Методы обнаружения ошибок и мошенничества в процессе аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

В условиях рынка хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать информацию всеми участниками сделок.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности фирмы.

Содержание работы

Введение
Ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Виды мошенничества, симптомы
Методы обнаружения мошенничества в ходе аудиторской проверки, действия аудитора при обнаружении возможного мошенничества
Практика (объект исследования ООО«Племхоз Ухта-97 »)
Заключение
Список литературы
ошибка мошенничество бухгалтерский отчетность

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.18 Кб (Скачать файл)

к) наличие разногласий среди  акционеров (участников) аудируемого  лица;

л) повторяющиеся усилия руководства  аудируемого лица оправдать отсутствие детального бухгалтерского учета или  ведение ненадлежащего учета  со ссылками на принцип существенности;

м) напряженный характер отношений  между руководством аудируемого  лица и действующим или предшествующим аудитором, о чем свидетельствуют  следующие обстоятельства:

постоянно возникающие споры с  действующим или предшествующим аудитором по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской  отчетности, проведения аудита;

необоснованные требования к аудитору, в том числе, связанные с сокращением  сроков завершения аудита и представления  аудиторского заключения;

официальные или неофициальные  ограничения в работе аудитора, которые  затрудняют его общение с сотрудниками, доступ к информации или возможность  общения с представителями собственника аудируемого лица;

стиль диктата со стороны руководства  аудируемого лица в общении с  аудитором, в частности, попытки  повлиять на объем аудита или на выбор сотрудников, назначаемых  для выполнения аудиторского задания.

Возникающие в  результате присвоения активов

1. Мотивирующие факторы и давление

1.1. Наличие личных финансовых  обязательств может оказать давление  на руководство аудируемого лица  или рядовых сотрудников, имеющих  доступ к денежным средствам  и другим активам, подверженным  хищениям.

1.2. Плохие отношения между администрацией  аудируемого лица и сотрудниками, имеющими доступ к денежным  средствам и другим активам,  подверженным хищениям, могут побудить  сотрудников присвоить такие  активы. Плохие отношения могут  возникнуть, например, по следующим  причинам:

а) фактически происходящем или планируемом  сокращении штатов;

б) недавно внесенным или планируемым  изменением в порядке оплаты труда, выплаты премий, компенсаций и  т.д.;

в) повышением по службе, выплатой компенсаций  и другими формами морального и материального поощрения, которые  не отвечают ожиданиям сотрудника.

2. Возможности для совершения  недобросовестных действий

2.1. Определенные условия и обстоятельства  могут облегчать возможность  присвоения активов, в частности:

а) обращение крупных сумм наличных денежных средств;

б) наличие небольших по размеру  единиц запасов, которые обладают высокой  стоимостью или пользуются большим  спросом;

в) наличие легко реализуемых  активов, таких как денежные документы  на предъявителя, бриллианты, компьютерные микросхемы;

г) наличие основных средств небольшого размера в сочетании с рыночной привлекательностью и отсутствием  признаков, идентифицирующих собственника.

2.2. Возможности для присвоения  активов могут расширяться в  случае неадекватности системы  внутреннего контроля. Например, присвоение  активов может происходить в  тех случаях, когда имеют место  следующие обстоятельства:

а) неправильное разделение обязанностей или неудовлетворительная организация  независимых проверок;

б) недостаточный контроль за расходами, осуществляемыми лицами из состава  высшего руководства, в частности, командировочными расходами и суммами  возмещения понесенных расходов;

в) слабый контроль со стороны руководства  аудируемого лица за сотрудниками, материально ответственными за активы, например, недостаточный контроль и  надзор за сотрудниками, работающими  в территориально отдаленных подразделениях;

г) недостаточно тщательная проверка принимаемых на работу сотрудников, которые будут иметь доступ к  активам;

д) неквалифицированное ведение  учета активов;

е) отсутствие соответствующей системы  санкционирования хозяйственных операций (например, операций по приобретению);

ж) недостаточное обеспечение физической сохранности денежных средств, финансовых вложений, запасов и основных средств;

з) отсутствие полной и своевременной  инвентаризации активов;

и) отсутствие своевременного надлежащего  документирования хозяйственных операций (например, кредитование в случае возврата товаров);

к) неиспользование права на очередной  отпуск сотрудниками, исполняющими ключевые контрольные функции;

л) недостаточная осведомленность  руководства аудируемого лица в  области информационных технологий, что дает возможность работникам информационно-технологических подразделений  присваивать активы;

м) слабый контроль за правами доступа  к автоматически осуществляемым учетным записям, в том числе  неэффективный контроль за ведением журналов регистрации событий в  информационных системах.

3. Способность завуалировать совершение  недобросовестных действий, находя  им логическое обоснование

а) игнорирование необходимости  контроля за рисками, связанными с присвоением  активов, или снижения рисков;

б) игнорирование системы внутреннего  контроля за присвоением активов  посредством обхода существующих средств  контроля, или игнорирования необходимости  устранения выявленных недостатков  системы внутреннего контроля;

в) манера поведения, указывающая на неудовлетворенность сотрудника работой  в аудируемом лице в целом или  отношением к себе лично;

г) изменения в манере поведения  или стиле жизни, которые могут  указывать на факт присвоения активов;

д) терпимое отношение к мелкому  хищению. [2]

Примеры обстоятельств, указывающих на возможность наличия  недобросовестных действий.(“красные флажки”)

1. Несоответствия в учетных записях,  в том числе:

а) хозяйственные операции, которые  отражены в неполном объеме или с  несовпадением сроков, либо отражены неправильно в части сумм, учетного периода, классификации или учетной  политики аудируемого лица;

б) документально неподтвержденные или несанкционированные данные счетов бухгалтерского учета или  хозяйственные операции;

в) корректировки, внесенные при  составлении бухгалтерской отчетности, которые существенно влияют на финансовые результаты;

г) доказательства доступа работников к информационным системам и учетным  записям, которые не оправдываются  производственной необходимостью;

д) информация, сообщенная аудитору в  конфиденциальном порядке, о подозрениях  в отношении совершения недобросовестных действий.

2. Противоречивые или недостающие  доказательства, в том числе:

а) недостающая документация;

б) документация, в которую, по всей видимости, были внесены изменения;

в) наличие только ксерокопий или  электронных копий документов, в  то время как должны существовать оригиналы;

г) существенные необъясненные несоответствия, выявленные при проверке согласованности  данных;

д) необычные изменения в данных бухгалтерского баланса, либо изменения  в динамике важнейших коэффициентов, или несоответствие взаимосвязей показателей, отраженных в бухгалтерской отчетности, например, опережающий рост дебиторской  задолженности по сравнению с  показателями выручки;

е) непоследовательная, неопределенная или неестественная реакция руководства  аудируемого лица или сотрудников  на запросы аудитора или аудиторские  аналитические процедуры;

ж) необычные расхождения между  текущими учетными записями аудируемого  лица и ответами на запросы о подтверждении  информации;

з) большое количество учетных записей  по кредитованию счетов учета дебиторской  задолженности и иных корректировок, сделанных в отношении счетов учета дебиторской задолженности;

и) необъясненные или неудовлетворительно  объясненные расхождения между  данными учетных регистров по учету дебиторской задолженности  и соответствующим счетом бухгалтерского учета, или между утверждениями  покупателей и заказчиков и данными  учетных регистров по учету дебиторской  задолженности;

к) недостающие или несуществующие аннулированные чеки в случаях, когда  аннулированные чеки обычно хранятся вместе с выпиской с банковского  счета;

л) недостача единиц запасов или  объектов материальных активов, которые  характеризуются крупными размерами;

м) недоступные или пропущенные  доказательства в электронной форме, что противоречит существующей практике и политике аудируемого лица в  части хранения документов;

н) меньшее или большее количество ответов на запросы о подтверждении  информации, по сравнению с ожидавшимся;

о) неспособность предоставить доказательства проведенного в текущем году тестирования измененных или внедренных впервые  основных информационных систем.

3. Напряженные или необычные  отношения между аудитором и  руководством аудируемого лица, в том числе:

а) отказ руководства аудируемого  лица в предоставлении аудитору доступа  к документации, производственным объектам, определенным работникам, покупателям  и заказчикам, поставщикам и иным лицам, от которых аудиторы могли  бы получить аудиторские доказательства;

б) необоснованная спешка со стороны  руководства аудируемого лица при  решении сложных или спорных  вопросов;

в) жалобы руководства аудируемого  лица на подход к проведению аудита, запугивание участников аудиторской  группы, особенно в связи с критической  оценкой аудитором аудиторских  доказательств или в ходе принятия решений аудитора в отношении  возможных разногласий с руководством аудируемого лица;

г) длительные задержки при предоставлении запрошенной у аудируемого лица информации;

д) нежелание облегчить доступ аудитора к основным электронным файлам для  проведения тестирования с помощью  компьютеров;

е) отказ руководства аудируемого  лица в предоставлении аудитору доступа  к ведущим работникам информационно-технологического отдела, включая специалистов по информационной безопасности, операторов и разработчиков  систем, а также к соответствующему оборудованию;

ж) нежелание руководства аудируемого  лица дополнительно раскрывать информацию в бухгалтерской отчетности или  уточнять уже раскрытую информацию с тем, чтобы сделать отчетность более полной и понятной;

з) нежелание руководства аудируемого  лица своевременно устранять выявленные недостатки системы внутреннего  контроля.

4. Прочие факторы:

а) нежелание руководства аудируемого  лица дать согласие на закрытую встречу  аудитора с представителями собственника аудируемого лица;

б) принципы учетной политики, которые  отличаются от характерных для данного  вида деятельности;

в) частые изменения в оценочных  значениях, которые нельзя объяснить  изменившимися обстоятельствами;

г) терпимое отношение руководства  аудируемого лица к нарушениям кодекса  поведения аудируемого лица.[2]

 
 

Методы обнаружения мошенничества  в ходе аудиторской проверки, действия аудитора при обнаружении возможного мошенничества 

 

Значение системы  внутреннего контроля

Руководство аудируемого лица обязано  создать контрольную среду и  поддерживать политику и процедуры, обеспечивающие максимальное достижение поставленных целей упорядоченной  и эффективной деятельности аудируемого  лица путем внедрения и обеспечения  непрерывности функционирования системы  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля, предназначенной для предотвращения и обнаружения фактов недобросовестных действий и ошибок. Такая система  снижает, но не устраняет полностью  риск искажений из-за ошибок и недобросовестных действий. Соответственно, руководство  аудируемого лица несет ответственность  за любой остающийся риск.[6]

В ходе проверки аудитор обязательно  проверяет эффективность системы  учета. Если проверяющий делает вывод  о том, что система подразумевает  периодические сводные проверки остатков по счетам учета и прочие меры, значит система сама выявляет незначительные ошибки в хозяйственной  деятельности, а персонал более уверен в несостоятельности фальсификаций.

Аудитор должен выполнить аудиторские процедуры с целью получения информации, необходимой для выявления рисков существенных искажений: направляет руководству аудируемого лица запросы в отношении:

а) собственной оценки руководства  аудируемого лица рисков того, что  бухгалтерская отчетность может  быть существенно искажена в результате недобросовестных действий, включая  характер, объем и периодичность  проведения такой оценки;

б) проводимого руководством аудируемого  лица процесса выявления и реагирования на риски недобросовестных действий, включая любые выявленные руководством аудируемого лица конкретные риски  или риски, на которые было обращено внимание руководства аудируемого  лица, а также процесса определения  в наибольшей степени подверженных риску искажения в результате недобросовестных действий остатков по счетам бухгалтерского учета, групп  однотипных операций или фактов раскрытия  информации.

в) взаимодействия (если оно имеет  место) между руководством аудируемого  лица и представителями собственника аудируемого лица в отношении  процесса выявления рисков, возникающих  в результате недобросовестных действий, и принятия мер в отношении  таких рисков;

г) взаимодействия (если оно имеет  место) между руководством аудируемого  лица и работниками аудируемого  лица в части доведения до сведения работников точки зрения руководства  на вопросы деловой практики и  норм этики.

Информация о работе Методы обнаружения ошибок и мошенничества в процессе аудита