Методы исправления типичных ошибок при составлении бухгалтерской отчетности на примере ЗАО «Остров Сокровищ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы было рассмотреть существующий порядок нахождения и исправления типичных ошибок при составлении бухгалтерской отчетности.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы:
рассмотреть виды наиболее часто допускаемых ошибок;
найти способы выявления бухгалтерских ошибок;
обозначить порядок их исправления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Типичные ошибки при составлении бухгалтерской отчетности…....5
Организационные ошибки…………………………………………………...5
Технические ошибки………………………………………………………....9
Методологические ошибки………………………………………………...10
Раздел 2. Способы выявления ошибок, порядок их исправления…………....15
2.1. Техника исправлений ошибок……………………………………………...15
2.2. Общие правила исправления бухгалтерских ошибок…………………….21
2.3. Составление бухгалтерских справок………………………………………29
Раздел 3. Методы исправления типичных ошибок при составлении бухгалтерской отчетности на примере ЗАО «Остров Сокровищ»…...………31
Заключение……………………………………………………………………....42
Список использованной литературы…………………………………………..44

Файлы: 1 файл

Типичные ошибки бухгалтерской отчтености и методы их устране.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Типичные ошибки при составлении бухгалтерской отчетности…....5

    1. Организационные ошибки…………………………………………………...5
    2. Технические ошибки………………………………………………………....9
    3. Методологические ошибки………………………………………………...10

Раздел 2. Способы выявления ошибок, порядок их исправления…………....15

2.1. Техника исправлений ошибок……………………………………………...15

2.2. Общие правила исправления бухгалтерских ошибок…………………….21

2.3. Составление бухгалтерских справок………………………………………29

Раздел 3. Методы исправления типичных ошибок при составлении бухгалтерской отчетности на примере ЗАО «Остров Сокровищ»…...………31

Заключение……………………………………………………………………....42

Список использованной литературы…………………………………………..44

 

Введение

В современной  России вопрос о точности в бухгалтерском учёте остаётся нерешённым. Для правильного ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности необходимо не просто ознакомиться, но и хорошо разобраться с таким понятием как ошибка в бухгалтерском учёте, рассмотреть их виды, способы выявления, а также изучить порядок исправления ошибок.

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Однако при составлении бухгалтерской отчетности могут быть выявлены ошибки, которые были допущены при расчетах. Так как эти ошибки могут реально повлиять на оценку финансового состояния предприятия, то каждое предприятие должно находить способы выявления данных ошибок, а, также, способы их ликвидации, которые бы не противоречили законодательству Российской Федерации.

Актуальность  темы данной курсовой работы обусловлена  необходимостью расширения базы знаний о правильном составлении бухгалтерской отчётности, ведения бухгалтерского учёта, а также проведения аудита.

Процедура выявления ошибок подразумевает их локализацию и идентификацию. Локализация заключается в установлении временного интервала возникновения ошибки и перечня ее возможных документальных носителей. Идентификация предполагает определение точного места нахождения и конкретного ошибочного значения показателя.

Основными способами выявления ошибок с помощью системы внутреннего контроля являются: инвентаризация; динамический (горизонтальный) и структурный (вертикальный) анализ показателей бухгалтерской отчетности; тестирование бухгалтерских записей; самоконтроль при составлении отчетов (арифметико-логический контроль, проверка взаимной увязки показателей).

Целью данной курсовой работы было рассмотреть существующий порядок нахождения и исправления типичных ошибок при составлении бухгалтерской отчетности.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы:

  • рассмотреть виды наиболее часто допускаемых ошибок;
  • найти способы выявления бухгалтерских ошибок;
  • обозначить порядок их исправления.

Объектом исследования данной курсовой работы являются типичные ошибки при составлении бухгалтерской отчетности.

 Предметом исследования является порядок их исправления типичных ошибок при составлении бухгалтерской отчетности.

Теоретическую и методологическую основу исследований составляют труды ученых-экономистов  в области отечественной и  зарубежной теории и практики бухгалтерского учета, нормативные и законодательные акты Российской Федерации по вопросам бухгалтерского и налогового учета, публикации в периодической печати по теме курсовой работы.

Практическая  значимость работы заключается в  возможности использования приведенных примеров в работе бухгалтера, а так же учета и дальнейшего исключения возможных ошибок в практике составления бухгалтерской отчетности и ежедневной работе.

 

Раздел 1. Типичные ошибки при составлении бухгалтерской  отчетности

    1. Организационные ошибки

 

Каждый бухгалтер  сталкивается с необходимостью исправления ошибок в бухгалтерском и налоговом учетах (исправления в первом с неизбежностью приводят к ошибкам во втором). Как говорится, "не ошибается тот, кто не работает". Причины, приводящие к исправлениям, могут быть самыми разными, в том числе и не зависящими от бухгалтера, например, опубликование разъяснений налоговых органов по тому или иному вопросу.

Основными законодательными и нормативными документами, регламентирующими  порядок составления и представления  бухгалтерской отчетности, в настоящее время являются:

Федеральный закон  от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ;

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина  России от 6 июля 1999 г. №43н;

Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н;

Указания о  порядке составления и представления  бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н (далее — Указания о порядке составления отчетности).

Именно несоблюдение отдельных положений данных документов и приводит к ошибкам при составлении  бухгалтерской отчетности.

Ошибки бывают:

  • в первичных документах, на основании которых ведется бухгалтерский и налоговый учет;
  • в бухгалтерском учете (неверное отражение хозяйственной операции на основании первичных документов);
  • в отчетности по налогам (декларациях).
  • Часто встречающиеся ошибки можно условно разделить на три группы:
  • организационные — ошибки, связанные с неправильным определением состава бухгалтерской отчетности, периодичности ее составления;
  • технические — неправильное заполнение отдельных реквизитов и арифметические ошибки, возникающие при заполнении форм отчетности;
  • методологические — возникают в связи с неправильным ведением бухгалтерского учета и, как следствие, ошибками при перенесении данных учета в отчетность.

Каждая организация  обязана составлять бухгалтерскую  отчетность по результатам отчетного  периода (промежуточная) и отчетного  года (годовая). В полном объеме составляется только годовая бухгалтерская отчетность. Квартальную и месячную бухгалтерскую отчетность допускается составлять лишь в объеме первых двух форм: бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2).

К одной из основных организационных ошибок формирования бухгалтерской отчетности, без сомнения, можно отнести несоставление промежуточной отчетности за месяц. В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете в организации должна быть составлена квартальная и месячная бухгалтерская отчетность. Обычно сотрудники бухгалтерии в этом случае считают, что достаточно составлять месячную бухгалтерскую отчетность в электронном виде, поскольку она не сдается внешним пользователям (например, в налоговые органы). Однако при этом не учитывается п. 6 ст. 13 данного Закона, который требует составлять и хранить бухгалтерскую отчетность на бумажных носителях. Аналогичную ошибку зачастую допускают организации, представляющие отчетность в налоговые органы в электронном виде. Почему-то в данных организациях обычно отсутствует полный комплект бухгалтерской отчетности на бумажных носителях, подписанный руководителем и главным бухгалтером.

При составлении  первой бухгалтерской отчетности вновь  созданным организациям необходимо учитывать положения п. 2 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете, устанавливающие, что для организаций, созданных после 1 октября, первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года. Таким образом, к примеру, организация, созданная 15 октября 2011 г., должна представить свою первую годовую бухгалтерскую отчетность только 30 марта 2013 г. В показатели этой отчетности должны войти сведения об имуществе организации и финансовых итогах ее деятельности за период с 15 октября 2011 г. по 31 декабря 2012 г. А в данные отчетности за I квартал 2012 г. организация должна включить все хозяйственные операции с 15 октября 2011 г. по 31 марта 2012 г.

Распространенной  организационной ошибкой является также неправильное определение состава бухгалтерской отчетности организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства. В соответствии с п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности, могут принять решение о том, что в состав годовой бухгалтерской отчетности они включают только баланс и отчет о прибылях и убытках. Обычно такие организации ошибочно не оформляют решение о составлении годовой бухгалтерской отчетности в упрощенном порядке.

Кроме того, ошибочно составляют годовую бухгалтерскую  отчетность в неполном объеме организации  малого бизнеса, которые должны проводить  обязательную аудиторскую проверку из-за превышения предельных значений выручки от реализации (50 млн. руб.) или валюты баланса (20 млн. руб.).

Зачастую приходится сталкиваться со случаями полного несоставления  бухгалтерской отчетности организациями  малого предпринимательства, перешедшими  на упрощенную систему налогообложения  в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ. При этом должностные лица таких организаций ссылаются на п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете, который якобы освобождает их от обязанностей по ведению бухгалтерского учета. Однако они не обращают внимание на то, что помимо этого Закона есть другие законодательные акты, требующие ведения бухгалтерского учета.

Например, для  обществ с ограниченной ответственностью это Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), а для акционерных обществ — Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». В ряде статей данных Законов прямо указывается на обязанность ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности ООО и АО.

Необходимо еще помнить, что практически все уставы организаций содержат положения о ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности. Минфин России в ряде писем (в частности, от 19 сентября 2011 г. № 03-11-04/2/142) также указывал на недопустимость отсутствия ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в ООО и АО. Более того, отсутствие бухгалтерской отчетности в данных организациях приводит к невозможности распределять полученную прибыль собственниками, увеличивать или уменьшать уставный капитал, проводить годовые собрания собственников и т.п.

В отдельных  случаях неведение бухгалтерского учета может привести и к претензиям со стороны налоговых органов. Например, когда организация, не ведущая бухгалтерский  учет и не составляющая бухгалтерскую отчетность, принимает решение о распределении дивидендов между собственниками и использует при выплате дивидендов пониженную ставку НДФЛ.

Достаточно  распространенной ошибкой является непроведение организациями обязательной аудиторской проверки годовой отчетности. При этом отчетность оказывается неполной, что приводит к получению требований от внешних пользователей (в частности, налоговых органов) о предоставлении аудиторского заключения. В противном случае на организацию и ее должностных лиц может быть наложен штраф.

В соответствии со ст. 12 Закона о бухгалтерском учете  перед составлением годовой отчетности все организации обязаны проводить  инвентаризацию активов и обязательств. Ее отсутствие в установленные сроки  не позволяет считать составленную бухгалтерскую отчетность достоверной и зачастую является причиной отказа в выдаче безусловно положительного аудиторского заключения.

 

1.2. Технические ошибки

 

Одна из наиболее распространенных технических ошибок — в порядке подписания форм отчетности. В основном это касается организаций, в которых бухгалтерский учет ведет не главный бухгалтер, а специализированная организация или бухгалтер-специалист по договору подряда. В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете в этом случае подписывать отчетность за главного бухгалтера должен руководитель специализированной организации или бухгалтер-специалист. На практике же зачастую подпись за главного бухгалтера ошибочно ставит руководитель организации, в которой ведется бухгалтерский учет.

В Российской Федерации  показатели бухгалтерской отчетности должны указываться в тысячах  или миллионах рублей без десятичных знаков. Однако некоторые бухгалтерские  работники по-прежнему пытаются указывать  данные бухгалтерской отчетности в  рублях по аналогии с данными налоговой отчетности. Этой ошибке способствует наличие такой возможности в ряде распространенных бухгалтерских компьютерных программ.

При проверках  отчетности приходится сталкиваться с  отсутствием в ней реквизита  «Дата подписания отчетности». Необходимо отметить, что в типовых бланках бухгалтерской отчетности предусмотрено четыре разные даты.

1. Отчетная дата  бухгалтерской отчетности — для  годовой отчетности это 31 декабря  отчетного года, а для промежуточной  — последняя дата отчетного  периода.

2. Дата утверждения  бухгалтерской отчетности — это  дата проведения общего годового  собрания собственников организации,  на котором рассмотрены итоги  ее деятельности за отчетный  год. Обычно это дата протокола  общего собрания или решения  собственника об утверждении финансовых итогов деятельности организации. В соответствии с законодательством РФ для АО дата утверждения годовой бухгалтерской отчетности должна быть в пределах с 1 февраля до 30 июня года, следующего за отчетным, а для ООО — с 1 февраля до 30 апреля года, следующего за отчетным. Если отчетность предоставляется внешним пользователям до проведения общего собрания собственников, реквизит «Дата утверждения» не заполняется. Не заполняется он и в промежуточной отчетности.

Информация о работе Методы исправления типичных ошибок при составлении бухгалтерской отчетности на примере ЗАО «Остров Сокровищ»