Международный стандарт аудита 240 «Ответственность аудитора по рас¬смотрению мошенничества при аудите финансовой отчетности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:15, реферат

Описание работы

1.Целью настоящего Международного стандарта аудита (МСА), является установление стандартов и предоставление рекомендаций и отношении обязанностей аудитора по рассмотрению случаев мошенничества и ошибок в процессе аудита финансовой отчётности.
2.В процессе планирования и выполнения аудиторских процедур, а также при оценке результатов этих процедур аудитору необходимо рассмотреть риск существенных искажений финансовой отчётности, возникающих в результате мошенничества или ошибки.

Файлы: 1 файл

фпсад 5 - копия.doc

— 71.10 Кб (Скачать файл)

б) рассмотреть необходимые меры и наметить конкретных участников аудиторской группы для проведения запланированных аудиторских процедур;

в) определить порядок ознакомления участников аудиторской группы с результатами проведенных аудиторских процедур, а также порядок рассмотрения любых факторов, свидетельствующих о возможности наличия недобросовестных действий, которые могут попасть в поле зрения аудитора.

14. Обсуждение участниками аудиторской группы подверженности бухгалтерской отчетности аудируемого лица существенному искажению в результате недобросовестных действий должно, как правило, включать:

а) обмен мнениями о том, каким образом и в каких областях бухгалтерская отчетность аудируемого лица может быть подвержена существенному искажению, возникающему в результате недобросовестных действий, как руководство аудируемого лица могло бы совершать и скрывать факты недобросовестного составления бухгалтерской отчетности, а также каким образом активы аудируемого лица могут быть присвоены;

б) рассмотрение обстоятельств, которые могут указывать на наличие факта манипулирования прибылью, а также случаев, которые могли бы побуждать руководство аудируемого лица манипулировать прибылью, что могло бы привести к недобросовестному составлению бухгалтерской отчетности;

в) рассмотрение известных внешних и внутренних обстоятельств, оказывающих влияние на деятельность аудируемого лица и способных создать мотивирующие факторы или оказать давление на руководство аудируемого лица и других лиц в отношении совершения недобросовестных действий, обеспечить возможность совершения таких действий, а также указывающих на деловую культуру или среду, которые побуждают руководство аудируемого лица к недобросовестным действиям;

г) рассмотрение степени вовлеченности руководства аудируемого лица в процесс контроля за действиями работников, имеющих доступ к наличным денежным средствам или иным активам, подверженным присвоению;

д) рассмотрение любых необычных или необъяснимых изменений в поведении лиц из числа руководства аудируемого лица или работников, которые стали известны участникам аудиторской группы;

е) учет всех видов обстоятельств, возникновение которых могло бы свидетельствовать о признаках наличия недобросовестных действий;

ж) рассмотрение того, как внезапность проведения аудиторских процедур может повлиять на их характер, объем и временные рамки;

з) разработка аудиторских процедур, которые могут быть выполнены в связи с подверженностью бухгалтерской отчетности существенным искажениям в результате недобросовестных действий, а также определение, какие отдельные виды аудиторских процедур могут оказаться более эффективными по сравнению с другими процедурами;

и) рассмотрение любых факторов, свидетельствующих о возможности наличия недобросовестных действий, которые попали в поле зрения аудитора;

к) анализ риска того, что средства контроля могут быть обойдены руководством аудируемого лица.

15. В процессе понимания деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, при выполнении аудиторских процедур оценки рисков и связанных с ними действий аудитор должен выполнить аудиторские процедуры, указанные в пунктах 16, 17, 20, 23 - 26 настоящего стандарта, с целью получения информации, необходимой для выявления рисков существенных искажений в результате недобросовестных действий.

16. Аудитор направляет руководству аудируемого лица запросы в отношении:

а) собственной оценки руководства аудируемого лица рисков того, что бухгалтерская отчетность может быть существенно искажена в результате недобросовестных действий, включая характер, объем и периодичность проведения такой оценки;

б) проводимого руководством аудируемого лица процесса выявления и реагирования на риски недобросовестных действий, включая любые выявленные руководством аудируемого лица конкретные риски или риски, на которые было обращено внимание руководства аудируемого лица, а также процесса определения в наибольшей степени подверженных риску искажения в результате недобросовестных действий остатков по счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций или фактов раскрытия информации.

Для аудируемых лиц, осуществляющих деятельность в нескольких местах, процесс выявления рисков руководством аудируемого лица может включать различные уровни мониторинга операционных и географических сегментов, а также устанавливает наличие операционных и географических сегментов. Руководство аудируемого лица может также идентифицировать отдельные операционные или географические сегменты с большей вероятностью присутствия риска недобросовестных действий;

в) взаимодействия (если оно имеет место) между руководством аудируемого лица и представителями собственника аудируемого лица в отношении процесса выявления рисков, возникающих в результате недобросовестных действий, и принятия мер в отношении таких рисков;

г) взаимодействия (если оно имеет место) между руководством аудируемого лица и работниками аудируемого лица в части доведения до сведения работников точки зрения руководства на вопросы деловой практики и норм этики.

17. Аудитор направляет руководству и работникам аудируемого лица запросы в целях выяснения наличия у них сведений:

а) о каких-либо фактически совершенных или подозреваемых недобросовестных действиях;

б) о факторах риска недобросовестных действий.

18. Запросы, направляемые аудитором руководству аудируемого лица, могут дать полезную информацию о рисках существенных искажений бухгалтерской отчетности в результате недобросовестных действий со стороны работников аудируемого лица, но, как правило, не обеспечивают получение полезной информации о рисках существенного искажения бухгалтерской отчетности в результате недобросовестных действий со стороны руководства аудируемого лица.

При оценке ответов руководства аудируемого лица на запросы аудитор должен проявлять профессиональный скептицизм. При необходимости аудитор может подтверждать ответы руководства аудируемого лица на запросы информацией, полученной из других источников.

19. Запросы, направляемые работникам аудируемого лица, отличным от руководства аудируемого лица, могут дать респондентам возможность передать аудитору информацию, которую они не могут сообщить ему иным способом. Аудитор может направить запросы, связанные с выяснением информации о совершенных или подозреваемых недобросовестных действиях, в частности, следующим работникам:

а) производственному персоналу, непосредственно не участвующему в составлении бухгалтерской отчетности;

б) работникам с различными административными функциями и полномочиями;

в) работникам, принимающим участие в инициировании, обработке или учете сложных или необычных хозяйственных операций, а также лица, осуществляющие надзор или мониторинг работы этих работников;

г) работникам юридической службы аудируемого лица;

д) работникам, курирующим вопросы соблюдения профессиональной этики, или аналогичному ответственному лицу;

е) работникам, ответственным за выявление факторов, свидетельствующих о возможных недобросовестных действиях.

Если в структуре аудируемого лица имеется служба внутреннего аудита, то аудитор направляет запросы работникам этой службы в целях выяснения наличия у них сведений о каких-либо фактически совершенных или подозреваемых недобросовестных действиях или факторах риска недобросовестных действий, способных оказать влияние на деятельность аудируемого лица. Например:

а) проводились ли внутренними аудиторами в течение года какие-либо процедуры по выявлению недобросовестных действий;

б) насколько адекватно реагировало руководство аудируемого лица на любые факты, выявленные в ходе проведения таких процедур.

20. Аудитор должен установить, как представители собственника осуществляют надзор за процессом выявления руководством аудируемого лица рисков, связанных с недобросовестными действиями, и принятием ответных действий в отношении таких рисков, а также контролем за функционированием системы внутреннего контроля, установленной для снижения таких рисков (за исключением случаев, когда представители собственника аудируемого лица непосредственно участвуют в управлении аудируемым лицом).

21. Понимание того, как представители собственника аудируемого лица контролируют процесс выявления рисков, осуществляемым руководством аудируемого лица, и его ответными действиями в отношении рисков в результате недобросовестных действий, а также за установленными руководством аудируемого лица для снижения этих рисков средствами контроля, может способствовать пониманию аудитором подверженности деятельности аудируемого лица недобросовестным действиям со стороны руководства аудируемого лица, о надлежащем характере средств контроля, а также об уровне профессиональной компетентности руководства аудируемого лица и его деловой порядочности. Аудитор может получить такую информацию посредством посещения мероприятий, на которых обсуждаются эти вопросы, ознакомления с содержанием протоколов этих мероприятий и направления запросов представителям собственника аудируемого лица.

22. В случае, когда все представители собственника аудируемого лица участвуют в управлении аудируемым лицом (например, субъект малого предпринимательства управляется непосредственным владельцем), аудитор не должен предпринимать соответствующих действий в связи с отсутствием надзора, отличного от контроля руководства аудируемого лица.

23. За исключением тех случаев, когда представители собственника аудируемого лица непосредственно участвуют в управлении аудируемым лицом, аудитор направляет запросы представителям собственника аудируемого лица в целях выяснения наличия у них сведений о каких-либо фактически совершенных или подозреваемых недобросовестных действиях или факторах риска недобросовестных действий, способных оказать влияние на деятельность аудируемого лица. Эти запросы направляются, в том числе, и с целью подтверждения ответов руководства аудируемого лица.

24. Аудитор должен рассмотреть выявленные в ходе выполнения аналитических аудиторских процедур, в том числе в отношении счетов учета выручки, необычные или неожиданные взаимосвязи, которые могут свидетельствовать о наличии рисков существенного искажения в результате недобросовестных действий.

25. Аудитор должен рассмотреть, указывает ли прочая полученная им информация на риск существенных искажений в результате недобросовестных действий. В дополнение к информации, полученной в результате проведения аналитических процедур, аудитор должен рассмотреть прочую информацию об аудируемом лице и среде, в которой эта деятельность осуществляется. Обсуждение, проводимое участниками аудиторской группы, может обеспечить определение информации, способствующей выявлению таких рисков. Кроме того, полезной для выявления рисков существенного искажения, возникающего в результате недобросовестных действий, может быть информация, полученная аудитором в ходе решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующим, а также его опыт, полученный после выполнения других заданий для аудируемого лица, например, заданий по обзору промежуточной финансовой информации.

26. Аудитор должен оценить, свидетельствует ли информация, полученная в результате других процедур оценки рисков и связанных с ними действий, о наличии одного или более факторов риска недобросовестных действий. Факторы риска недобросовестных действий не всегда могут указывать на наличие недобросовестных действий, однако они зачастую сопутствуют обстоятельствам, в которых совершаются недобросовестные действия, и поэтому могут указывать на наличие риска существенного искажения в результате недобросовестных действий.

27. Аудитор может определить события или условия, свидетельствующие о наличии мотивирующих факторов или факторов давления совершить недобросовестные действия, или обеспечивающих возможность их совершения. Например:

а) существование необходимости оправдать ожидания третьей стороны относительно дополнительного увеличения капитала может создать предпосылки для совершения недобросовестных действий;

б) установление значительных премиальных выплат при получении нереально завышенных показателей прибыли может создать стимул для совершения недобросовестных действий;

в) существование неэффективной контрольной среды может способствовать совершению недобросовестных действий.

28. Определение того, имеет ли место фактор риска недобросовестных действий и целесообразно ли его рассматривать при оценке рисков существенного искажения бухгалтерской отчетности в результате недобросовестных действий, осуществляется аудитором на основе профессионального суждения.

Примеры типичных факторов риска недобросовестных действий приведены в приложении 1 к настоящему стандарту.

29. Масштаб, сложность деятельности и структура собственности аудируемого лица оказывают существенное влияние на рассмотрение аудитором факторов риска недобросовестных действий. Например, в отношении аудируемого лица аудитор, как правило, рассматривает следующие факторы, ограничивающие возможность недобросовестного поведения со стороны руководства аудируемого лица:

а) эффективная работа представителей собственника аудируемого лица;

б) эффективная работа службы внутреннего аудита аудируемого лица;

в) наличие и применение утвержденного кодекса корпоративного поведения.

Вместе с тем аудитор должен принять во внимание, что анализ факторов риска недобросовестных действий, проводимый на уровне операционного сегмента, может дать результаты, отличающиеся от результатов анализа, проводимого на уровне аудируемого лица в целом.

30. Для аудируемого лица - субъекта малого предпринимательства (далее - малое аудируемое лицо) подобный анализ частично или полностью не применим или носит менее значимый характер. Например, у малого аудируемого лица может отсутствовать кодекс корпоративного поведения. Вместо этого у малого аудируемого лица может существовать корпоративная культура, в основе которой такие ценности, как деловая порядочность и соблюдение норм профессиональной этики, поддерживаемые руководством малого аудируемого лица в процессе устного общения и личным примером. Как правило, сами по себе доминирующие позиции руководства малого аудируемого лица, состоящего из одного лица, не указывают на отсутствие проявления со стороны руководства малого аудируемого лица правильного отношения к системе внутреннего контроля и порядку составления бухгалтерской отчетности. В отдельных малых аудируемых лицах необходимость получения разрешения руководства малого аудируемого лица на проведение тех или иных действий компенсирует слабую работу средств контроля и снижает риск совершения недобросовестных действий со стороны работников. Вместе с тем доминирующие позиции руководства малого аудируемого лица, состоящего из одного лица, могут свидетельствовать о потенциально слабом управлении, поскольку это обстоятельство дает возможность руководству малого аудируемого лица обойти средства контроля.

Информация о работе Международный стандарт аудита 240 «Ответственность аудитора по рас¬смотрению мошенничества при аудите финансовой отчетности»