Международные стандарты финансовой отчетности и российские учетные страндарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:14, реферат

Описание работы

Международные стандарты финансовой отчётности отчётности (англ. International Financial Reporting Standards, IFRS, МСФО), в отличие от некоторых национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип непрерывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Международные стандарты финансовой отчетности в мире……..….5
История развития МСФО………………………………………………….5
Применение МСФО………………………………………………………..7
Общие принципы МСФО………………………………………………….8
Основные различия МСФО и их причины…………………………...…12
Глава 2. Международные стандарты финансовой отчетности в российской системе учета……………………………………………………………….……15
Основные различия российских и международных стандартов финансовой отчетности…………………………………………….…….16
Принципы составления финансовой отчетности……………………….16
Элементы и состав финансовой отчетности………………………...…..18
Бухгалтерский баланс…………………………………………………….23
Отчет о прибылях и убытках……………………………………………..29
Отчет о движении денежных средств…………………………………....31
Прочие различия…………………………………………………………..34
Проблемы трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО……………………………………………………………………...37
Заключение…………………………

Файлы: 1 файл

мсфо 8.docx

— 79.01 Кб (Скачать файл)
  • техническая осуществимость продукта или процесса может быть продемонстрирована;
  • компания намерена производить, продавать или использовать продукт или процесс;
  • может быть продемонстрировано наличие рынка для продукта или процесса, или, если он предназначен скорее для внутреннего использования, а не для продажи, то его полезность для компании;
  • существуют достаточные ресурсы, или их доступность может быть продемонстрирована, для завершения проекта, продажи или использования продукта или процесса;
  • затраты, относимые на продукт или процесс, могут быть надёжно оценены.

В российском учете затраты  на НИОКР могут капитализироваться как по ОКР, так и по НИР в  случае наличия положительного результата. Поскольку наличие положительного результата не означает однозначно возможности  использования или продажи результатов  исследований и разработок, необходимо признать существенное отличие в  квалификации данных объектов в российском учете от требований МСФО. Следовательно, при подготовке финансовой отчетности в формате МСФО следует списать  те затраты на расходы соответствующего периода, которые не подпадают под  определение затрат на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы согласно МСФО.

Таким образом, в отношении  нематериальных активов между российскими  и международными стандартами есть отличия практически по всем показателям. Возможно, российский национальный стандарт и не должен быть полной копией соответствующего международного. Однако взаимодействие отечественных организаций с  иностранными партнерами требует понимания  отчетности наших компаний зарубежным пользователем. НМА - один из наиболее сложных объектов учета, их неосязаемость, проблемы с идентификацией и оценкой  могут привести к неоднозначным  трактовкам отчетности.

Можно выделить ряд различий при учёте материально-производственных запасов. Учёт запасов регулируется МСФО 2 «Запасы» и ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов» (в ред. Приказа Минфина  РФ от 26.03.2007 N 26н). ПБУ 5/01 предписывает оценивать МПЗ по фактической себестоимости. А в конце отчетного периода материально-производственные запасы должны переоцениваться: «Материально –   производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей». На основании данного определения несколько не понятно, как должны оцениваться запасы, цена возможной реализации которых в одном отчетном периоде была ниже фактической себестоимости, а в следующем отчетном периоде выросла выше фактической себестоимости. В соответствии с МСФО 2 запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой цене продаж. При этом в соответствии с МСФО возможная цена продаж рассчитывается за вычетом расходов на продажу (что не предусмотрено ПБУ).

2.1.4. Отчет о прибылях  и убытках.

Международные стандарты  учета предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты  отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, а в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований к составлению документации. Требование наличия надлежащей документации часто  не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся  к определенному периоду. Основополагающий принцип МСФО, заключающийся в  том, что содержание финансовой отчетности важнее формы представления информации или ее извлечения, находится в  противоречии с положением о необходимости  наличия достаточной документации для отражения операции. Различие в сроках учета операций, в отношении  которых не имеется достаточной  документации в соответствии с российской системой учета, приводит к многочисленным расхождениям между МСФО и российской системой учета в отчете о прибылях и убытках. Самый распространенный пример несоответствия – многие российские предприятия признают выручку не по дате отгрузки, а по дате счета-фактуры, который может выписываться через 2-3 недели после даты отгрузки (когда, например, цена на продукцию рассчитывается на основе какого-либо индикатора за период времени до и после даты счета-фактуры).

Также следует выделить некоторые  различия в составе себестоимости  реализованной продукции. В соответствии с МСФО коммерческие расходы и, в общем случае, общехозяйственные расходы (амортизация зданий управления, расходы на содержание аппарата управления, вспомогательных служб) не рассматриваются как непосредственно связанные с приобретением и производством товаров, и, следовательно, не включаются в себестоимость производства. В соответствии с российской системой учета коммерческие расходы и общехозяйственные расходы могут включаться в состав себестоимости реализованной продукции, если это предусмотрено учетной политикой. Поэтому, например, проводка по списанию общехозяйственных расходов на себестоимость продукции (дебет 20 – кредит 26) является не совсем корректной, и необходимо делать корректировочные записи, раскрывая данные расходы отдельно. Отдельно следует обратить внимание на отражение налогов, кроме налога на прибыль, в отчете о прибылях и убытках. В России эти налоги обычно включаются в разные строки: например, таможенные сборы, налог на пользователей автодорог (сейчас он отменен) отражаются по строке управленческих или коммерческих расходов, тогда как налог на имущество и налог на рекламу обычно включаются в состав прочих расходов. Также в российский отчет о прибылях и убытках не включаются экспортные таможенные пошлины (они исключаются из выручки и из себестоимости) и акцизы, так что пользователи отчетности не имеют возможности оценить сумму пошлин, которые могут быть очень существенными для некоторых компаний. Согласно МСФО акцизы показываются в составе выручки отдельно, пошлины могут также показываться в составе выручки, если это предусмотрено учетной политикой.       

Большой теоретический и  практический интерес вызывает учёт бартера. В российской экономике  бартер играет значительно более  важную роль, нежели в международных  масштабах. Согласно МСФО, если товары или услуги обмениваются на другие однородные и аналогичные по стоимости  товары или услуги, такая сделка не признается реализацией. Такая ситуация возникает, когда поставщики обмениваются товарами, перемещая их между различными регионами, с тем чтобы своевременно отреагировать на локальные изменения  спроса  (например, взаимные поставки нефтепродуктов). В тех случаях, когда происходит обмен разнородными товарами, например, грузовые автомобили обмениваются на стальной прокат, выручка должна оцениваться по справедливой стоимости полученных товаров (услуг), скорректированной на сумму переданных денежных средств или их эквивалентов. Если невозможно оценить справедливую стоимость полученных товаров (услуг), выручку оценивают по стоимости переданных товаров (услуг), скорректированной на сумму переданных денежных средств или их эквивалентов. В российской системе учета бартерные операции всегда рассматриваются как реализация, а случае обмена однородными и разнородными товарами не рассмотрены. Следовательно, при обмене товаров на аналогичные товары, такие сделки следует исключить из реализации, определяемой согласно международным стандартам.

В соответствии с российскими  стандартами доходы и расходы, полученные и понесенные по разным операциям, отражаются развернуто: операции с ценными бумагами, материалами, основными средствами, курсовые и суммовые разницы, налоги, подлежащие уплате, штрафы и пени к  уплате или к получению и т.д. Согласно МСФО 1 (п. 36) выручка и расходы  по неосновной деятельности должны показываться свернуто. Поэтому для целей трансформации  финансовой отчетности необходимо получить расшифровку указанных строк  по видам расходов и доходов и  свернуто показать только те доходы и  расходы, которые относятся к  одним и тем же операциям: как  правило, это относится к операциям  по реализации основных средств, материалов, а также к курсовым и суммовым разницам.

2.1.5. Отчет о движении  денежных средств.

Для ведения хозяйственной  деятельности, исполнения обязательств и обеспечения доходности компании нужны денежные средства. Способность  генерировать денежные потоки – важнейший  показатель финансового состояния. Отчет о движении денежных средств  обеспечивает предоставление информации, позволяющей оценить эти показатели, а также понять изменения в  чистых активах компании, ее финансовую структуру (в том числе ликвидность  и платежеспособность), способность регулировать время и плотность денежных потоков в условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних факторов. Отчет о прибылях и убытках в международной практике готовится по МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств», в России – в соответствии с Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н).

Включение отчета о движении денежных средств в финансовую отчетность позволяет осуществить моделирование  текущей стоимости будущих денежных потоков для сравнительной оценки компаний.

В соответствии с МСФО 7 «Отчеты  о движении денежных средств» в отчете о движении денежных средств отражаются изменения не только в наличных денежных средствах, но и в денежных эквивалентах. К денежным эквивалентам относятся  краткосрочные и высоколиквидные  инвестиции, свободно обратимые в  заранее известную сумму денежных средств с незначительным риском колебаний стоимости. Инвестиции, признаваемые эквивалентами денежных средств, держат на балансе не столько для получения  инвестиционного дохода либо контроля над деятельностью объекта инвестиций, сколько для обеспечения исполнения краткосрочных обязательств. Это  своего рода прием управления денежными  средствами. К эквивалентам денежных средств относятся инвестиции с  кратким сроком обращения, как правило, не превышающим трех месяцев до даты погашения. При более длительных сроках обращения соответствующие  инвестиции обычно не отвечают требованию незначительности риска колебаний  стоимости.

В российской практике понятия  денежных эквивалентов нет. В правилах составления отчета о движении денежных средств говорится о денежных средствах, учитываемых в кассе  организации, на расчетных, валютных и  специальных счетах. Краткосрочные  депозиты в банках включаются в состав краткосрочных финансовых вложений. Отсутствует требование о раскрытии  ограничений на использование отраженных в отчетности денежных средств, а  также состава денежных средств.

Существуют значительные расхождения в методах подготовки информации – российские правила  предусматривают только прямой метод (нарастающим итогом с начала года), а МСФО - прямой и косвенный. Косвенный  метод более распространен в  мировой практике как метод составления  отчета о движении денежных средств. Он включает в себя элементы анализа, так как базируется на сопоставлении  изменений различных статей бухгалтерского баланса за отчетный период, характеризующих  имущественное и финансовое положение  организации, а также включает анализ движения основных средств, их амортизацию  и другие показатели, которые невозможно получить исключительно из данных бухгалтерского баланса. В результате применения косвенного метода финансовый результат (чистая прибыль) организации за период преобразуется  в разность между величинами денежных средств, находящихся в распоряжении организации по состоянию на начало и конец отчетного периода. Необходимо отметить, что при подготовке консолидированной  отчетности прямой метод является малоприменимым, т.к. требует больших затрат на получение  необходимой информации по каждому  из консолидируемых предприятий.

Согласно МСФО при отражении  денежных потоков в иностранной  валюте их величина пересчитывается  в валюту отчетности по курсу, принятому  на дату движения денежных средств. По российским стандартам в случае наличия (движения) денежных средств в иностранной  валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому  ее виду. После этого данные каждого  расчета, составленного в иностранной  валюте, пересчитываются по курсу  Центрального банка Российской Федерации  на дату составления бухгалтерской  отчетности. Полученные данные по отдельным  расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета. Основные различия, которые существуют в подходах к классификации видов  деятельности, приведены в приложении 6.

Таким образом, в отношении  отчета о движении денежных средств  также остаются существенные различия между российскими и международными стандартами финансовой отчетности.

2.1.6. Прочие различия.

Консолидированная (сводная) отчетность. Одно из ключевых отличий МСФО и российской системы учета – это различия при подготовке консолидированной или сводной отчетности. Термин «консолидированная» используется в МСФО, «сводная» - в российском законодательстве. Необходимость составления сводной бухгалтерской отчетности предусматривается Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, (Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. Приказа Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н). В нем говорится, что в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Минфином России «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».

Предприятие может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность, если одновременно соблюдаются следующие  условия:

  • сводная бухгалтерская отчетность составлена на основе МСФО;
  • группой обеспечена достоверность сводной бухгалтерской отчетности, составленной на основе МСФО;
  • пояснительная записка к сводной бухгалтерской отчетности содержит перечень применяемых требований бухгалтерской отчетности, раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, включая оценки, отличающиеся от правил, предусмотренных нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Министерства финансов Российской Федерации.

Информация о работе Международные стандарты финансовой отчетности и российские учетные страндарты