Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 00:22, реферат
Каждая организация сталкивается со сложными ситуациями при налоговом учете материальных расходов. Предлагаем рассмотреть арбитражную практику и официальные разъяснения, связанные с их учетом.
Материальные расходы в целях исчисления налога на прибыль перечислены в статье 254 Налогового кодекса. Поскольку статья содержит ограниченный перечень позиций, в зависимости от специфики хозяйственной деятельности постоянно возникают спорные ситуации, которые по мере необходимости находят отражение в разъяснениях финансового и налогового ведомств.
В соответствии с пунктом
5 статьи 254 НК РФ сумма материальных
расходов текущего месяца уменьшается
на стоимость остатков материально-производственных
запасов, переданных в производство,
но неиспользованных в производстве
на конец месяца. Оценка таких материально-
Пунктом 6 статьи 254 НК РФ предусмотрено, что «сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов».
Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
Не относятся к возвратным
отходам остатки материально-
Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
· по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализованы на сторону;
· по цене реализации материального ресурса, если отходы реализуются на сторону.
К материальным расходам для целей налогообложения на основании подпункта 1 пункта 7 статьи 254 НК РФ приравниваются расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено статьей 261 НК РФ.
Если расходы на рекультивацию
земель и иные природоохранные мероприятия
связаны с расходами на освоение
природных ресурсов, то они должны
быть выделены в налоговом учете
в самостоятельный элемент
Ведение деятельности по освоению природных ресурсов возможно только при наличии в организации соответствующих лицензий.
Согласно Положению о
порядке лицензирования пользования
недрами, утвержденному Постановлением
Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 года
№3314-1 «О порядке введения в действие
положения о порядке
ü добычи полезных ископаемых;
ü для геологического изучения недр;
ü строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
ü образования особо охраняемых объектов.
К расходам на рекультивацию земель относятся, в частности, расходы на подготовку площадок для хранения плодородного слоя земли, снятие его, перевозку, складирование и хранение, последующую рекультивацию изъятых из сельскохозяйственного оборота земель, посадка зеленых насаждений, устройство водоемов и так далее.
К материальным расходам приравниваются согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Потери от недостачи и
(или) порчи при хранении и транспортировке
(естественная убыль) материально-производственных
запасов обусловлены физико-
Пунктом 1 Постановления
Правительства Российской Федерации
от 12 ноября 2002 года №814 «О порядке утверждения
норм естественной убыли при хранении
и транспортировке товарно-
В пункте 2 Постановления №814 перечислены федеральные органы исполнительной власти, которым было поручено разработать соответствующие нормы, но пока далеко не все это сделали.
Законом №58-ФЗ установлено (статья 7 Закона №58-ФЗ), что впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
Это позволит организациям, которые не хотели спорить с налоговыми органами и все потери в пределах норм естественной убыли относили за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, подать уточненные декларации по налогу на прибыль и вернуть излишне уплаченный налог на прибыль, начиная с 2002 года.
К материальным расходам приравниваются
технологические потери при производстве
и (или) транспортировке. Технологическ
Данный вид расходов обусловлен,
прежде всего, особенностями технологического
процесса производства продукции. Так,
например, в металлургии часть
металла уходит в шлак, при выпуске
отдельных видов сложных
Технологические потери материальных ресурсов при производстве и (или) транспортировке должны быть обоснованы соответствующим расчетом с учетом технологического процесса. В данном расчете должен быть использован норматив образования технологических потерь каждого вида сырья и материалов, используемых в производстве. Для того, чтобы установить норматив образования технологических потерь необходимо использовать отраслевые нормативные акты и иные нормативные документы, которые регламентируют ход технологического процесса.
Документом, подтверждающим
технологические потери, является технологическая
карта производства. Унифицированной
формы такого документа нет, поэтому
организация должна самостоятельно
разработать форму данного
Минфин РФ в Письме от 27 марта 2006 года №03-03-04/1/289 разъясняет следующее:
Порядок отраслевого урегулирования
вопросов разработки и утверждения
нормативов технологических потерь
при производстве и (или) транспортировке
не является предметом ведения
Исходя из технологических
особенностей собственного производственного
цикла и процесса транспортировки,
налогоплательщик определяет норматив
образования безвозвратных
Вышеназванные документы
разрабатываются специалистами
предприятия, контролирующими
Чтобы установить нормативы
образования технологических
При этом необходимость составления
технологической карты, сметы технологического
процесса или иного аналогичного
документа обусловливается
В том случае, если налогоплательщик не составляет технологическую карту или иной аналогичный документ, подтверждением расходов в виде технологических потерь при производстве и (или) транспортировке являются отраслевые нормативные акты, в том числе ГОСТы, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.
Расходы на горно-подготовительные
работы при добыче полезных ископаемых,
по эксплуатационным вскрышным работам
на карьерах и нарезным работам при
подземных разработках в
Методы оценки сырья и
материалов при списании их в производство
установлены пунктом 8 статьи 254 НК РФ.
В соответствии с названным пунктом
при определении размера
· метод оценки по стоимости единицы запасов;
· метод оценки по средней стоимости;
· метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
· метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
Выбранный метод закрепляется организацией в учетной политике для целей налогообложения.
Более подробно с
вопросами, касающимися учета материально
производственных запасов, Вы можете ознакомиться
в книге авторов ЗАО «BKR-