетом.
Материальные расходы в целях исчисления налога на прибыль перечислены в статье 254 Налогового кодекса. Поскольку статья содержит ограниченный перечень позиций, в зависимости от специфики хозяйственной деятельности постоянно возникают спорные ситуации, которые по мере необходимости находят отражение в разъяснениях финансового и налогового ведомств.
Подпунктом 6 пункта 7 статьи
254 НК РФ установлено, что к материальным
расходам относятся затраты
К работам (услугам) производственного
характера также относятся
Согласно подпункту 7 статьи
254 НК РФ к материальным расходам относятся
расходы, связанные с содержанием
и эксплуатацией основных средств
и иного имущества
ü расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов,
ü расходы на захоронение экологически опасных отходов,
ü расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированию санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими нормативами;
ü платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы.
Выбросы (сбросы) загрязняющих
веществ подразделяются на нормативные
(предельно допустимые) и сверхнормативные
(превышающие установленные
Хозяйственная и иная деятельность
органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, юридических
и физических лиц, оказывающих воздействие
на окружающую среду, должна осуществляться
на принципах платности
Согласно статье 16 Закона
№7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
к видам негативного
«выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду».
Нормативы платы за загрязнение окружающей среды утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». Для целей подпункта 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ организации – налогоплательщики должны руководствоваться Постановлением №344.
Включение в состав расходов
на формирование санитарно-защитных зон
в соответствии с действующими государственными
санитарно-эпидемиологическими
И это существенно. Дело в том, что у нас всегда возникают сложности с благоустройством территории. Все мы хотим, чтобы вокруг офиса или магазина было хотя бы чисто. Но по факту налоговые органы затраты на благоустройство территории не относили к расходам, на которые нужно уменьшать сумму полученных доходов для целей налогообложения. Действует Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 мая 2001 года №15 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «Санитарно-защитными зонами и санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов. САНПИН 2.2.1/2.1.1.1031-01»).
Согласно документу санитарно-
До 1 января 2006 года такие расходы по нашему мнению можно было относить к прочим экономически обоснованным расходам.
При этом обращаем внимание
на Письмо УФНС по городу Москве от 13 октября
2005 года №18-11/2/73604 в котором разъясняется,
что, организация не вправе учесть для
целей исчисления налога на прибыль
расходы по содержанию прилегающих
к зданию территорий, если у этой
организации отсутствуют
Согласно пункту 2 статьи
254 НК РФ, стоимость материально-
Абзацем 2 пункта 2 статьи 254
НК РФ установлен порядок определения
стоимости материально-
ü доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, когда они получены при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении);
ü доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.
Пунктом 5 статьи 274 НК РФ установлено, что внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 НК РФ.
Ранее налоговые органы в Письме МНС Российской Федерации от 29 апреля 2004 года №02-5-10/33 «О применении норм главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» сообщали: учитывая, что расходы на приобретение имущества в виде излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации, материалов, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, отсутствуют, то в целях налогообложения прибыли такое имущество не учитывается.
Теперь методика оценки такого имущества установлена НК РФ.
Пример.
В 2006 году при проведении
инвентаризации организация выявила
излишки материально-
В этом случае организация в соответствии с установленной методикой расчета определяет сумму расходов в следующем порядке:
1 000 х 24% = 240 рублей.
Окончание примера.
Настоятельно рекомендуем налогоплательщикам разработать налоговый регистр для учета стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, выявленного в результате инвентаризации, и материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, так как дальнейшая реализация этого имущества не всегда происходит в одних и тех же налоговых периодах. В бухгалтерским учете разница между рыночной стоимостью и стоимостью для целей налогового учета будет формировать постоянную разницу в момент списания материалов. Обращаем ваше внимание на следующий момент, возникший при введении в действие данного пункта. В налоговом учете стоимость материально-производственных запасов определяется как сумма налога, исчисленная именно с дохода, а не как сумма налога на прибыль, то есть это условный расчет и возможно, применяя данную методику, даже в убыточных налоговых периодах увидеть в декларации данную сумму, подлежащую уплате в бюджет, невозможно.
В НК РФ есть неустранимое противоречие,
которое могут применять те, кто
считает данное изменение не справедливым
или те, кто правильно вел
Пунктом 3 статьи 254 НК РФ установлен
порядок списания стоимости тары.
Если стоимость возвратной тары, принятой
от поставщика с материально-
В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со статьей 319 НК РФ. В этой статье установлен порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров, для целей налогового учета.