Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 05:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение места анализа хозяйственной деятельности в системе управленческого учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– рассмотреть сущность и задачи управленческого учета;
– выявить сущность финансово - экономического анализа в системе управленческого учета ;
– раскрыть особенности анализа хозяйственной деятельности в управленческом учете предприятия;
– рассмотреть практические приемы анализа в управленческом учете.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА …………… 5
Сущность и задачи управленческого учета ………………………….. 5
Сущность финансово - экономического анализа в системе управленческого учета ……………………………………………………... 5
Особенности анализа хозяйственной деятельности в управленческом учете предприятия ……………………………………………………............ 6
ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ ...…………... 22
2.1. Практические приемы анализа в управленческом учете ……………… 22
2.2. Изменения в структуре выпускаемой продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….. 34
Из перечисленных выше способов и методов обработки аналитической информации особенно широко используются способы сравнения, цепных подстановок, разниц.
В анализе применяются следующие виды сравнений: с планом, с предшествующим периодом (прошедшие день, неделя, декада, месяц, квартал, год, пятилетка), со средними данными, с лучшими данными (лучшими результатами работы, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники). Необходимое условие сравнения – сопоставимость сравниваемых показателей. Она обеспечивается пересчетом показателей в одних и тех же ценах, использованием переводных коэффициентов на разнородную продукцию, пересчетом плановых показателей нафактически выпущенную продукцию и т. п.
Сущность способа цепных подстановок заключается в том, что каждый из факторов поочередно рассматривается как переменный, а остальные принимаются в это время за постоянные. Каждая подстановка сопровождается расчетами, число которых на единицу больше числа факторов.Влияние переменного фактора определяют вычитанием из результата расчета, в котором изменился данный фактор, предыдущего результата расчета, в котором данный фактор не изменялся Порядок применения способа цепных подстановок рассмотрен в таблице 6.
Таблица 6
Факторы, влияющие на стоимость израсходованных материалов
Показатель, факторы |
По плану |
Фактически |
Отклонение |
Расход материала, кг |
102 |
100 |
-2 |
Цена 1 кг материала, руб. |
50 |
60 |
+10 |
Стоимость материала |
5100 |
6000 |
+900 |
В примере фактическая стоимость израсходованного материала превысила плановую величину на 900 руб. За отчетный период расход материалов уменьшился, а их цена увеличилась. Для определения влияния этих факторов на стоимость израсходованного материала необходимо выполнить следующие расчеты (подстановки).
Первый расчет. Расход материала и его цена –плановые.
102 кг • 50 руб. = 5100 руб.
Второй расчет. Расход материала – фактический, а цена – плановая.
100 кг • 50 руб. = 5000 руб.
Во втором расчете по сравнению с первым изменился только расход материала. Следовательно, разница сумм второго и первого расчетов обусловлена изменением именно этого фактора. За счет уменьшения расхода материала на 2 кг стоимость израсходованного материала уменьшилась на 100 руб. (5000 руб. – 5100 руб.).
Третий расчет. Расход материала и его цена –фактические.
100 кг • 60 руб. = 6000 руб.
В третьем расчете по сравнению со вторым изменился второй фактор – цена материала.
За счет увеличения цены
материала стоимость
Общее отклонение фактической стоимости израсходованного материала от плановой составило 900 руб. (-100 руб. + 1000 руб.).
Расчеты по определению влияния различных факторов на совокупный показатель при использовании способа цепных подстановок обычноосуществляют в специальных разработанных таблицах (см. табл. 7).
Таблица 7
Цепные подстановки
Показатель, факторы |
Расчеты | ||
первый |
второй |
третий | |
Расход материала, кг |
план 102 |
факт 100 |
факт, 100 |
Цена 1 кг материала, руб. |
план 50 |
план 50 |
факт 60 |
Стоимость материала, руб. |
план 5100 |
расчет 5000 |
факт 6000 |
Отклонение от предыдущего расчета |
– |
-100 |
+1000 |
Применение способа цепной подстановки требует строгой последовательности подстановок. Принято вначале определять влияние количественных факторов, а затем – качественных.
Количественные показатели и факторы характеризуют величину ресурсов и конечные результаты хозяйственной деятельности (расход материалов, численность рабочих, стоимость основных фондов и др.), а качественные – использование ресурсов (фондоотдача, производительность труда, рентабельность и т. п.).
В приведенном выше примере количественным фактором является расход материала, а качественным – их цена.
На экономические показатели отдельные факторы могут воздействовать не только с различной силой, но и в разных направлениях, которые определяют по смыслу и математическому выражению (+, - ).
Модификацией способа цепных подстановок является способ разниц.
При данном способе влияние факторов определяют умножением отклонений (разниц) по соответствующим факторам на абсолютные значениядругих факторов. Применение способа разниц требует соблюдения следующего правила. Для определения влияния количественного фактора на экономический показатель нужно изменение количественного фактора умножить на плановую или базисную величину качественного фактора. Влияние качественных факторов определяют умножением изменениякачественного фактора на фактическую величину количественного фактора.
В нашем примере разница между фактической и плановой величиной расхода материала 2 кг, а разница между плановой и фактической ценой – 10 руб. За счет уменьшения расхода материала стоимость израсходованных материалов уменьшилась на 100 руб. (-2 кг • 50 руб.), а за счет увеличения цены на материал – увеличилась на 1000 руб. (10 руб. • 100 кг).
В итоге получены такие же результаты, как и при способе цепных подстановок, но при меньшей трудоемкости расчетов.
При расчете влияния на экономический показатель не двух, а трех и более факторов количественные и качественные факторы целесообразно располагать от большего к меньшему. Влияние первого (самого большого) количественного фактора определяют умножением его отклонения на плановую или базисную величину остальных факторов (количественных и качественных). Влияние второго фактора определяют умножением его разницы на фактическую величину первого и плановуюили базисную величину третьего и последующего факторов. Влияние третьего фактора находят умножением его разницы на фактическую величину первого и второго и плановую или базисную величину четвертого и последующих факторов и т.д.
Такова общая методика формирования экономических показателей для обеспечения решения задач комплексного планирования, анализа, и в целом эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятия.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности постоянно происходят отклонения от намеченных к выполнению работ, например, вследствие нарушения планов поставки сырья и материалов, неплатежеспособности покупателей и т. п.
При наступлении таких событий руководители вынуждены принимать решения по обеспечению эффективной деятельности. Обычно в процессе принятия управленческого решения руководитель производит сравнительную оценку альтернативных вариантов и выбирает лучший из них. При несущественных изменениях опытные руководители принимают управленческие решения, как правило, исходя из накопленного опыта работы в подобных ситуациях. При существенных изменениях для принятия обоснованного управленческого решения необходимо иметь достаточный объем информации и использовать разработанные методики принятия управленческих решений.
Наиболее применяемыми являются следующие виды управленческих решений:
– определение точки безубыточности производства;
– определение ассортимента производства и продажи продукции;
– исчисление производственноголевериджа;
– принятие решений по ценообразованию;
– принятие решений при наличии ограничивающих факторов;
– принятие решений по капитальным вложениям.
Определение точки безубыточности
Определение точки безубыточности производства основано на зависимости показателей объема производства, цен продажи, затрат и прибыли. Знание этой зависимости помогает принять решения по регулированию объемов производства, величины затрат, установлению цен на продукцию.
Определение точки безубыточности можно осуществить следующими методами:
– графическим;
– математическим (с использованием формул).
Пример использования графического метода приведен на рисунке4.
Рисунок 4. Графический метод
определения точки
Анализ взаимосвязи затрат, выпуска и прибыли позволяет определить критическую точку (Е), при которой выручка равна затратам на производство продукции. Начиная с критической точки, организация получает прибыль. Критическую точку называют также точкой безубыточности или порогом рентабельности.
Если использовать формулы, то взаимосвязь затрат, выпуска и прибыли можно выразить следующим образом:
Выручка от реализации = Переменные затраты + Постоянные затраты +
+ Прибыль.
На основе этой зависимости можно вывести следующую:
Объем выпуска, соответствующий критической точке |
|
На основе приведенной зависимости можно определить объем реализации для получения целевой прибыли:
Целевойобъем реализации |
При использовании показателя «маржинальный доход» систему «затраты – выпуск – прибыль» можно выразить следующим образом:
Выручка от реализации = Переменные затраты +
+ Маржинальный доход (
Объем выпуска, соответствующий критической точке |
|
Целевойобъем реализации |
Используя вышеприведенную зависимость выручки от продажи от постоянных затрат, переменных затрат на единицу продукции и цены нанее, можно решать и ряд других задач, например, нахождение критической точки объема продаж при планируемом снижении постоянных затрат.
Исчисление
Производственный леверидж– это показатель соотношения объема производства, постоянных и переменных затрат и прибыли. Его называют иногда показателем управления прибылью. Чем меньше значение данного показателя, тем лучшим считается соотношение объема продаж,постоянных и переменных затрат и прибыли.
Производственныйлеверидж рассчитывается по формуле:
где Х– показатель производственноголевериджа;
g – количество проданной продукции;
р– цена за единицу проданной продукции;
з – переменные затраты на единицу продукции;
П – прибыль.
Принятие решений по ценообразованию
При установлении цен на продаваемую продукцию используют ценностный и затратный подходы.
При ценностном подходена основе маркетинговых исследований определяют возможную цену на продукт, возможный объем продаж и уже затем определяется технология производства и затраты на производство и продажу соответствующего продукта. Возможную прибыль определяют вычитанием из цены полной производственной себестоимостии расходов на продажу. Ценностной подход часто используют при установлении цен на новые виды продукции, в элитных клубах, ресторанах, магазинах, при оказании экзотических услуг и т. п.
При затратном подходецены на продукты устанавливают исходя из себестоимости их производства и продажи, намеченной прибыли и рентабельности. Например, если полная себестоимость намеченной к производству и продаже продукции составляет 100 руб. и организация планирует рентабельность на уровне 20%, то цена на продукт устанавливаетсяна уровне 120 руб. за единицу.
При затратном подходе цена устанавливается, как правило, исходя из намеченной рентабельности и полной себестоимости проданной продукции, которая складывается из неполной производственной себестоимости, общехозяйственных расходов и расходов по продаже. Вместе с тем возможны хозяйственные ситуации, когда цены на продукты или услугицелесообразно устанавливать на уровне их неполной производственной себестоимости и расходов на продажу.
Принятие решений при наличии ограничивающих факторов
Производство и продажа продукции или оказание услуг осуществляются, как правило, при наличии каких-либо ограничивающих факторов (недостаточность спроса, рабочей силы, производственных площадей, финансовых ресурсов, сырьевых ресурсов и т. п.). Поэтому одной из важнейших задач руководителя является выявление ограничивающих факторов и определение оптимальной структуры производства и продаж с целью получения максимальной прибыли.
Информация о работе Место анализа хозяйственной деятельности в системе управленческого учета