Международные стандарты финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование по применению стандартов бухгалтерской отчетности на предприятии ОАО «Тяжмаш» и выработка рекомендаций по её совершенствованию. В ходе написания дипломной работы ставились следующие задачи:
Первая задача: раскрытие международных аспектов финансовой отчетности; совершенствование бухгалтерского учёта в России и приближения его к международным стандартам финансовой отчётности.
Вторая задача: анализ финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «Тяжмаш»; выявление основных проблем на предприятии ОАО «Тяжмаш».
Третья задача: разработать рекомендации по применению бухгалтерских стандартов финансовой отчётности на предприятии ОАО «Тяжмаш».

Содержание работы

Введение
Значение перехода бухгалтерского учёта в России на международные стандарты финансовой отчётности
Экономическая сущность бухгалтерского учёта в России
Система законодательного регулирования бухгалтерского учёта в России
Международные аспекты финансовой отчетности
МСФО. Его цели и задачи
Реформирование бухгалтерского учёта в России в соответствии с МСФО
Роль и место ИПБ России
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «Тяжмаш»
Характеристика предприятия ОАО «Тяжмаш»
Технико – экономическое обоснование на предприятии ОАО «Тяжмаш»
Анализ структуры прибыли на предприятии ОАО «Тяжмаш»
Горизонтальный анализ активов предприятия ОАО «Тяжмаш»
Применение стандартов на предприятии ОАО «Тяжмаш»
Разработка рекомендаций по применению бухгалтерских стандартов на предприятии ОАО «Тяжмаш»
Безопасность жизнедеятельности на предприятии ОАО «Тяжмаш»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ С РАМКОЙ.docx

— 207.03 Кб (Скачать файл)

Изменения в экономической системе Российской Федерации привели к изменению в деятельности предприятий, которое должно было найти адекватное отражение в бухгалтерском учете. И бухгалтерский учет в России действительно подвергся коренному изменению. В настоящее время он далеко ушел от бухгалтерского учета в СССР. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были учтены многие положения и стандарты международного учета.

Россия начала свое движение с точки более высокого развития (т.к. смогла использовать большое количество международных наработок) и много большего уровня регулирования, то прогресс России следует признать исключительно быстрым.

Тем не менее, сегодняшняя система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая связана с её происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики. Не все из «пережитков» старой системы действительно являются пережитками, российская и советская школа теории бухгалтерского учета разработала некоторые понятия и методы, которые не утратили своего значения и сегодня, более того, они начинают постепенно получать распространение и в практике учета в развитых странах. Также некоторые из различий носят номинальный характер, сводятся к различию терминов и понятий.

Но некоторые особенности современной российской системы бухгалтерского учета объективно снижают её ценность для участников хозяйственного оборота и препятствуют нормальному развитию экономики. Одновременно экономическая система России продолжает интенсивно изменяться, возникают новые виды хозяйственной деятельности, которые должны найти адекватное отражение в учете. Роль и концепции бухгалтерского учета потерпели кардинальные преобразования с переходом российской экономики к рынку. Был декларирован переход к современной системе учета. И действительно, преобразованная система учета много лучше соответствует потребностям рыночной экономики. Основное отличие все же продолжает сохраняться - основным потребителем бухгалтерской информации продолжает оставаться государство в лице налоговых органов, а регулирующая роль участников делового оборота - инвесторов, кредиторов, менеджеров, а также самих бухгалтеров и аудиторов - сведена к минимуму. Отсутствие реальной потребности в данных учета, которое наблюдалось до последнего времени, и достаточно низкая квалификация большинства бухгалтеров и потребителей бухгалтерской информации привели к тому, что подлинное развитие (т.е. движение и столкновение с различными проблемами) бухгалтерского учета для рыночной экономики в России только начинается.

 

 

1.2 Система законодательного регулирования бухгалтерского учета в России

 

В настоящее время переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организациях, а также определение роли государственных органов в ее создании.

В соответствии со ст. 3 Закона о бухгалтерском учете законодательство Российской

Федерации о бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

  • обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
  • составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Федеральный закон о бухгалтерском учете устанавливает четыре уровня законодательного регулирования бухгалтерского учета. 

Включение комментируемой статьи в текст Закона «О бухгалтерском учете» фактически произвело переворот в регулировании бухгалтерского учета в нашей стране.

Впервые на уровне федерального закона было установлено, что именно Правительство Российской Федерации, а не центральные органы исполнительной власти, например, Министерство финансов, осуществляет «общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации».

Таким образом, из ведения Министерства финансов бухгалтерский учет перешел в ведение Правительства Российской Федерации, а это означает, что планы счетов, положения и другие нормативные акты, кем бы они ни разрабатывались, даже Министерством финансов РФ, должны быть согласованы и одобрены аппаратом Правительства РФ.

В соответствии с п. «б» ст. 114 Конституции РФ Правительство «обеспечивает

проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики». Данное положение Конституции закреплено ст. 15 «Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики» Закона РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 № 2-ФЗ.

Пункт 1 ст. 5 Закона «О бухгалтерском учете», возложив на Правительство РФ общее методологическое руководство бухгалтерским учетом, установил, таким образом,

приоритет государственного регулирования бухгалтерского учета в стране.

Пункт 2 ст. 5 Закона косвенно указывает на то, что к органам, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, в первую очередь относится Министерство финансов Российской Федерации. Специально устанавливается, что «нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ».

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 273, в число основных задач Министерства финансов России входит «обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях».

Согласно ст. 6 Положения Министерство финансов Российской Федерации подготавливает предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации; утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях); устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об использовании федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций (пл. 52, 53, 54 ст. 6 Положения). 

Существенная роль в разработке методологических и Методических материалов в настоящее время отводится Институту профессиональных бухгалтеров России. В ближайшее время очередные положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) будут выходить с грифом «разработано Институтом профессиональных бухгалтеров» и утверждено (одобрено) Методологическим советом по бухгалтерскому учету Министерства финансов

РФ.

К настоящему времени федеральными законами, помимо Министерства финансов РФ, право регулирования бухгалтерского учета предоставлено следующим органам:

  • Центральному банку Российской Федерации (ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») — по банкам и иным кредитным учреждениям;
  • Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ст. 42 Федерального закона «О рынке ценных бумаг») — по профессиональным участникам рынка ценных бумаг и эмитентам;
  • Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью (ст. 28 Закона Российской Федерации «О страховании») — по страховым организациям. Функции последней переданы Министерству финансов России и др.

При этом только в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не предусматривается необходимость совместной работы над правилами учета и отчетности с Министерством финансов РФ.

Следовательно, на федеральном уровне невозможно учесть все отраслевые и региональные особенности осуществления бухгалтерского учета. Поэтому наряду с законодательным используется нормативное регулирование бухгалтерского учета, осуществляемое, прежде всего, Министерством финансов РФ, а также другими органами отраслевого и регионального управления. Кроме того, при осуществлении деятельности конкретной организацией имеют место особенности, обусловленные технологическими, управленческими и иными причинами, что вызывает необходимость регулирования бухгалтерского учета и на уровне организации.

Поэтому в системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета можно выделить следующие уровни:

Первый уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют законы и иные законодательные акты: Гражданский кодекс Российской Федерации (приняты Государственной Думой — часть 1 — от 21.10.95, часть 2 — от 01.03.96) Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 № 34н. В ГК РФ закреплены многие вопросы учетной работы: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического   лица, обязательное утверждение годового бухгалтерского отчета, понятие чистых активов и т.д. Последние  же  два  приведенных  документа  устанавливают  единые  методологические 

основы  бухгалтерского учета на территории России для всех юридических лиц, а также определяют порядок  организации   и   ведения   бухгалтерского   учета   и   предоставления   бухгалтерской   информации пользователям. Кроме того, к документам этого уровня относятся указы Президента РФ, постановления правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организациях. Весьма важными документами первого уровня системы являются также законы соответствующих организационно-правовых  форм  экономических  субъектов,  например,  Федеральный закон  «Об акционерных обществах» и др.

Указы Президента Российской Федерации. Указы Президента РФ могут

регулировать практически любую сферу общественной жизни, производственной и иной деятельности. В части бухгалтерского учета указы Президента РФ могут устанавливать общие принципы осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций. В настоящее время, характеризующееся реформированием законодательной нормативной базы рыночных отношений, указы Президента РФ разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности законодательно не урегулирован, а осуществление данного вида деятельности необходимо. Примерами могут быть указы, регулирующие аудиторскую деятельность, некоторые стороны земельных отношений и т. п. Как правило, через какое-то время в развитие указа разрабатывается и принимается Федеральным Собранием соответствующий федеральный закон. После чего указ Президента РФ отменяется, и начинают действовать положения данного закона.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Эти документы разрабатываются, как правило, в развитие федеральных законов и указов Президента Российской Федерации. В постановлениях и распоряжениях Правительства РФ детализируются и уточняются отдельные требования федеральных законов и указов Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом   Российской Федерации.

Второй уровень — положения по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые Министерством финансов РФ. Данные положения относятся к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, (а не к системе законодательного регулирования указанных вопросов). В этих документах устанавливаются общие правила ведения бухгалтерского учета в организациях и порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов хозяйственных операций или

операций, осуществляемых организациями и предприятиями различных организационно-правовых форм. Основным документом данной системы является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Кроме того, в настоящее время (по состоянию на конец 2001 г.) действует 14 отдельных положений по бухгалтерскому учету. К документам этого же уровня следует отнести планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению. Требования положений по бухгалтерскому учету не могут противоречить документам более высоких уровней. Если же подобные противоречия имеют место, соответствующие пункты положений применяться не должны.

Третий  уровень — методические рекомендации, инструкции  и т. п. нормативные

документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами управления (министерствами и ведомствами). Требования данных документов носят общий характер и обязательны к применению всеми организациями, ведущими бухгалтерский учет. Положения, противоречащие положениям документов более высоких уровней, применению не подлежат.

Методические рекомендации, инструкции и т.  п.  нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений но бухгалтерскому учету, разрабатываемые и  утверждаемые федеральными  отраслевыми органами управления (министерствами и ведомствами). К числу таких органов управления относятся, например, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли  Российской   Федерации.   Требования   документов  данного  уровня   обязательны   к   применению организациями, осуществляющими деятельность, регулируемую соответствующими министерствами или ведомствами.

Информация о работе Международные стандарты финансовой отчетности