Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:53, курсовая работа
На сегодня аудит - это системный процесс получения и оценки данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, который призван установить уровень соответствия действий и событий определенному критерию для представления результатов заинтересованным лицам. Основным нормативным правовым актом, регулирующим аудиторскую деятельность в Республике Казахстан, является Закон «Об аудиторской деятельности» от 20.11.98 г. № 305-1 с учетом последующих дополнений. Данный закон действует на всей территории Республики Казахстан и определяет аудиторскую деятельность как предпринимательскую деятельность аудиторов и аудиторских организаций по проведению аудита финансовой отчетности.
Введение
3
I.Сущность и теоретические основы обязательного аудита
6
1.1 Назначение, цели и задачи обязательного аудита
6
1.2 Характеристика и содержание обязательного аудита
9
II. Проведение обязательного аудита
14
2.1 Субъекты обязательного аудита
14
2.2 Методы проведения обязательного аудита
16
III. Мероприятия по совершенствованию обязательного аудита
23
Заключение
27
Список использованной литературы
На аудиторскую организацию, проводящую обязательную аудиторскую проверку, налагаются определенные обязательства:
1) обязательная аудиторская
проверка в отличие от
2) обязательная аудиторская проверка требует от аудитора однозначности выводов - можно ли и в какой степени полагаться на информацию, содержащуюся в представленной бухгалтерской отчетности;
3) при обязательной аудиторской
проверке необходимо применение
(соблюдение) всех правил (стандартов)
аудита, определяющих действия
● в отличие от проверки по специальному аудиторскому заданию, когда заказчик в лице руководителя экономического субъекта может сам определить круг вопросов, по которым он нуждается в помощи аудитора, при обязательной аудиторской проверке не может быть никаких ограничений тематики проверки;
● получив аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки, руководство экономического субъекта не может не ознакомить с его итоговой частью всех желающих;
3) получив перечень ошибок
и нарушений, выявленных
Подготовка к обязательному аудиту
Перед составлением годовой
отчетности организация должна провести
инвентаризацию имущества и обязательств.
По итогам инвентаризации оформляются
инвентаризационные описи или акты
инвентаризации, где указывают сведения
о фактическом наличии
К проверке необходимо подготовить учредительные, регистрационные и разрешительные документы (лицензии). Если у организации есть обособленные подразделения (включая филиалы и представительства), то по ним также необходимо подготовить регистрационные документы и положения об их создании.
Состав бухгалтерской отчетности организации, подлежащей обязательному аудиту
Состав бухгалтерской отчетности определяется в законодательном порядке. Отчетность организаций, за исключением бюджетных, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не ведущих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит:
- из бухгалтерского баланса (форма N 1);
- отчета о прибылях и убытках (форма N 2);
- отчета об изменениях капитала (форма N 3);
- отчета о движении денежных средств (форма N 4);
- приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
-аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
- пояснительной записки.
Некоммерческие организации
в состав бухгалтерской отчетности
включают также отчет о целевом
использовании полученных средств
(форма N 6). Субъекты малого предпринимательства,
обязанные пройти аудиторскую проверку,
имеют право не представлять в
составе бухгалтерской
Учет расходов на обязательный аудит
По договору аудиторская фирма оказывает услуги, аудируемая фирма оплачивает их. При этом заказчик должен рассчитаться в сроки и в порядке, которые указаны в договоре, заключённого между ними.
В бухгалтерском учете расходы фирмы на аудит учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Эти расходы отражаются в сумме, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от факта оплаты. Такие расходы отражаются по дебету счетов.
В налоговом учете подобные затраты учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Ответственность за не проведение обязательного аудита
Аудиторские фирмы могут нести уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РК.
В настоящее время
Аудиторское заключение является составляющей бухгалтерской отчетности для организаций, которые подлежат обязательному аудиту. Бухгалтерскую отчетность организации должны представить в налоговые органы. Срок представления годовой отчетности - 90 дней по окончании года. Из-за ряда причин организация может не представить аудиторское заключение. В связи с этим организация может быть оштрафована.
II. Проведение обязательного аудита
2.1. Субъекты обязательного аудита
Обязательный аудит должны проводить аудиторские фирмы. Они осуществляют аудит на основании лицензии на оказание аудиторских услуг. При выборе аудиторской организации экономический субъект (аудируемое лицо) должна обратить внимание на некоторые моменты. При проведении проверки в организации, уставный капитал которой не менее чем на 25% принадлежит государству, аудиторская организация выбирается по итогам открытого конкурса.
Немаловажную роль при выборе аудиторской фирмы играет независимость аудиторов. Аудит не может осуществляться аудиторами (аудиторскими организациями), которые (руководители которых) являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, должностными лицами, несущими ответственность за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности или состоящими с перечисленной категорией граждан в близком родстве. Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы не вправе проводить проверку в организации, которой они в течение трех лет, предшествующих проведению проверки, оказывали услуги по восстановлению и ведению бухучета и по составлению отчетности.
Особенности обязательного аудита по поручению государственных и правоохранительных органов
Орган дознания, следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством РК поручить аудитору или аудиторской фирме провести аудиторскую проверку экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов:
• возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела;
• принятого к производству
(возобновленного
• дела, подведомственного арбитражному суду.
Содержание такого поручения
должно соответствовать
Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей. Аудитору предоставлено право отказаться от проведения аудиторской проверки по поручению государственных органов в случае:
• непредоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой для проведения проверки документации, т.е. когда информации для выводов аудитора недостаточно;
• необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.
С согласия аудиторов проверка
может проводиться по документам
финансовой отчетности, изъятым (затребованным)
в установленном порядке
Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда должна производиться предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством РК с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг (пока это не делается).
При отсутствии у экономического субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства) предварительная оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств бюджета РК с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа казначейства за счет имущества экономического субъекта, признанного несостоятельным (банкротом).
В случае отказа или уклонения
экономического субъекта при наличии
у него достаточных средств от
предварительной оплаты работы аудитора
(аудиторской фирмы), проведенной
по поручению государственных
Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.
Заключение аудитора (аудиторской
фирмы) по результатам проверки, проведенной
по поручению государственных
2.2 Методы проведения аудита
В зависимости от поставленной цели аудита, полноты охвата проверяемых объектов и необходимости получения разнообразной, доказательной информации о хозяйственно-финансовой деятельности проверяемого субъекта аудиторы при проведении проверок могут использовать различные методические приемы и способы аудирования. Так, например, аудиторы при выполнении процедур контроля могут пользоваться приемами фактического контроля, к которым относятся инвентаризация, лабораторный анализ, экспертная оценка, контрольные проверки и устный опрос.
Инвентаризация означает проверку объектов в натуре органолептическим путем. Сущность этого приема состоит в том, что наличие тех или иных объектов контроля устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. При инвентаризации данные наличия хозяйственных средств фиксируются в инвентаризационных описях и в сличительных ведомостях, сводятся с данными бухгалтерского учета с целью установления недостач или излишков средств. При помощи инвентаризации устанавливают также состояние и правильность оценки имущества.
Аудитор может наблюдать или участвовать в инвентаризации различных активов клиента, в результате которой он получает ценные и достоверные доказательства о реальности и точности активных статей баланса и фактов совершения хозяйственных операций. Участие в инвентаризации или наблюдение за ее проведением помогут правильно оценить организацию бухгалтерского учета и системы внутрихозяйственного контроля в организации.
Лабораторный анализ представляет собой выявление необходимых показателей качества тех или иных объектов контроля путем соответствующего (физического, химического или биологического) анализа в лабораторных условиях. Например, лабораторным анализом проверяется влажность зерна, жирность молока, качество заготовленных и используемых кормов и т.д. Данный прием может быть использован также при проведении судебно-бухгалтерских экспертиз с целью установления подлинности документов.
Информация о работе Мероприятия по совершенствованию обязательного аудита