Метод учета затрат - «директ-костинг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Себестоимость можно рассчитать несколькими различными методами, одним из подобных методов является мало известный в нашей стране «директ-костинг», который рассмотрен в данной работе. Этот метод основан на расчете себестоимости по усеченным затратам, что принципиально отличает его от всех ранее существовавших методов. Как и любой метод, «директ-костинг» имеет ряд преимуществ и недостатков, но во многих случаях он дает более объективную оценку ситуации, нежели методы, основанные на учете полных издержек.

Содержание работы

Введение 3
1.Себестоимость, методы ее учета и калькулирования 5
1.1.Экономическая сущность понятия себестоимость 5
1.2.Методы учета и калькулирования себестоимости 18
2. Метод учета затрат - «директ-костинг» 21
2.1.Основные составляющие метода «директ-костинг», его преиму-
щества и недостатки 21
2.2.Практическое применение метода «директ-костинг» 27

Заключение 32
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая директ-костинг.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

       Для исчисления нетто-прибыли фирмы  из этой величины вычитают сумму постоянных затрат, которые не распределяются между носителями как переменные затраты, а попадают из подсистемы учета по местам возникновения затрат, минуя подсистему калькулирования производственного учета, в подсистему учета результатов за период.

       При «директ-костинг» общую сумму постоянных затрат за период относят на результаты того отчетного периода, в котором она возникла.  

    2.2. Практическое применение метода  «директ-костинг» 

       Когда наиболее выгодно и удобно применять метод «директ-костинг»? Естественно, это один из наиболее интересующих вопросов в процессе изучения данной системы. Для начала рассмотрим самую простую ситуацию. У нас один цех, один вид продукции и постоянный объем ее выпуска. Исходные данные представлены в таблице 2.1. 

                                              Таблица 2.1.

    Исходные  данные.

    

 

         В данном случае, если нам нужно  подсчитать чистую прибыль, которую получит предприятие, выпустив и продав 20,000 единиц продукции, не имеет значения, какой метод мы выберем, результат будет одинаковым. Поэтому применения метода «директ-костинг» здесь необязательно, и в нем в общем-то нет необходимости.

       Расчет  чистой прибыли методом «директ-костинг»  происходит по формулам 2.1.,2.2.

                          В - ПЕИ = БП,                 (2.1.)

                          БП - ПОИ = ЧП,              (2.2.)  

    где ПЕИ - переменные издержки; 

        БП - брутто-прибыль;

        ПОИ - постоянные издержки;

           

                                              Таблица 2.2.

    Расчет  чистой прибыли

      методом «директ-костинг».

    

 

         Данный пример, несмотря на свою  простоту, показывает, что ключевым пунктом «директ-костинг» является брутто-прибыль равная 65,000 рублей. Из этой прибыли собранной по разным продуктам (если они имеются) формируется сумма покрытия, из которой вычитаются постоянные издержки. Все, что остается после вычета постоянных издержек, является чистой прибылью.

  • при изменении объемов производства:

         рассчитаем брутто-прибыль на  единицу при выпуске 20,000 единиц  продукции по формулам 2.3., 2.4. 

                       БПЕ = ЦП - М,                (2.3.)

                       М = ПЕИ - ОВ,                (2.4.) 

    где БПЕ - брутто-прибыль на единицу продукции;

        М - переменные издержки на  единицу продукции; 

                 5-(35,000:20,000)=3.25 

      Если мы вновь повысим объем  выпуска до 25,000 штук, ожидаемая прибыль  составит, согласно формуле 2.5. 

                   ЧП = ОВ * БПЕ - ПОИ,             (2.5.) 

                25,000*3,25-40,000=41,250

    Проверим  правильность полученного результата в табл. 2.3.

                                             Таблица 2.3. 

    Расчет  чистой прибыли

    методом «директ-костинг».

    

 

      Таким образом мы видим, что  использование «директ-костинг» дает нам более точные результаты.

  • при складировании непроданной продукции:

       представим, что из 20,000 единиц продукции, произведенных  в первом примере продали только 18,000 единиц, а 2,000 оставшиеся на складе будут перенесены в следующий период.

       Тогда расчет чистой прибыли методом «директ-костинг» в табл.2.4. будет выглядеть следующим образом: 
 

                                              Таблица 2.4.

    Расчет  чистой прибыли при наличии продукции

    на  складе методом «директ-костинг».

    

 

      Пункт «продукция на складе»  означает стоимость этой продукции,  он  рассчитывается путем умножения  количества продукции на ее  среднюю себестоимость, которая рассчитывается по формуле 2.6.

     

                      СС2 = ИП : ОВ,               (2.6.) 

    где СС2 - средняя себестоимость (по переменным издержкам)

                  35,000:20,000=1.75

         При использовании «директ-костинг» все постоянные затраты списывают на тот период, когда они были произведены.

  • при наличии нескольких отделов или нескольких видов продукции:

         наиболее типичная ситуация, использования  «директ-костинг», это наличие нескольких отделов, цехов или нескольких видов продукции. Тогда схема учета по принципу «директ-костинг» (рис.2.1.) выглядит следующим образом:

       Продукт1    Продукт2      ...           Итого            

      или отдел1  или отдел2    ...                  

    

      Выручка1    Выручка2      ...     Общая выручка    

    - Переменные  Переменные           Общие переменные

      затраты1    затраты2      ...         затраты  

    

    = Брутто-     Брутто-               Общая брутто- 

      прибыль1    прибыль2     ...        прибыль

                                     - Общие постоянные 

                                             затраты

                                      = Чистая прибыль 

      Рис.2.1. Схема учета по принципу  «директ-костинг»

      при наличии нескольких отделов или видов продукции. 

      При таком построении учета  хорошо видно, какой вклад в  формирование брутто-прибыли вносит каждый вид продукции. Соответственно какая продукция покрывает какую часть постоянных издержек.

      Эта информация необходима для  формирования ассортимента и отслеживания видов продукции, которые устарели, стали неприбыльными и требуют снятия с производства. Кроме того, благодаря такой системе мы в состоянии определить, имеем ли мы возможность начать производство новой продукции, то есть смогут ли остальные виды продукции на начальном этапе покрыть постоянные издержки, которые требуются на ее производство. А также определить минимальную цену этой новой продукции. Она обязательно должна покрывать хоть часть постоянных издержек. В последствии же она должна увеличиться и полностью покрыть постоянные издержки, затраченные на производство продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

 

    В данной курсовой работе изложены теоретические  и практические вопросы, касающиеся метода учета затрат – «директ-костинг». В первой главе рассмотрены понятие себестоимости и методы ее учета и калькулирования. Вторая глава полностью посвящена методу «директ-костинг» и его практическому применению. В результате проведенного исследования метода учета затрат-«директ-костинг» можно сделать следующие выводы о том, что «директ-костинг» дает возможность:

  • установить связи и пропорции между затратами и объемами производства;
  • выявить суммы постоянных затрат, которые позволяют установить  влияние их величины на сумму прибыли;
  • получить информацию о прибыльности и убыточности производства в зависимости от его объема;
  • прогнозировать поведение себестоимости;
  • выявить изменения маржинального дохода как по организации в целом, так и по различным изделиям, выявления изделия с большей рентабельностью;
  • отражения в отчете о финансовых результатах изменений прибыли из-за изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции;
  • проводить эффективную политику цен;

     Однако  как мы показали в этой работе  метод «директ-костинг» имеет  как ряд преимуществ, так и ряд недостатков:

  • возникают трудности при разделении расходов на постоянные и   переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так уж много. Кроме того, в различных условиях одни и те же расходы могут вести себя по-разному;
  • “директ-костинг” не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость, поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства;
  • ведение учета себестоимости по сокращенной номенклатуре статей не отвечает требованиям нашего учета, одной из главных задач которого до последнего времени являлось составление точных калькуляций;
  • необходимо в ценах, устанавливаемых на продукцию предприятия, обеспечивать покрытие всех издержек предприятия.

    В настоящее время система «директ-костинг» применяется в нескольких вариантах:

  • классический «директ-костинг», предполагающий калькулирование по прямым (основным затратам);
  • система переменных затрат - калькулирование осуществляется по переменным затратам, в которые входят прямые расходы и переменные косвенные расходы;
  • система учета затрат в зависимости от загрузки производственных мощностей – в калькуляцию включаются все переменные расходы и часть постоянных, определяемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности.

    Решая, какой метод учета и калькуляции  себестоимости стоит применять, следует помнить, что не бывает универсальных вариантов. Поэтому нельзя однозначно сказать какой метод лучше. Проанализировав все примеры можно посоветовать применять «директ-костинг» на производстве, где имеется много цехов или отделов, где производится широкий ассортимент продукции, который к тому же часто меняется, где нет постоянных объемов выпуска, и где используют складирование непроданной в данный период продукции. Если же у этого предприятия к тому же не полностью загружены производственные мощности, и перед ним стоит вопрос, производить самому или же покупать какой-то из компонентов необходимых в дальнейшем производстве, а также оно сталкивается с рядом ограничивающих факторов, учитывая которые надо сформировать ассортимент, то в данном случае «директ-костинг» просто необходим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы
 
        1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части  I и П./ Собрание законодательства РФ.- № 32 от 5 декабря 1994г.
        2. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
        3. Налоговый кодекс  РФ часть 1 и 2.
        4. Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98
        5. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99
        6. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99
        7. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению»
        8. Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н. «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
        9. Письмо Госналогслужбы РФ от 10.08.1995г. № 37 Инструкция «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»
        10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 640с. – (Серия «Высшее образование»).
        11. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 476с.
        12. Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. и др. Бухгалтерский учет: Учебник.-М.: Бухгалтерский учет, 2002
        13. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ.-М.: Аудит 1994
        14. Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости продукции. Аналитика-Пресс- М.:1997
        15. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг». Теория и практика. М.: Финансы и статистика, 1993
        16. Карпова Т.П. Основы управленческого учета.  М.: ИНФРА-М, 1997
        17. Берзинь И.Э. Экономика фирмы.- М.:1997
        18. Самойлова Л.Б.., Экономика и планирование производственной фирмы . Калининград: КГУ, 1996
        19. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет.- М.: Финансы и статистика. 1998
        20. Муравьев А.И. Проблемы измерения, оценки и планирования повышения эффективности производства. –ЛГУ, 1984
        21. Пошерстник Е.Б., Пошерстник Н.В. Состав и учет затрат в современных условиях.. Москва- Санкт-Петербург.: Издательский ТД «Герда», 2000
        22. Яругова Я. Управленческий учет –М.: Финансы и статистика, 2001
        23. Хернгрен Ч., Форстер Г. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. (Пер. с англ.)- М.: Финансы и статистика, 2000
        24. Соколов Л.В., Пятов М.Л. Управленческий учет: как его понимать. Журнал «Бухгалтерский учет» 7/03
        25. Зубарева С.А. Основные принципы организации управленческой отчетности. Журнал «Бухгалтерский учет» 12/03
        26. Попова  Л.В., Маслова И.А., Маслов Б.Г. Метод «директ-костинг» в управленческом учете. Журнал «Бухгалтерский учет» 19/03

Информация о работе Метод учета затрат - «директ-костинг»